Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство.
Б.М.Теплов подчёркивал, что в музыке мы через эмоцию познаём мир. Музыка есть эмоциональное познание.
Этому способствуют музыкальные занятия, которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения и игру на детских музыкальных инструментах.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже в раннем детстве основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. У других же, способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности - творчества.
Меня особенно привлекает работа по созданию детского оркестра. Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять детям, откуда и как рождаются звуки.
Изучив теоретический и практический материал таких педагогов-музыкантов, как Н.Г.Кононовой, Д.А.Рытова, К.Орфа, Т.Тютюнниковой и других, я составила план-программу знакомства и обучения детей игре на детских музыкальных инструментах "Маленькие музыканты", начиная с младшей группы. Приоритетной задачей в ней является формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, любви и интереса к музыкальной деятельности на основе понимания языка музыки.
В программе представлены подробные перспективные планы по всем возрастным группам с указанием задач, музыкального репертуара и методических приёмов. Через все занятия проходит принцип сюжетно-игрового единства, который позволяет создать условия для эмоционального и сознательного "погружения" детей в конкретный вид музыкальной деятельности. Тематика занятий соответствует реальным интересам детей ("Теремок", "Весенняя капель", "Зимушка-хрустальная", "Дождик", "Погремушки", "Музыкальная ярмарка" и др.) Поэтому основное внимание уделено подбору и оркестровке песен, инструментальному озвучиванию сказок, а также самостоятельности детей в подборе инструментов для аранжировки знакомых песен и небольших произведений.
В основе построения плана-программы "Маленькие музыканты" лежал принцип формирования и диагностирования музыкальных способностей детей в музыкальной деятельности, в творческом проявлении. Для этого я использовала основные методы:
- Индивидуальное диагностическое обследование.
- Наблюдение за детьми в процессе занятий.
- Наблюдение за детьми в самостоятельной деятельности.
Диагностирование проходило в форме игры, небольшими подгруппами.
Апробируя план-программу на протяжении уже 8 лет, я убедилась в том, что она помогает развитию у детей музыкальных способностей, творчества, самостоятельности. Анализируя результаты диагностики, я заметила, что 92% детей справляются с поставленными в ней задачами.
Результатами работы по моему плану-программе считаю:
- Знание детьми музыкальных инструментов и узнавание их по звучанию.
- Передача ритма при помощи музыкальных инструментов.
- Владение навыками игры на разных инструментах.
- Развитие творческого воображения (передача художественного образа с помощью музыкального инструмента).
- Подбор и применение в самостоятельной деятельности инструментов для оркестровки песен, сказок.
- Игра в оркестре.
Присутствуя на праздниках, концертах своих детей, родители проявляют огромную заинтересованность по развитию музыкальных способностей у ребёнка. Они понимают, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, в особенности игра на инструментах, стараются им дать музыкальное образование.
Литература:
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада - к начальной школе. - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1998.
2. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., Просвещение, 1967.
3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 1983.
4. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 1989.
5. Великосельская И.А. Творческое музицирование как основа музыкального воспитания детей 5-9 лет. // Музыкальная палитра. -2002.-№3.
6. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., Просвещение, 1976.
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., Просвещение, 1992.
8. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., Просвещение, 1985.
9. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., Просвещение, 1990.
10. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. // Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Композитор, 2000.
11. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., Просвещение, 1986.
12. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.
13. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. - М., Просвещение, 1991.
14. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Пособие. - Ярославль, 1997.
15. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Пособие. - М., Аркти-Илекса, 1998.
16. Общение ребёнка в детском саду и семье. /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М., 1990.
17. Психология одарённости детей и подростков. /Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 2000.
18. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.А. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., Просвещение, 1994.
19. Рытов Д.А. Увидеть в ребёнке творца. //Искусство в школе. - 2000. - №5.
20. Развитие общения у дошкольников. /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974.
21. Суханова Е.А. Начнём с игр ребёнка: творческое музицирование детей 4-7 лет. //Искусство в школе. - 2000. - №5.
22. Сауко Т.Н. Топ-хлоп, малыши. //Программа по музыкально - ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. - Санкт-Петербург, 2001.
23. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. //Автореферат. - М., 1987.
24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. //Избранные труды. - М., 1985.
25. Тютюнникова Т.Э. Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа. //Дошкольное воспитание. - 1999. - №7.
26. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. //Дошкольное воспитание. - 2000. - №9.
27. Шоломович С.И. Методика музыкального воспитания. - Киев, 1985.
28. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., Просвещение, 1985.