Существует много профессий, когда основным инструментом является голос. К их числу относятся и преподаватели. К сожалению, при поступлении в институт, абитуриенты не проходят обследование состояния голосового аппарата. Не учитывается, что работать преподавателем может лишь тот, кто способен выдерживать длительные нагрузки на голос. А ведь даже такие заболевания, как тонзиллит, гайморит, хронический ларинготрахеит, узелки на голосовых связках, могут привести к потере профессиональной пригодности.
Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные требования к речевому аппарату. Необходимо знать профилактические меры для сохранения здорового голоса и искать пути восстановления в случаях его нарушений. С развитием оториноларингологии связано выделение самостоятельной науки – фониатрии, изучающей лечение и предупреждение заболеваний голосового аппарата, педагогические приёмы восстановления голоса – фонопедия – воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке.
Прежде, чем говорить о гигиене голоса, остановимся вкратце на строение самого голосового аппарата. Он включает в себя легкие, гортань с голосовыми связками и резонаторные полости. Координацию всех функций и элементов осуществляет центральная нервная система.
Собственно отдел голосообразования – гортань с голосовыми связками. Полость гортани на фронтальном разрезе напоминает форму песочных часов, наиболее узкая часть соответствует месту нахождения голосовых связок, имеющих белый, перламутровый оттенок. Они вместе с частью черпаловидных хрящей образуют голосовую щель, при вдохе имеющую треугольную форму. У мужчин длина голосовых складок - 18-20 мм, у женщин – 16-18 мм, у детей ещё короче.
Глотка делится на 3 отдела: верхний (носоглотка), средний (ротоглотка) и нижний (гортаноглотка). Носоглотка обладает более широким диапазоном резонирования и является как бы звуковым фильтром, где усиливаются и окончательно формируются тембровые особенности голоса. При наличии в носоглотке опухоли или аденоидов резко нарушается дыхание и изменяется тембр голоса, теряется его яркость и лёгкость звучания, появляется закрытая гнусавость. Если во время фонации нос не отделён от носоглотки нёбной занавеской, то появляется носовой оттенок – открытая гнусавость. Носовая полость имеет ряд придаточных пазух. Все они парные. Это верхнечелюстная (гайморова), лобная, основная и клетки решётчатого лабиринта.
Ротоглотка спереди посредством зева сообщается с ротовой полостью. Сверху зев ограничен мягким нёбом с язычком, снизу – корнем языка, а с боков – нёбными дужками. Доказано, что мягкое нёбо имеет функциональную рефлекторную связь с гортанью и играет большую роль в оформлении звука. Подъём мягкого нёба, напряжение дужек и опускание корня языка обуславливают широкое открытие глотки, что улучшает мощность звука.
Гортаноглотка находится на уровне 4-6 шейных позвонков. Сверху она ограничивается верхним краем надгортанника и корнем языка, по бокам – грушевидными ямками, которые переходят в начальный отдел пищевода.
Голосовая, или фонаторная, функция присуща не только человеку, но и животным, которые дышат лёгкими. У человека она имеет особое значение, так как связана с речевой функцией. Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из лёгких и бронхов, на своём пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряжённых голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук, который нельзя считать полноценным, так как очень слаб и примитивен. Индивидуальную силу и тембр голос приобретает в надставной трубке, в которую входят гортанные желудочки, глотка, полости рта, носа и придаточных пазух, составляющие верхний резонатор. Нижним резонатором являются лёгкие и бронхи.
Возникающий в гортани звук характеризуется следующими признаками: (1) высотой голоса, (2) громкостью голоса, (3) тембром, (4) диапазоном.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок и регулируются их напряжением. Она является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении людей. Громкость голоса, или его сила, регулируется произвольно и зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Громкая разговорная речь (средней силы) – 60-70дб, громкая речь – 90 дб, шепотная – 20-25 дб, болевой порог - 120-130 дб. Тембр, или окраска звука, является существенной характеристикой качества голоса. Тембр зависит от формы колебаний голосовых складок, числа и выраженности обертонов в определённом звуке, которые и придают голосу индивидуальную окраску. Тембр голоса может иметь возрастные особенности и зависит от того, что к основному тону примешиваются различные обертоны. Кроме того, тембр может изменяться от состояния надставной трубки. Количество тонов, которое даёт голос, называется диапазоном. С возрастом диапазон постепенно увеличивается. Певческий голос взрослого в среднем даёт 2 октавы звуков. Таким образом, в гортани образуется основной звук, речь же формируется в надставной трубке. Оформление звуков в слова, связано с функцией полости рта и глотки, принимающих участие в работе артикуляционного аппарата.
Важнейшим условием речи является правильное речевое дыхание. Оно отличается от обычного дыхания физиологического тем, что является:
- управляемым процессом;
- вдох делается ртом (быстрый и бесшумный), а выдох длительный и плавный.
Правильным считается диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох осуществляются за счет изменения грудной клетки. Поток воздуха при выдохе попадает из легких в гортань, создает колебания голосовых связок, а артикуляторные мышцы ротовой полости превращают их в звуки речи.
Согласно последним исследованиям самым уязвимым органом речи аппарата является гортань.
Гортань выполняет 3 основные функции: дыхательную, защитную и голосообразовательную. Мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движение голосовых складок при дыхании и в процессе голосообразования. Гортань не только является проводником воздуха в бронхи и лёгкие, но и принимает активное участие в дыхательной функции. Для проведения воздуха необходимо зияние голосовой щели. При спокойном дыхании последняя имеет вид равнобедренного треугольника, при этом вдох сопровождается некоторым расхождением голосовых складок, а выдох – их сближением. Регуляция вдоха и выдоха происходит рефлекторно.
Гортань с голосовыми складками при вдохе и при выдохе
Защитная функция гортани складывается из 2 моментов.
- Проходящий через гортань воздух несколько согревается, увлажняется и в известной мере нейтрализуется, например, при вдыхании вредных газообразных паров. Кроме того, вдыхаемый воздух очищается от мелких частиц, которые оседают на увлажненной слизистой оболочке.
- Гортань играет роль в защите нижних дыхательных путей от случайного попадания в них инородных тел и частиц пищи.
Состояние ее мышц и эластичной ткани различно в разные периоды жизни. Своего максимального развития она достигает к 20 – 40 годам, а с 60 наблюдается атрофия, т.к. около 55 лет в хрящах гортани появляются островки окостенения. Поэтому нагрузка после 50 должна быть строго дозирована. Большую роль в голосообразовании играют гормональные факторы. Под влиянием половых желез происходит увеличение гортани и удлинение голосовых связок (14-16; 24-26 – муж.; 16-18; 24-26 – жен.). Более того, у женщин половые железы оказывают влияние в течение всей жизни (менстр., беременность, климактерический период). Оказывает влияние и нарушение функции щитовидной железы, а так же болезни Н.С. (неврозы). Поэтому голос необходимо беречь.
Что же оказывает вредное воздействие на наш голос:
- Простудные заболевания.
- Неправильное распределение речевой нагрузки.
- Работа во время болезни.
- Длительные перерывы в профессиональной деятельности (детренируются мышцы).
- Физическое переутомление.
- Переохлаждение или перегрев.
- Употребление холодной и горячей пищи.
- Табак и алкоголь. Особенно напитки со значительным содержанием спирта, менее вредно не холодное пиво и сухие вина.
- Газированная вода.
- Острые приправы.
- Диеты и голодания.
- Летучие стиральные порошки и др. сильнопахнущие вещества.
- Сухой воздух помещения.
Наиболее распространённые нарушения голоса связаны с функциональными заболеваниями голосового аппарата, то есть когда не наблюдают анатомических его изменений или грубых нарушений двигательной функции. Фонастения – нарушение голоса, слабость голосовой функции, которая не всегда сопровождается видимыми объективными изменениями в гортани. Чаще наблюдается у лиц голосовых и речевых профессий, развивается в процессе их трудовой деятельности вследствие постоянного голосового напряжения и плохой постановки голоса. Иногда фонастения возникает от общего переутомления и ослабления организма, также может развиться после психических травм, различных эмоциональных перегрузок как результат основных нервных процессов. Она характеризуется: 1) слабой силой голоса (утомляемостью), 2) затруднённостью нести голосовую нагрузку длительно (появляется охриплость, болевые ощущения в горле, иногда в наружных мышцах гортани), 3) неравномерностью звучания гласных, 4) небольшой глубиной динамического диапазона голоса (разницей между форте и пиано). При нормальном голосообразовании эта разница средняя от 15 до 30 дб. При фонастении в лучшем случае 10 дб, в худшем случае 2-5 дб.
В начальных стадиях заболевания при непрямой (с помощью зеркала) ларингоскопии не обнаруживается патологических изменений, но стробоскопия выявляет асинхронность колебаний голосовых складок с нарушением амплитуды и частоты. В дальнейшем при затяжной хронической форме появляется нарушение в ритме движений голосовых складок – замедленное смыкание или более раннее ещё до звукопроведения. Своевременное не выявление фонастении может стать причиной хронического ларингита.
Для восстановления нормальной функции голосового аппарата следует выявить причину возникновения фонастении. Так если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить голосовую нагрузку, избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Перед постановкой голоса необходимо выработать правильное диафрагмальное дыхание. Уделяется постоянное внимание удлинению фонационного выдоха, нахождению дыхательной опоры. Функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Выделяют 3 атаки голоса. При нормальной мягкой подаче момент речевого выдоха и момент смыкания голосовых складок совпадают. При твёрдой атаке голосовые складки смыкаются раньше, чем происходит речевой выдох (грубо разрываются). Преддыхательная атака: выдох речевой раньше, а связки смыкаются после выдоха. Перерасход выдыхаемого воздуха – утомление. Чтобы правильно подобрать индивидуальную позицию фонации предлагается длительно произносить звук «М» (большую роль играет в тактильно-вибрационных ощущениях, способствует «обратной афферентации»). Произносим звук при спокойном положении гортани, направляя его в «маску». «М» - звук большого импеданса (противодавления, сопротивления). В этой позиции увеличен объём ротового резонатора, а звук, ударяясь о твёрдое нёбо, вызывает резонацию вышележащих полостей. Импеданс и резонаторные явления активизируют работу голосового аппарата. По мере тренировок длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, громким.
Другую группу функциональных заболеваний голосового аппарата составляют гиперкинетические и гипокинетические дисфонии – нарушения голоса, обусловленные парезами внутренних мышц гортани (миопатические парезы). Возникают они на почве перенесённых инфекций – гриппа, ОРЗ, реже после длительного перенапряжения голоса. При гипер и гипокинетической дисфониях страдают мышцы, смыкающие голосовые складки, поэтому нарушается только голосовая функция, дыхание остаётся нормальным. Однако выпадение функции одних мышц влечёт за собой нарушение действия их антагонистов (мышц – сжимателей). В связи с этим у людей появляется боль в наружных мышцах гортани, происходит дискоординация голосового акта и резко укорачивается речевой выдох. Дефекты голоса при миопатических парезах могут быть выражены различно – от лёгкой осиплости до резкой охриплости и даже афонии. Отмечается большая утомляемость голоса, напряжение и боль в мышцах лица, шеи, затылка, а иногда и грудной клетки. Ларингостробоскопическая картина характеризуется значительным несмыканием голосовых складок, синхронной её подвижностью, но быстрой истощаемостью при фонации. У лиц речевых профессий длительное нарушение голоса создаёт психотравмирующую ситуацию, которая при наличии предрасположенности и астенизирующих факторов приводит к развитию невротического состояния. Дисфония сочетается с быстрой не только голосовой, но и общей утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью в себе, тревогой бессонницей, понижением настроения. В восстановлении голоса при гипер- и гипокинетических дисфониях, помимо дыхательной гимнастики, в кабинете лечебной физкультуры следует уделять внимание дыхательным упражнениям.
КОМПЛЕКС.
И.п. – сидя на стуле прямо или стоя:
- вдох и выдох через нос;
- вдох через нос, выдох через рот;
- вдох через рот, выдох через нос;
- вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);
- вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
- вдох через нос, удлинённый выдох через нос с усилением в конце;
- вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
- вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).
Восстановление координации голосового аппарата.
Упражнения выполняются следующим образом. Исходное положение – сидя на стуле.
- Вдох через нос, выдох через нос, имитируя стон.
- Вдох через нос, выдох через рот со звуком А.
- Вдох через рот, выдох через нос, имитируя стон.
- Вдох через нос, удлинённый выдох через нос, имитируя стон с усилением в конце.
- Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного слегка оглушённого звука В.
- Вдох через нос, выдох через нос толчками, имитируя стон.
Параллельно с этими упражнениями можно проводить массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц. Поглаживаем переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая подбородок.
Особое место занимает функциональная афония. Это заболевание не связано с голосовой нагрузкой. В основе его лежат истерические расстройства. Голос пропадает внезапно при сохранной шёпотной речи, звучном кашле и смехе. Характерна изменчивость ларингоскопической картины. Чаще всего наблюдается несмыкание голосовых складок, иногда голосовые складки мгновенно смыкаются и тут же возвращаются в и.п. Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания плёнок», «кома» в гортани. Лечение проводится после или параллельно с психиатром. При истерии порекомендуем пить сок и настой из травы огуречника ( «радость сердца» ); сок или отвар из плодов боярышника. Можно пить настой из травы зверобоя: 1 ст. л. зверобоя залить 1 стаканом кипятка, настаивать в плотно закрытой посуде на кипящей водяной бане 15 мин., охладить при комнатной температуре в течение 45 мин., процедить, принимать по 1/3 стакана 3 р. в день до еды.
Основные рекомендации по предупреждению дисфункции голоса.
Нам с вами нельзя быстро ходить в холодные дни после работы, разговаривать на улице зимой. Вообще нельзя выходить после уроков сразу на улицу. Необходимо побыть в помещении 15 минут. После еды сразу начинать голосовую активность.
Обратим внимание на то, что 50% рабочего времени мы тратим на активную работу голосового аппарата и 30% на пассивную. Таким образом на отдых голоса приходится 20% рабочего времени. Мы стремимся нагрузку выполнить в течение 4-х дней, но более целесообразно делать после 2-х дней перерыв на сутки. Школьный класс является источником фонового рабочего шума, который мы вынуждены перекрыть своим голосом. Утомление в течение рабочего дня наступает через 4 часа (с перерывами по 15 минут) и исчезает через 1 час полного голосового покоя. Это касается лишь педагогов, которые работают более 10 лет. Далее утомляемость наступает через 2-3 часа, и отдых длится до 2–х часов. Утомление со временем накапливается.
Как мы можем себе помочь ?
- В первую очередь – занятия спортом (устойчивость к внешним раздражителям).
- Режим дня: сон 8 часов.
- Закаливание. Обтирание.
- Хвойные ванны и ванны с морской солью, профилактика ингаляций с травами, йодо-содовые полоскания горла, полоскания травами.
- Закапывать по 5-6 капель настоя ромашки в каждую ноздрю; в рот и нос закапывать по 5- 6 капель персикового, абрикосового, оливкового масла.
- Перед выступлением выпить стакан теплого чая или «Боржоми».
- Полоскание (носа и рта) холодной водой с понижением температуры до 12 градусов (от 20).
Как мы видим, профилактика заболеваний голосообразующих органов обширна. Это и постепенное закаливание свежим воздухом, солнцем, водой, и физическими упражнениями. Немаловажным фактором в профилактике голосовых расстройств является температура воздуха, его чистота и степень влажности. Лица голосовых профессий (лекторы, дикторы, педагоги, певцы) часто работают не вполне здоровыми, что в дальнейшем сказывается на голосовом аппарате – возникают болезненные ощущения (щекотание в горле, сухость), повышается утомляемость, что приводит к срыву голоса. При этом
следует обращаться к врачу оториноларингологу. Кроме курса лечения медикоментозного или физиотерапевтического необходимо обучение навыку правильного голосоведения. Лица голосовых профессий в большинстве нуждаются в постановке речевого голоса, что является профилактической мерой большинства профессиональных нарушений голоса. При нервном переутомлении даже самая обычная голосовая нагрузка становится порой тяжёлой. Чаще всего координация дыхания и функция голосообразования зависят от общего состояния организма, внешних условий. Режим питания имеет прямое отношение к звучности голоса. Разрешая конфликты на повышенных тонах, часто прибегаем к крику, голосом «утверждая» свой авторитет, не щадим себя и забываем, что при крике голосовые связки сильно и резко напрягаются. Постоянное напряжение связок приводит к утрате глубокой, «проникающей» интонации, чарующей собеседника. Необходимо давать связкам отдых: вернувшись с работы, лучше помолчать не менее получаса, постаравшись исключить и телефонные звонки. Зимой, попадая с улицы в помещение и, наоборот, выходя из теплого помещения на улицу, дайте вашему голосу адаптироваться, не начинайте громкого и резкого разговора.
Что же нужно для того, чтобы голос в полную меру раскрывал внутренний потенциал человека?
- Научиться владеть своим телом (жизнь в теле). Тело – «инструмент» голоса. Научиться активно и действенно общаться, свободно выражать свои мысли через голос.
- Нужна хорошая осанка (дает уверенность, открытость). Правильное положение позвоночника: копчик направлен вниз, плечи расправлены, отсутствие мышечных зажимов – все это влияет на дыхание, которое как бы питает голос.
- Научиться правильно дышать. При полноценном дыхании работают и диафрагма, и брюшные мышцы, и межреберные. Не затаивать дыхание, понадобится навык дыхания ртом.
- Избавляйтесь от «мусорных движений тела». Человек часто подкрепляет свою речь жестами. Пространство тела – потенциал для голоса. Звук создается всем телом, тогда он выразителен. В разговоре не торопитесь «подкреплять» свой голос излишней мимикой и жестикуляцией: этим вы обкрадываете его. Педагог должен работать над техникой речи, над своим голосом всю жизнь.
Особое внимание следует уделить воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей (ренитам, гайморитам, франтитам, фарингитам). Чтобы они не осложнились голосовыми нарушениями необходимо использовать масляные растворы, увлажняющие слизистую оболочку. Запрокидываем назад голову и закапываем в нос подсолнечное или оливковое масло (можно чайную ложку масла вылить на корень языка). Через носовые ходы масло стекает по ходу стенки. При этом произносим звук «И». При сухости задней стенки глотки можно использовать отвары из трав: ромашки, шалфея, зверобоя. При простуде рекомендуется полоскание эвкалиптом. Параллельно принимаются витамины А, А1(ретинол, бета – каротин). Эти витамины поддерживают функциональную деятельность органов зрения, влияют на формирование костей, здорового состояния кожи, зубов, волос, слизистой оболочки рта, носоглотки, матки, кишечника, мочевыводящих путей, на повышение иммунитета. Источниками этих витаминов являются овощи и плоды оранжевого и жёлтого цвета, а также печень, рыбий жир, яйца, масло, сыр, шпинат, салат.
Некоторые рекомендации при воспалении слизистой оболочки гайморовой пазухи – гайморите. Симптомы: одностороннее закладывание носа, слизистые или гнойные выделения, снижение или потеря обоняния. Ощущение распирания в области щеки или лба. Боль при надавливании в области верхнечелюстной или лобной пазухи. Иногда беспокоят зубные боли, повышена температура.
Кроме медикаментозного лечения используем домашние средства: тепло на область щеки или лба, постельный режим, дышать над паром картофеля (отварить картофель в мундире, слить воду, укутаться; заварить в 0,5 л кипятка 2 столовые ложки травы иван–чая, довести до кипения, настоять 30 мин. и принимать до еды; при болях в носу, ушах и голове можно закапывать в нос сок редьки, промывать пазухи носа 5 % настоем цветков календулы.
Фарингит, или воспаление гортани, может быть вызван вирусными или бактериальными микроорганизмами. Симптомы: боль и опухлость гортани, жар, озноб, головная боль, кашель.
Рекомендации: обильное питье и отдых. Хорошо использовать для смазывания задней стенки глотки и миндалин при хроническом фарингите настой прополиса (1 ч 10 % - го спиртового экстракта прополиса смешать с 2 ч глицерина или персикого масла). Его можно закапывать в нос при хроническом насморке.
- Отваром листа ежевики полоскать рот и горло при воспалении слизистой оболочки ротовой полости, ангине, фарингите, кровоточимости десен.
Ларингит возникает чаще всего при ОРВИ, гриппе и других инфекционных заболеваниях, а также при перенапряжении голоса.
Симптомы: изменение голоса от легкой охриплости до полной потери, кашель, сухость, саднение в горле. Иногда небольшая температура, головная боль.
Рекомендуется: домашний режим, молчание, согревающий компресс на шею, паровые ингаляции, отхаркивающая микстура. Избегать слишком холодной, горячей, острой пищи.
Сок моркови смешать с медом 1 : 1. Принимать по 1 столовой ложке 4 – 5 раз в день.
Взять 3 чайные ложки измельченной луковой шелухи, залить 0,5 л воды, дать вскипеть и настоять в течение 4 часов, после чего процедить и использовать для полоскания горла.
Хорошие результаты дает полоскание горла свежим картофельным соком, проводимое регулярно по 3 – 4 раза в день в течение 3 – 4 недель.
Делать ингаляции эфирными маслами мяты, чабреца, эвкалипта.
Восстановление голоса при хронических ларингитах.
Ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани. Особое место занимают профессиональные ларингиты, связанные с повышенной голосовой нагрузкой, перенапряжением и утомлением голосового аппарата. При хронических ларингитах слизистая оболочка гортани серо-красного цвета, местами утолщена, особенно по краям голосовых складок.
Иногда на голосовых складках образуются отёчные утолщения слизистой оболочки, расположенные друг против друга – узелки певцов. При хронических воспалительных процессах гортани могут наступать изменения тонуса её внутренних мышц. Поражение нервно-мышечного аппарата начинается с повышения мышечного тонуса как компенсации развивающейся слабости мышц. В этой стадии заболевания голос практически не страдает, и за фонопедической помощью люди обычно не обращаются.
Люди, страдающие различными формами хронического ларингита, подлежат диспансерному наблюдению оториноларинголога. Помимо медикоментозного, физиотерапевтического лечения в задачу диспансерного наблюдения входит выявление голосовой недостаточности и своевременное направление к логопеду. Правильная постановка голоса снимает напряжение с голосового аппарата, улучшает лимфо и кровообращение в воспалённых тканях, организует фонационное дыхание. При изменениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. В начальных стадиях заболевания без изменения голоса логопедическая помощь является профилактической мерой, предупреждающей нарушение тонуса голосовых складок. Меры: психотерапия, охранительный голосовой режим (без шёпота). Логопедическая работа: коррекция дыхания, выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха.
Полнота звучания голоса зависит от явления опоры. Начинается это с выполнения диафрагмального дыхания лёжа с озвученным выдохом. Положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц грудной клетки. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка должна быть максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков «С», «Ш» для лиц, имеющих грубое нарушение голоса. Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный В. После того как усвоится это упражнение в положении лёжа, его следует выполнять сидя и стоя. Такие тренировки проводятся в дальнейшем самостоятельно не менее 2 раз в день, утром и вечером, продолжительностью 1-2 мин.
Для снятия неприятных ощущений при хронических ларингитах нужно проводить лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок. Начинать надо с области корня языка: большим и указательным пальцами круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2-3 мин, проводить следует 3-4 раза в день. При длительном хроническом процессе покашливание приобретает стойкий упорный характер. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение звука «Ы». Звук имитируется при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. Повторить приём нужно 3 раза подряд. В течение дня к нему можно прибегать по потребности до 10-12 раз. 7 – 10 дней продолжаются массаж и занятия лечебной физкультурой, направленные на установления дыхательной опоры.
Эффективность восстановления находится в прямой зависимости от времени начала занятий с момента заболевания. К восстановительным занятиям необходимо приступать в ранние сроки в комплексе с другими видами лечения. Своевременно начатые функциональные тренировки при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности гортани, предупреждают образование патологического рефлекса голосоведения и развитие невротических реакций.
В Москве есть фониатрические кабинеты: Московский институт уха, горла, носа им. Боткина, городской фониатрический центр на Симферопольском проспекте, на Таганке (больница 23, ул. Интернациональная).