Цели образовательные: Учить употреблять вежливые формы обращения, содержащие просьбу, благодарность. Учить формам вежливого общения между людьми.
Коррекционные: Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас. Развивать мышление, корректировать поведение.
Воспитательные: Воспитывать навыки и привычки культурного поведения дома, в общественных местах. Формировать привычки внимательного, доброго отношения к людям.
Оборудование: таблицы по культуре поведения, рассказ В.А.Осеевой "Волшебное слово", бумажный домик к игре "Магазин вежливых слов".
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы как думаете, почему мы должны культурно, вежливо себя вести? ( ... с вежливым человеком приятно общаться ... )
Когда закончите школу, вы станете строителями, механизаторами, животноводами, швеями. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти хорошими, культурными людьми: добрыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться.
Слово "вежливость" произошло от древнерусского слова "вета" - знаток, "ведать" - знать.
Буквальное значение слова "вежливость" - знающий как себя вести. Иначе сказать.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Человеческие качества - вежливость и доброта - неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит с собеседником. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту. Если у друга удача - добрый человек поздравит его, а если беда - добрые слова помогут утешить и успокоить. Не зря говорят:
"Доброта - она от века
Украшает человека".
Для того, чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится теплее, радостнее. Вежливые слова иначе называют "волшебными".
- Подумайте, почему их так называют? ( ... )
III. Сообщение темы урока
- О таких словах будем говорить на уроке.
Тема урока: "Вежливые формы обращения, содержащие просьбу или благодарность". (Запись темы на доске и в тетрадях)
IV. Чтение рассказа В.А. Осеевой "Волшебное слово".
V. Беседа по прочитанному:
1. Почему в начале рассказа все и во всем отказывали Павлику?
(... он был грубым, невежливым)
2. Что ему помогло?
(... слово "пожалуйста")
3. Почему слово "пожалуйста" мы называем "волшебным" словом?
4. Какие еще "волшебные" слова вы знаете, когда обращаетесь с просьбой?
VI. Работа с таблицами (чтение таблиц)
а) "Слова, выражающие просьбу":
- пожалуйста,
- разрешите,
- позвольте,
- будьте добры,
- прошу Вас.
- А какие слова употребляете, когда вы благодарны человеку за что-то?
(Ответы учащихся)
б) "Слова благодарности":
- спасибо,
- благодарю,
- Вы очень любезны,
- очень признателен
- А вы пользуетесь такими словами в интернате? дома? в транспорте?
(- В столовой - скажите "спасибо"
- Если тебе что-то дали (книгу), скажи "спасибо"
- Если тебе сказали "спасибо", ответь - "пожалуйста")
Из истории слов.
Спасибо - старинное слово, "спаси Бог" - спаси вас Бог за ваши добрые слова, дела.
Благодарю - дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость, хорошее дело.
VII. Работа в тетрадях. Записать слова благодарности и слова, выражающие просьбу (с таблицы).
VIII. Чтение стихотворения "Невежливая вежливость".
- Всегда ли "вежливые" слова имеют волшебную силу? Ответить на этот вопрос вам поможет стихотворение "Не вежливая вежливость".
- Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами, послушайте, что у него получилось.
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым "здравствуй" говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок,
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернул за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку -
Как невежлива девчонка ...
Нес вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал! Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться "вежливыми" словами. Хотя и произносил "волшебные" слова, но оказался невежливым. Почему?
( ... произносил Петрусь "волшебные" слова резким тоном, грубо)
- Сила "волшебных" слов зависит от того, как ты их произносишь.
Х. Чтение таблицы
Произносить волшебные слова нужно вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Тем самым проявляешь уважение к собеседнику.
- А если ты обращаешься резким тоном, отвернувшись в сторону, хотя и произносишь "волшебные" слова, но ты проявляешь неуважение к человеку.
ХI. Сценка "Пожалуйста"
Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отвернулась. Она боялась, что Лена испачкает ей брюки.
- Девочка, сиди спокойно, пожалуйста.
Так нельзя вести себя - заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала? возразила Леночка.
- Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
- И девочка, и старушка произнесли слово "пожалуйста".
Можно ли назвать Леночкино "пожалуйста" волшебным словом? Почему?
ХII. Вспомнить пословицы о вежливости, добре, воспитанности.
Пословицы.
- Учись доброму - дурное на ум не придет
- Про доброе дело говорите смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Как проживешь, так и прослывешь.
- Худо жить без ласкового слова.
- Не мудрен привет, а сердце покоряет.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- "Спасибо" - великое дело.
- Вежливости открываются все двери.
- Ничего не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
- Вежливость украшает человека.
- "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть))
- Ласковым словом и камень растопишь.
- Красив тот, кто красиво поступает.
- Добро помни, а зло забывай.
- За добро платят добром.
ХIII. Закрепление.
- Теперь проверим, как вы научились употреблять "волшебные слова".
1. Игра-упражнение "Магазин вежливых слов".
На полках в магазине стояли вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю, Вы очень любезны, очень признательны) и просьбы (пожалуйста, разрешите, позвольте, будьте добры, прошу Вас).
Но вдруг подул сильный ветер, и все слова упали и перепутались.
Надо их снова расставить по полкам.
(На доске прикрепляется бумажный домик. Окна домика служат полками-ветринами. "Волшебные" слова написаны на карточках. Два ученика расставляют карточки со словами на полки).
2. Упражнения - ситуации
- Как бы вы поступили в той или иной ситуации:
а) Вы забыли ручку в спальне, попросите ее у товарища.
б) Вы пришли в столовую, и вам не хватило чая. Как вы поступите?
в) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров прокомпостировать билет.
г) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря нужную книгу.
XIV. Чтение стихотворения М. Танича
- И закончим наш урок стихотворением - призывом, которое написал Михаил Танич
"Извини", "пожалуйста", "прости" и "разреши"
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы, таблицы умноженья,
Есть еще таблица, таблица уваженья.
Помните как азбуку,
Как дважды два:
"Спасибо" и "пожалуйста" -
Волшебные слова.
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет.
Перед словом вежливым двери отворяются,
Пусть оно почаще, почаще повторяется.
На доске написана пословица
Вежливости открываются все двери.
- Вот оказывается, как. Чтобы куда-то пройти, о чем-то попросить надо вежливое слово сказать, или за что-то вежливо поблагодарить и тогда перед тобой "откроются двери", откликнутся на твою просьбу.
XV. Итог урока:
1. О каких словах говорили на уроке?
2. Как правильно произносить "волшебные" слова?
3. Оценки за работу на уроке.
4. Поблагодарим гостей за то, что они нас посетили и скажем им слово благодарности ... (хором) "спа-си-бо".