Цели и задачи мероприятия:
- Повышение познавательной активности учащихся, интереса к предмету
- Развитие логического мышления, умения грамотно излагать свои мысли
- Развитие культуры общения, воспитание умения работать в команде, воспитание чувства ответственности
Оборудование и материалы:
- Интерактивная доска, компьютер, презентация с заданиями конкурсов для команд
- Листы ответов для жюри
- Призы
Организация мероприятия
- К участию привлекаем 3 команды по 6 человек в каждой во главе с капитаном (количество команд - количество классов в параллели 7 классов)
- На сцене расположены три стола: стол лидера( в центре) и 2 игровых по обе стороны от лидера. По жребию одна из команд рассаживается за столом лидера
- Игра состоит максимально из 9 раундов. Выигрывает та команда, которая первой наберет 5 очков
- В каждом раунде предлагается, заранее подготовленный, вопрос. На обдумывание дается 2 минуты. По истечении 2-х минут команда-лидер дает ответ. Одновременно с играющей командой над вопросом думают резервные команды. Заслушав ответ играющей команды, ведущий просит резервные команды высказать свое мнение. Окончательным ответом знатоков считается последняя из поступившихся гипотез. Объявляется правильный ответ и с помощью жюри определяем, кто победил в этом раунде: знатоки или зрители.
- Если в раунде играющая команда ответила правильно, то она остается за столом лидера, если нет, то она уступает место резервной команде, которая дала правильный ответ. В случае, когда 3 команды ответили неудачно, место за столом лидера занимает команда №2 по жеребьевке.
- Примерно через два-три раунда проводится"пауза". Она возникает либо по объявлению ведущего (он имеет право сделать один раз за вечер), либо по просьбе играющей команды (ей это позволяется сделать один раз). "Пауза" - это номер художественной самодеятельности.
- В конце состязания ведущий объявляет общие итоги и выделяет ту команду знатоков, которая действовала наиболее удачно. Призами отмечают и команду победителя и отдельного игрока-лидера.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков геометрии. А начать его я хочу со слов одного мудреца, посвященных геометрии: "Высшее проявление духа - это разум. Высшее проявление разума - это геометрия ". Геометрия - это предмет для тех, кто умеет наблюдать, замечать и делать выводы. И, надеюсь, это вы сегодня продемонстрируете.
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.
Раунд 1. Ученик IX класса: "Уважаемые знатоки! Рассказывают, что Птолемей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его "Начала", на что тот ответил : . Так что ответил Евклид царю?" (Приложение 1, слайд 2)
Раунд 2. Ученица ???? класса: "Уважаемые знатоки! Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными?" (Приложение 1, слайд 3)
Раунд 3. Ученик ???? класса: "Уважаемые знатоки! Нарисуйте прямоугольник, площадь которого 12 см?, а сумма длин сторон 26 см." (Приложение 1, слайд 4)
Раунд 4. Ученица X класса: "Уважаемые знатоки! Сколько человек посещало школу Пифагора, если половина их изучала математику, четверть природу, седьмая часть проводила время в размышлении, и кроме того, было еще три женщины? (Приложение 1, слайд 5)
Раунд 5. Ученица IX класса: "Уважаемые знатоки! У меня в руках игральная карта: бубновый король. Посмотрите внимательно - на карте вы видите изображение ромба. У меня к вам такой вопрос: почему на картах бубновой масти изображён именно ромб, а не что-нибудь другое?" (Приложение 1, слайд 6)
Раунд 6. Ученик X класса: "Уважаемые знатоки! На уроках геометрии при решении задач, связанных с окружностью, обычно указывают, чему равен радиус окружности. А вот на технических чертежах и эскизах обязательно наносят диаметры окружностей, а не радиусы. Можете ли вы объяснить причину этого явления?" (Приложение 1, слайд 7)
Раунд 7. Ученик X? класса: "Уважаемые знатоки! Известный писатель Ю. Олеша, автор "Трех толстяков", писал: " В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку." Этот геометрический инструмент, согласно римскому поэту Овидию (1 в.), был изображен в древней Греции. О чем идет речь? (Приложение 1, слайд 8)
Раунд 8. Ученица X? класса: "Уважаемые знатоки! Я прошу Вас решить задачу Дидоны.
Финикийская царевна Дидона, спасаясь от своего брата, тирана Пигмалиона, отплыла из родного города Тира с небольшим отрядом своих сторонников. Было это, если верить легенде, около 825 года до нашей эры. Долго плыли царевна и ее спутники по Средиземному морю, пока не пристали к берегу Африки. Жили в тех местах нулидийцы. Пришельцы им были совершенно ни к чему. Но Дидоне некуда было деться, место ей понравилось, и царевна стала упрашивать нулидийского царя Ярба продать ей немного земли. Желая, видимо, отделаться от назойливой финикиянки, Ярб заломил баснословную цену за клочок земли, который можно окружить одной бычьей шкурой. К его удивлению и разочарованию, Дидона приняла это издевательское предложение, расплатилась и отправилась отмерить свою землю. Только она не стала расстилать шкуру на берегу. Как она это сделала?(Учащимся предлагается макет бычьей шкуры, вырезанный из альбомного листа бумаги и ножницы) (Приложение 1, слайд 9)
Раунд 9. Ученик X класса: "Уважаемые знатоки! Этот человек родился в Тверской губернии. Его отец на могильном камне написал, что "... отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом:". В 1700 г Петром ? он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский для школы учебник по математике и навигации. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его "вратами учености". В знак признания достоинств этого математика Петр ? пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо. Назовите фамилию этого великого математика. (Приложение 1, слайд 10)
Ответы: (Приложение 2)
Раунд 1. В геометрии нет царских дорог.
Раунд 2. Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк
Раунд 3. Это прямоугольник со сторонами 12см и 1см.
Раунд 4. 28
Раунд 5. Слово "ромбос", по гречески означает "бубен", раньше бубен имел форму квадрата.
Раунд 6. При вычерчивании окружности, надо знать её радиус, но в готовой детали проще замерять диаметр окружности. Кроме того, большинство отверстий получают путём сверления, а для этого надо знать диаметр сверла, а не радиус.
Раунд 7. Циркуль
Раунд 8. Сначала она разрезала ее так, что
получила тонкий кожаный ремешок (а он вышел очень
длинный), и этим ремешком окружила солидный
участок, на котором и основала в последствии
великий город Карфаген. Ярб был в ярости: так, как
его, мало кого одурачивали за всю историю
человечества. Но он был честным человеком и
сдержал слово: земля осталась за Дидоной. Так это
было или не так - теперь судить трудно. Но, между
прочим, карфагенская цитадель называлась Бирса,
что и значит "бычья шкура"
Итак, задача, которую пришлось решить Дидоне,
такова: какую наибольшую площадь можно окружить
веревкой заданной длины? Или, иначе: какая
геометрическая фигура среди фигур с одинаковым
периметром имеет наибольшую площадь?
(оказывается, круг)
Раунд 9. Магницкий
Подведение итогов игры.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Жюри объявляет результаты, называет победителя.
Заключительное слово предоставляется победителю.
Фотография на память.