Математическая игра "Счастливый случай". 8-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель мероприятия:

  • повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор;
  • развивать у учащихся интерес к занятиям математикой;
  • углубить представление обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;
  • воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности и коллективизма.

В игре принимают участие команды учащихся 8-х классов в количестве 4–5 человек. Заранее определяется счетная комиссия из учителей, учеников и их родителей.

Оборудование: презентация, составленная по материалам к каждому гейму, секундомер, бочка с бочонками, музыкальное оформление, грамоты.

Ход мероприятия

1 этап. Вступительное слово.

Слайд 1

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рад приветствовать вас на математической игре «счастливый случай»! Наши команды приготовились идти по нелёгкому пути к победе. И для того, чтобы сегодня выиграть, не забывайте пословицы: «Обдумай раньше, чем дело начать», «Видит око далеко, а ум дальше». Пусть Математика и Удача принесут вам, ребята, Счастливый случай!

2 этап. Первый гейм «Дальше… дальше… дальше…»

Слайд 2

Вопросы первой команде:

  1. Чему равен арифметический квадратный корень из 121? ( 11)
  2. Найти корень уравнения х2 = – 8? (корней нет)
  3. Чему равна площадь круга с радиусом R? (S = 2)
  4. Как называется угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают окружность? (вписанный)
  5. Может ли угол параллелограмма быть равен 2000? (нет)

Вопросы второй команде:

  1. Чему равно произведение чисел 7, 8 и 125? (7000).
  2. Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет? (трапеция)
  3. Как называется четырехугольник, площадь которого равна произведению смежных сторон? (прямоугольник)
  4. Отношение противолежащего катета к гипотенузе называется …? (синус острого угла прямоугольного треугольника)
  5. Что собой представляет график функции ? (прямая)

Вопросы третьей команде:

  1. Отношение прилежащего катета к гипотенузе называется …? (косинус острого угла прямоугольного треугольника)
  2. Как называется четырехугольник, у которого диагонали взаимно перпендикулярны, точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов? (ромб)
  3. Прямая, имеющая одну общую точку с окружностью, называется…? (касательной)
  4. Что больше 5 или ? ( )
  5. Что является графиком функции ? (гипербола)

Вопросы четвёртой команде:

  1. Чему равна четверть часа? (15 минут)
  2. Чему равна площадь параллелограмма? (Произведению его основания на высоту, проведённую к этому основанию)
  3. Как измеряется вписанный угол в окружность? (Половиной дуги, на которую он опирается)
  4. Отношение противолежащего катета к прилежащему катету называется …? (тангенсом острого угла прямоугольного треугольника)
  5. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство? (корень)

3 этап. Второй гейм «Гонка за лидером» – игра «Перевёртыши»

Слайд 3

Эта игра заключается в том, что слова какой – нибудь известной фразы, например, пословицы, заменяются антонимами. Выигрывает тот, кто первым разгадает настоящую фразу. Например, «Зайцев пугать – с опушки бежать». Какая пословица зашифрована? Ответ: «Волков бояться – в лес не ходить».

В нашем гейме будут «зашифрованы» математические выражения. Не все математические термины имеют антонимы, поэтому заменяем слова по принципу: «квадрат» – «куб», «параллельный» – «перпендикулярный», «площадь» – «периметр» и т.д.

  1. Умножать на 1 можно! (Делить на 0 нельзя!) Слайд 4
  2. Неправильное целое больше 0. (Правильная дробь меньше 1) Слайд 5
  3. Кривая дуга больше свёрнутой. (Прямой угол меньше развёрнутого) Слайд 6
  4. Перпендикулярные отрезки скрещиваются. (Параллельные прямые не пересекаются) Слайд 7
  5. Периметр треугольника не равен кубу чужого угла (Площадь квадрата равна квадрату его стороны) Слайд 8

4 этап. Третий гейм «Заморочки из бочки»

Слайд 9

Каждая команда получает один бочонок с номером задания и решает его.

  1. Вычислите , если x+2y=5. []
  2. Упростите выражение . [2-a]
  3. Известно, что x +=2,5. Не вычисляя x, найдите х2 + . [4,25]
  4. Сережа пришел к своему другу Диме.
    – Что же ты у нас не был вчера? – Спросил Дима. – Ведь вчера моя бабушка праздновала день рождения.
    – Я не знал, – сказал Сережа – А сколько лет твоей бабушке?
    Дима ответил замысловато:
    – Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся её день рождения. Вчера она праздновала этот день в 15-й раз. Вот сколько лет моей бабушке? [60 лет]

V этап. Четвёртый гейм «Тёмная лошадка»

Слайд 10

I уровень

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

Вопрос 1: Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое сравнение», что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь? (Л.Н. Толстой) Слайд 11

Вопрос 2: По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий его имя ныне? (М.В. Ломоносов) Слайд 12

Вопрос 3: Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Л.Н. Толстой для детей Яснополянской школы) Слайд 13

II уровень

Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э., Пифагора, Архимеда, Фалеса.

Вопрос 1: Кто из ученых сформулировал следующие теоремы: «Вертикальные углы равны», «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны», «Диаметр делит круг пополам» и др.? (Фалес) Слайд 14

Вопрос 2: кто из ученых помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. (Архимед) Слайд 15

Вопрос 3: Кому из них принадлежат слова «Числа правят миром»? (Пифагор) Слайд 16

III уровень

Слайд 17

ЛОКОТЬ ДЮЙМ ФУТ ФУНТ

Вопрос 1: Верно ли, что это единицы измерения длины?

Ответ: нет, фунт – единица веса и счетно – денежная единица.

Вопрос 2: Расположите единицы длины в порядке убывания.

Ответ: 1 локоть , 1 фут ,1 дюйм

6 этап. Пятый гейм «Ты – мне, я – тебе»

Слайд 18

Объявление для всех!

Конкурсантов ждет успех!

Построенье выполняйте, счет команды пополняйте.

Задача конкурса: совместными усилиями в атмосфере взаимопомощи выполнить построение на координатной прямой.

Отметить на координатной плоскости точки и последовательно соединить.

(-9;-1); (-2;-5); (0;5); (2;3); (2;1); (0;-1); (-;-1); (-5;-5); (-6;-5); (-9;-8); (-11;-9); (-8;-5); (-12;-8); (-10; -5); (-12:-6); (-10;-4); (-12;-4); (-11;-1); (-11;2); (-6;6); (-4;7); (-4;10); (-2;12); (-3;12); (-1;14); (0;14); (-1;15); (0;15); (1;14); (1;16); (2;15); (2;16); (3;15); (3;16); (4;15); (4;16); (6;14); (6;8); (7;8); (6;7); (7;6); (6;6); (5;5); (5;0); (4;-1); (4;-2); (-1;-7); (-5;-9); (-12;-17); (-11; -14); (-13;15); (-11;-12); (-12;-12); (-10;-10); (-9;-8); (2;10).

Во время выполнения задания пятого гейма зрителям предлагаются вопросы и старинные задачи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

  1. Как называется четвёртая буква греческого алфавита? (Дельта)
  2. Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника? (360 градусов)
  3. У людей какой профессии постоянно перед глазами пять параллельных линий? (Музыканты. Нотный стан имеет пять линий)
  4. Как на языке геометрии будет называться правильный шестигранник? (Гексаэдр, или куб)
  5. Какой древний город по преданию стоял на 7 холмах? (Рим)
  6. В какой спортивной игре, изобретённой в 1895 году в США В.Морганом, на площадке играют команды, состоящие из шести человек? (Волейбол)
  7. Какой угол образуют часовые стрелки, когда на часах 6.00? (Развёрнутый)
  8. В каком городе мира впервые стали отмерять ход времени семидневными неделями? (Вавилон)
  9. Какую приставку обычно употребляют физики и математики, когда видят число 106? (Мега…)
  10. Какую процедуру народная мудрость советует совершить семь раз, прежде чем один раз совершить другую процедуру? («Семь раз отмерь, один раз отрежь»)

Старинные задачи для зала

  1. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по кошке. Сколько существ направлялось в Москву? [1]
  2. Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину да ещё десяточек, то у меня была бы целая сотня. Сколько яблок у нее было? [60]
  3. Брат и сестра получили в наследство 90 тыс. рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 тыс. рублей, то брат окажется вдвое богаче своей сестры. Сколько денег досталось брату и сестре? [брат – 50000, сестра – 40000]
  4. Две богомолки отправились в Троице-Сергиеву Лавру. Обе они прошли 60 вёрст. Сколько верст прошла каждая, если шли с одинаковой скоростью? [60 вёрст]
  5. Арбуз стоит 100 рублей и ещё пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? [200 руб.]
  6. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков? [6 дней]
  7. В классе 35 учеников. Мальчиков на три больше, чем девочек. Сколько мальчиков и сколько девочек? [19 мальчиков и 16 девочек]
  8. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? [2]
  9. Угол в 1о рассматривают в лупу, дающую четырехкратное увеличение. Какой величины окажется угол. [1о]
  10. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел 3, 20, 80, 20000, 12, 2?
  11. На дереве сидело 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве. [Ни одной]
  12. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? [30 км]

7 этап. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Литература:

  1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лице», 2002.
  2. Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Карпеев Э.И. Михаил Васильевич Ломоносов: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. – М.: Просвещение, 1994.
  5. Математика. Предметная неделя в школе/ авт.-сост.: Г.И.Григорьева. – М.: Глобус, 2008.
  6. Фарков А.В. Математические кружки в школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Час занимательной математики/ Под ред. Л.Я.Фальке. – М.: Илекса; Народное образование, 2003.