Цель: развитие интеллектуальных, творческих, познавательных способностей учащихся:
Задачи:
- изучение жизни, научной деятельности, универсальности и энциклопедичности личности М.В. Ломоносова;
- развитие исследовательских, поисковых, творческих способностей;
- воспитание гражданственности и патриотических качеств учащихся через знакомство с открытиями Ломоносова на благо России.
Оборудование: Презентация «Великий сын Великой России», карточки «Поморы», «Ученики», «Студенты», Бюргеры», памятные закладки.
Ход урока
Слайд 1
Ведущий 1:
Может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать
Слайд 2
Ведущий 2: Эти слова написал в 1747 году в своей оде «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» Михаил Васильевич Ломоносова. Первый учёный России мировой величины, истинный сын своей Родины, радевший за её процветание и величие, всей душой стремящийся поднять науку России на неведомую высоту, ярый последователь и поклонник реформ Петра Великого, верящий в могущество и силу своего Отечества.
Ведущий 1: И мы, ученики России 21 века, можем с гордостью сказать, что нашим Ньютоном, нашим Платоном является сын простого архангельского рыбака – Михайло Ломоносов.
Ведущий 2: Сегодня мы попытаемся лишь слегка коснуться жизни и научной деятельности Михаила Ломоносова. Напоминаю, это первая встреча. Сегодня мы рассмотрим начало деятельности великого учёного. Вторая встреча, которая состоится в январе, позволит нам узнать об открытиях Ломоносова в литературе, истории и искусстве. На финальной игре в апреле, определится абсолютный «Лидер знаний» школы за 2011-2012 учебный год.
Ведущий 1: Пора представить наши команды:
- Поморы –
- Ученики –
- Студенты –
- Бюргеры –
Ведущий 2: Состав жюри I этапа:
Слайд 3
Ведущий 1:
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)
Слайд 4
Ведущий 2: Самое ценное, что мы имеем в жизни, мы берём из детства, из своей семьи, от своих родителей. Многие качества, которые способствовали развитию личности Ломоносова, он сформировал в раннем детстве.
Слайд 5
Ведущий 1:
Первый тур «От недр своих».
Слайд 6
Член жюри: Вопрос 1. Как связало двух великих сынов России М.В. Ломоносова и Петра I Беломорье? (ответ Приложение 1)
Слайд 7
Член жюри: Вопрос 2. Антоний Великий говорил «Не хвались ни красотой, ни богатством, а родом своим». Составьте родословную М.В. Ломоносова.
Слайд 8
Член жюри: Вопрос 3
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
С чего началось обучение Михаила Васильевича Ломоносова? Его первые учителя, учебники.
Музыкальная пауза
Слайд 9
Ведущий 2:
…Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, –
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
(Н.А. Некрасова «Школьник»)
Слайд 10
Ведущий 1:
Тур второй – «Науки юношей питают»
Страстная жажда знаний побудила в декабре 1730 года Михайло Ломоносова тайно отправиться в Москву.
Слайд 11
Член жюри: Вопрос 4. Какие причины побудили в декабре 1730 года Михайлу Ломоносова отправиться с рыбным обозом в Москву? (Приложение 2)
Слайд 12
Член жюри: Вопрос 5. Как проводилось обучение в славяно-греко-латинской академии. Структура классов.
Слайд 13
Член жюри: Вопрос 6. Ломоносов писал «Неусыпный труд препятствия преодолевает. В каком возрасте поступил Михайло в академию, и каковы были его успехи за первый год обучения.
Слайд 14
Ведущий 2: Михаил стремился к знаниям, его влекли науки, для их изучения он прикладывал всю свою волю и огромные старания, ему хотелось знать ВСЁ.
Слайд 15
Ведущий 1:
Тур третий – «Врата учёности»
Слайд 16
Член жюри: Вопрос 7. Предпосылки создания Петербургской академии наук. (Приложение 3)
Слайд 17
Член жюри: Вопрос 8. Составить схему научно-учебного комплекса Петра Первого. Кем происходило обучение в различных структурах комплекса.
Слайд 18
Член жюри: Вопрос 9. Изучением, каких наук занялся М.В. Ломоносов в Петербургской академии наук.
Слайд 19
Ведущий 1: В 18 веке в России наблюдался экономических рост. Для его движения были необходимы специалисты в горном деле, металлургии, физике и химии. Лучших студентов Петербургской академии наук отправляют в Германию постигать знания.
Тур четвёртый «Во славу Отечества»
Слайд 20
Ведущий 2: Давайте представим себе день марбургского студента – Ломоносова. Девять утра – лекция теоретическая физика, в десять – рисование, в одиннадцать – физика экспериментальная, перерыв на обед, в три часа – философия, в четыре – логика, потом геометрия с тригонометрией, на завтра – химия, механика, гидротехника, гидравлика, философия, прибавьте уроки, фехтования, танцы, занятия языками французским и итальянским, а сколько книг надо прочесть и большинство в подлиннике.
Слайд 21
Член жюри: Вопрос 10. В химии XVIII господствовала «флогистонная теория» Геогра Штоля, также остались последователи учения Аристотеля. Какое учение положил в основу своих химических работ М.В. Ломоносов? (Приложение 4)
Слайд 22
Член жюри: Вопрос 11. За какое открытие Белинский назвал Ломоносова «Петром Первым российской поэзии».
Слайд 23
Член жюри: Вопрос 12. Почему путь М.В. Ломоносова в Сибирь пролёг через Германию?
Слайд 24
Ведущий 1: Сегодня мы затронули начало научного, творческого пути Михаила Васильевича Ломоносова. Он восхищает нас своей поразительной, безграничной, фанатичной жаждой знаний.
Ведущий 2: Перед нами долгий путь учений, работы и служения нашей Родине и как ориентиры, как образцы для подражания нам будут путеводными звёздами имена наших Великих соотечественников, которые всю свою жизнь, все свои знания принесли, без остатка во благо Отечества.
Ведущий 2:
Заключительный тур «Блиц-турнир»
- Дата рождения М.В. Ломоносова (19 ноября 1711 года – по новому стилю).
- Отец начал брать с собой Михайло в качестве юнги с (10 лет).
- От какого имени произошло название деревни, в котором прошло детство Ломоносова (Денис – Денисовка).
- Название парусного корабля Ломоносова Василия Дорофеевича (Чайка).
- За удачный спуск большого корабля на воду, Петр Первый ввёл обычай (вручали серебряную кружку или стакан).
- Нововведение Василия Дорофеевича способствовавшее осушению переувлажнённой земли возле своего дома (вырыл пруд для рыб, с искусственным источником воды).
- Стипендия у М.В. Ломоносова в московской академии с 1 по 6 класс (3 копейки в день. «Одна денежка – на хлеб, одна денежка – на квас, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил и не оставил наук»).
- Дата 06. 06. 1740 для М.В. Ломоносова знаменательна тем, что (обвенчался с Елизаветой Цильх в Марбурге).
Музыкальная пауза
Ведущий 2: Слово предоставляется жюри.
Участники – класс Инфимы.
3 место – класс Фары
2 место – класс Грамматики
1 место – класс Синтактики
Классы Фары. Грамматики, Синтактики приглашаются для участия во втором этапе викторины «Дерзайте отчизну мужеством прославить» в январе месяце. Напомним, что она будет посвящена вкладу М.В. Ломоносова в развитие художественного искусства и поэзии.
Ведущий 1: Разрешите поблагодарить гостей нашей встречи людей творческих и инициативных
Всем вручаются памятные закладки.