Викторина "Великий сын великой России"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Цель: развитие интеллектуальных, творческих, познавательных способностей учащихся:

Задачи:

  • изучение жизни, научной деятельности, универсальности и энциклопедичности личности М.В. Ломоносова;
  • развитие исследовательских, поисковых, творческих способностей;
  • воспитание гражданственности и патриотических качеств учащихся через знакомство с открытиями Ломоносова на благо России.

Оборудование: Презентация «Великий сын Великой России», карточки «Поморы», «Ученики», «Студенты», Бюргеры», памятные закладки.

Ход урока

Слайд 1

Ведущий 1:

Может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать

Слайд 2

Ведущий 2: Эти слова написал в 1747 году в своей оде «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» Михаил Васильевич Ломоносова. Первый учёный России мировой величины, истинный сын своей Родины, радевший за её процветание и величие, всей душой стремящийся поднять науку России на неведомую высоту, ярый последователь и поклонник реформ Петра Великого, верящий в могущество и силу своего Отечества.

Ведущий 1: И мы, ученики России 21 века, можем с гордостью сказать, что нашим Ньютоном, нашим Платоном является сын простого архангельского рыбака – Михайло Ломоносов.

Ведущий 2: Сегодня мы попытаемся лишь слегка коснуться жизни и научной деятельности Михаила Ломоносова. Напоминаю, это первая встреча. Сегодня мы рассмотрим начало деятельности великого учёного. Вторая встреча, которая состоится в январе, позволит нам узнать об открытиях Ломоносова в литературе, истории и искусстве. На финальной игре в апреле, определится абсолютный «Лидер знаний» школы за 2011-2012 учебный год.

Ведущий 1: Пора представить наши команды:

  • Поморы –
  • Ученики –
  • Студенты –
  • Бюргеры –

Ведущий 2: Состав жюри I этапа:

Слайд 3

Ведущий 1:

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)

Слайд 4

Ведущий 2: Самое ценное, что мы имеем в жизни, мы берём из детства, из своей семьи, от своих родителей. Многие качества, которые способствовали развитию личности Ломоносова, он сформировал в раннем детстве.

Слайд 5

Ведущий 1:

Первый тур «От недр своих».

Слайд 6

Член жюри: Вопрос 1. Как связало двух великих сынов России М.В. Ломоносова и Петра I Беломорье? (ответ Приложение 1)

Слайд 7

Член жюри: Вопрос 2. Антоний Великий говорил «Не хвались ни красотой, ни богатством, а родом своим». Составьте родословную М.В. Ломоносова.

Слайд 8

Член жюри: Вопрос 3

«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

С чего началось обучение Михаила Васильевича Ломоносова? Его первые учителя, учебники.

Музыкальная пауза

Слайд 9

Ведущий 2:

…Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, –
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
(Н.А. Некрасова «Школьник»)

Слайд 10

Ведущий 1:

Тур второй – «Науки юношей питают»

Страстная жажда знаний побудила в декабре 1730 года Михайло Ломоносова тайно отправиться в Москву.

Слайд 11

Член жюри: Вопрос 4. Какие причины побудили в декабре 1730 года Михайлу Ломоносова отправиться с рыбным обозом в Москву? (Приложение 2)

Слайд 12

Член жюри: Вопрос 5. Как проводилось обучение в славяно-греко-латинской академии. Структура классов.

Слайд 13

Член жюри: Вопрос 6. Ломоносов писал «Неусыпный труд препятствия преодолевает. В каком возрасте поступил Михайло в академию, и каковы были его успехи за первый год обучения.

Слайд 14

Ведущий 2: Михаил стремился к знаниям, его влекли науки, для их изучения он прикладывал всю свою волю и огромные старания, ему хотелось знать ВСЁ.

Слайд 15

Ведущий 1:

Тур третий – «Врата учёности»

Слайд 16

Член жюри: Вопрос 7. Предпосылки создания Петербургской академии наук. (Приложение 3)

Слайд 17

Член жюри: Вопрос 8. Составить схему научно-учебного комплекса Петра Первого. Кем происходило обучение в различных структурах комплекса.

Слайд 18

Член жюри: Вопрос 9. Изучением, каких наук занялся М.В. Ломоносов в Петербургской академии наук.

Слайд 19

Ведущий 1: В 18 веке в России наблюдался экономических рост. Для его движения были необходимы специалисты в горном деле, металлургии, физике и химии. Лучших студентов Петербургской академии наук отправляют в Германию постигать знания.

Тур четвёртый «Во славу Отечества»

Слайд 20

Ведущий 2: Давайте представим себе день марбургского студента – Ломоносова. Девять утра – лекция теоретическая физика, в десять – рисование, в одиннадцать – физика экспериментальная, перерыв на обед, в три часа – философия, в четыре – логика, потом геометрия с тригонометрией, на завтра – химия, механика, гидротехника, гидравлика, философия, прибавьте уроки, фехтования, танцы, занятия языками французским и итальянским, а сколько книг надо прочесть и большинство в подлиннике.

Слайд 21

Член жюри: Вопрос 10. В химии XVIII господствовала «флогистонная теория» Геогра Штоля, также остались последователи учения Аристотеля. Какое учение положил в основу своих химических работ М.В. Ломоносов? (Приложение 4)

Слайд 22

Член жюри: Вопрос 11. За какое открытие Белинский назвал Ломоносова «Петром Первым российской поэзии».

Слайд 23

Член жюри: Вопрос 12. Почему путь М.В. Ломоносова в Сибирь пролёг через Германию?

Слайд 24

Ведущий 1: Сегодня мы затронули начало научного, творческого пути Михаила Васильевича Ломоносова. Он восхищает нас своей поразительной, безграничной, фанатичной жаждой знаний.

Ведущий 2: Перед нами долгий путь учений, работы и служения нашей Родине и как ориентиры, как образцы для подражания нам будут путеводными звёздами имена наших Великих соотечественников, которые всю свою жизнь, все свои знания принесли, без остатка во благо Отечества.

Ведущий 2:

Заключительный тур «Блиц-турнир»

  1. Дата рождения М.В. Ломоносова (19 ноября 1711 года – по новому стилю).
  2. Отец начал брать с собой Михайло в качестве юнги с (10 лет).
  3. От какого имени произошло название деревни, в котором прошло детство Ломоносова (Денис – Денисовка).
  4. Название парусного корабля Ломоносова Василия Дорофеевича (Чайка).
  5. За удачный спуск большого корабля на воду, Петр Первый ввёл обычай (вручали серебряную кружку или стакан).
  6. Нововведение Василия Дорофеевича способствовавшее осушению переувлажнённой земли возле своего дома (вырыл пруд для рыб, с искусственным источником воды).
  7. Стипендия у М.В. Ломоносова в московской академии с 1 по 6 класс (3 копейки в день. «Одна денежка – на хлеб, одна денежка – на квас, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил и не оставил наук»).
  8. Дата 06. 06. 1740 для М.В. Ломоносова знаменательна тем, что (обвенчался с Елизаветой Цильх в Марбурге).

Музыкальная пауза

Ведущий 2: Слово предоставляется жюри.

Участники – класс Инфимы.

3 место – класс Фары

2 место – класс Грамматики

1 место – класс Синтактики

Классы Фары. Грамматики, Синтактики приглашаются для участия во втором этапе викторины «Дерзайте отчизну мужеством прославить» в январе месяце. Напомним, что она будет посвящена вкладу М.В. Ломоносова в развитие художественного искусства и поэзии.

Ведущий 1: Разрешите поблагодарить гостей нашей встречи людей творческих и инициативных

Всем вручаются памятные закладки.