Реализация требований к базовому уровню образования школьников всецело зависит от процесса управления качеством образования в школах. Целенаправленное управление качеством образования возможно только при наличии достоверной и развернутой информации о ходе процесса образования и его результатах. Именно изучение, определение и оценка параметров, характеризующих состояние и качество обучения, и выявление факторов, причин, влияющих на это состояние, определяют специфику диагностики как средства изучения результативности процесса образования, как формы самоконтроля учителя и школы, как основы коррекции образовательного процесса.
Диагностика призвана не только определять и констатировать уровень обученности школьников русскому языку и литературе, она предполагает мониторинг качества процесса обучения русскому языку и литературе и при необходимости корректирование содержания или формы организации этого процесса.
Диагностика уровня обученности направлена, с одной стороны, на выявление т определение уровня владения учащимися базовыми знаниями, умениями на конкретном этапе обучения. С другой стороны, позволяет изучить уровень сформированности определенных умений и навыков использования системы теоретических знаний, в третьих, - определить степень прочности, глубины и системности ключевых знаний, понятий, необходимых для решения практических задач..
Диагностика, проводимая учителями самостоятельно в своих классах, помогает ему в совершенствовании своей деятельности и развивает навыки самоанализа. Диагностика, систематически проводимая администрацией школы, а также в
рамках деятельности ШМО, позволяет объективно оценить качество образования по русскому языку и литературе, уровень профессионализма учителей, а также определить пути и средства дальнейшего повышения качества учебного процесса по данным предметам, определить возможности организации дифференцированной и индивидуальной работы, как с отдельными учащимися, так и с учителями.
Главная задача диагностики уровня обученности – своевременное выявление конкретных пробелов учащихся и установление причин их появления, точная и объективная оценка знаний, умений и читательских навыков и определение системы мер по коррекции образовательного процесса.
Эффективность диагностической работы по русскому языку и литературе во многом зависит от четкости целевых установок контроля, от отбора заданий и их разнообразия, от рационального сочетания заданий воспроизводящего и творческого характера, от внутрипредметной системности и от своевременной и целенаправленной работы по ликвидации выявленных пробелов и их причин
Цель исследования : в соответствии с новыми образовательными стандартами разработать тренировочно-диагностические материалы по русскому языку в 5 -7 классах, позволяющие проверить уровень усвоения основных разделов и тем, совершенствовать систему современных средств оценивания результатов обучения русскому языку с целью предварительной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации .
Решаемая проблема:
Современное общество предъявляет высокие требования к учебному процессу.
Новая форма государственной аттестации учащихся по русскому языку требует качественно новых форм и методов работы учителя и учащихся в урочное и внеурочное время. Пересмотра требует и система проверки и оценивания знаний, умений и навыков учащихся средней школы, поскольку подготовку к государственной итоговой аттестации нужно начинать именно в среднем звене. В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки новых контрольных, проверочных, диагностических и тренировочных работ по русскому языку, которые бы не только отслеживали усвоение материала по определенной теме, но и нацеливали учащихся на предварительную подготовку к новым формам аттестации, то есть были разработаны в соответствии с требованиями содержания федерального компонента государственного стандарта по русскому языку для основной школы, а также кодификаторов элементов содержания экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе и контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
Использование новых информационных технологий становится неотъемлемой частью школьной жизни. Но “погоня за техническими новинками” не должна становиться самоцелью, необходимо, чтобы нововведения стали органичной частью системы учебно-воспитательной работы, проводимой на уроках русского языка, в центре которой было и остаётся слово.
Привлечение на уроках русского языка новых технологий может способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, если сочетать их классическими видами упражнений.
Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Разноаспектный анализ текста – один из наиболее эффективных приемов повторения, обобщения и закрепления учебного материала и в то же время один из самых сложных элементов в структуре итогового экзамена. Помимо традиционных видов языкового анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического, пунктуационного), разноаспектный анализ текста содержит вопросы композиционной и смысловой целостности текста, его стиля, типа, средств связи предложений, изобразительно-выразительных средств и предоставляют возможность учащемуся высказать свое отношение к затронутой в тексте проблеме. Таким образом, комплексный анализ текста позволяет подготовить учащихся не только к выполнению аттестационных заданий с выбором ответа и кратким ответом (задания типа А и В, то есть базового и повышенного уровня сложности), но и к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения по поставленной в тексте проблеме. При этом задания могут носить разноуровневый характер по объему и сложности охватываемого материала. Комплексный анализ текста способствует воспитанию филологической культуры школьников, так как степень понимания текста – показатель общего развития человека, его интеллектуального уровня, самостоятельности его суждений.
Задания, связанные с разноаспектным анализом текста, должны включаться в урочную деятельность, начиная с 5 класса. Данная проектная работа предполагает разработку тренировочно-диагностических материалов, содержащих комплексный анализ текста, для 7 класса, поскольку контрольно-измерительные материалы ЕМЭ и ЕГЭ содержат довольно большое количество заданий в части А и В, связанных с материалом, изучаемым в 7 классе (задания по орфографии и пунктуации, опирающиеся на знание причастия, деепричастия, наречия, служебных частей речи; задания, проверяющие владение учащимися морфологическими и синтаксическими нормами, связанными с названными частями речи; морфологический анализ слова).
Способы реализации поставленной цели:
Изучение нормативно-правовых документов, которые будут определять содержание тренировочно-диагностических заданий (обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку, программы основного общего и среднего образования по русскому языку, спецификация и кодификатор элементов содержания экзаменационной работы по русскому языку в 9 и 11 классах).
Подбор текстов разных типов и стилей речи в соответствии с программой по русскому языку в 5-7 классах, проверяющих уровень овладения орфографическими и пунктуационными умениями и навыками по изучаемым темам.
Составление примерного плана и структуры заданий для разноаспектного анализа текста (данный план в ходе реализации проекта может быть подвергнут изменениям):
- определение типа или стиля речи исходного текста, аргументация собственной точки зрения;
- краткая формулировка основной мысли текста или поднимаемой в тексте проблемы;
- нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств;
- задания по фонетике (орфоэпии);
- задания по морфемике (словообразованию);
- задания по морфологии, опирающиеся преимущественно на изучаемые в курсе 5 - 7 классов;
- задания по синтаксису, также связанные с теоретическими сведениями, получаемыми в 5 - 7 классах;
- коммуникативное задание: сочинение-рассуждение небольшого объема на основе исходного текста (может быть не в каждом варианте заданий, так как его выполнение потребует увеличения времени, отводимого на выполнение работы, и специальной подготовки учащихся).
Составление заданий к каждому тексту таким образом, чтобы два (или более) текста можно было использовать как два варианта одной и той же диагностической или контрольной работы, то есть в них должны содержаться задания одного типа и одного уровня сложности, которые выполняются на материале разных текстов.
Применение новых подходов к традиционным упражнениям списыванию, осложнённому различными задачами, письму по памяти, разнообразным видам диктантов, работе со словарём, орфографическим задачам, творческим работам и др., так как
“понимание правила и запоминание учениками его словесной формулировки является лишь начальной фазой, отправным пунктом усвоения, - писал Д.Н.Богоявленский, - дальнейшая судьба этого процесса зависит от той деятельности, в которой регулирующую функцию выполняет правило. В качестве такой деятельности и выступают упражнения, следующие за объяснением правила” [Богоявленский 1957].
Используемые ресурсы: учебники по русскому языку (5 – 7 классы); учебно-методические пособия по русскому языку, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ; пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному (муниципальному) экзамену; дидактические материалы по русскому языку для 7 класса и др.
Необходимые и ожидаемые изменения: в процессе работы с составленными учебно-диагностическими материалами проверяются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, а также их аналитические и коммуникативные умения; данная система работы позволит учащимся адаптироваться к требованиям и новым формам аттестационной работы по русскому языку в 9 и 11 классах, нацелит их на подготовку к единому муниципальному (государственному) экзамену по русскому языку.
Создаваемый продукт: учебно-методическое пособие для подготовки учащихся 5 - 7 классов к новым формам аттестации (брошюра в печатном и электронном вариантах).
Теоретическая база исследования
Большое место в обучении орфографии занимают диктанты различных видов.
Диктант – это вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут самостоятельно, без посторонней помощи, и руководствуются только ранее полученными знаниями по грамматике и орфографии. При проведении диктантов важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали диктуемое, но и умели обосновывать правильность написанного, выделять орфограммы.
Виды диктантов по русскому языку
По цели проведения.
|
|
По структуре текстов (приложение
1) Словарный.
По связному тексту. По характеру записи диктуемого (приложение 2)
Цифровой. |
По времени объяснения диктуемого (приложение 3)
По степени изменения текста (или осложнённости дополнительным заданием) (приложение 4)
По способу восприятия текста (приложение 5)
|
В работе по усвоению правила и формированию орфографической и пунктуационной зоркости в целом должна соблюдаться постепенность в нарастании трудностей и усилении роли самостоятельности учащихся. Эти требования касаются и объяснений, которыми сопровождается диктант. Объяснения, основывающиеся на применении правила и проводимые обычно перед письмом, в процессе письма или после написания, имеют огромное обучающее значение.
Тестирование по русскому языку (Приложение 6)
Контроль в виде тестирования приобретает широкое распространение. Тестовая форма проверки качества знаний учащихся экономична повремени, позволяет включить в здания требования стандарта. К тому же основная часть содержания ЕГЭ представлена в форме тестов.
Чтобы узнать и зафиксировать реальный уровень подготовки по русскому языку, целесообразно ежегодно проводить тестирование в декабре и апреле в 5-,7-,9- классах. Декабрьская диагностика отражает уровень усвоения образовательных стандартов:
- в 5-м классе – на основе базовых знаний, полученных в начальной школе;
- в 7-м классе – на этапе завершения курса орфографии;
- в 9-м классе – на момент завершения курса основной школы.
Цель апрельского тестирования – выявить степень усвоения материала, заложенного в декабрьских тестах и изученного позже.
Задания тестов разработаны в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования, программными требованиями. Время проведения тестирования – 45 минут.
Систематическое рубежное тестирование дает возможность учителям узнать, насколько хорошо усвоены отдельные темы курса, и позволяет более точно скорректировать работу по повторению и закреплению правописных и коммуникативных навыков, подготовить учебный материал.
Педагог, проводя тестирование и анализируя его результаты, выявляет как усвоены определенные темы курса в процентном отношении, устанавливает средний процент выполнения требований стандарта по классу, по параллели.
Систематическое тестирование – это и получение информации, и обратная связь, и возможность сравнения реально полученных результатов с ожидаемыми. Это важная составляющая в планировании образовательного процесса.
Выводы
Правильно выстроенная система диагностики и контроля реализует концепцию развивающего обучения
При диагностических исследованиях учитель своевременно получает необходиую информацию об уровне усвоения учебного материала. Качество информации о процессе развития школьника можно улучшить, если контроль носит развивающий характер. При таком виде диагностики школьникам, нуждающимся в помощи, одновременно с получением информации об их проблемах и оценки, оказывается помощь, реально учитывающая индивидуальные особенности школьника и уровень его развития.
Учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок. Диагностика должна указать ученикам реальные направления приложения своих возможностей.
Данные диагностики должны быть оперативно обработаны, а результаты использованы для коррекции развития.
Школьник должен осознать, что итоги диагностики не несут карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения, и своевременно их решить.
Список литературы
Учебная литература
- Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещние, 1974. - 368 с.
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов / Т.М.Воителева. – М.: Дрофа, 2006. – 319 с.
- Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. - М.: Дрофа, 2003.-120 с.
- Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред Е.И.Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; Под ред. М.Т.Баранова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 368 с.
- Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А.Быстрова, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2005. – 240 с.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
Методическая литература
- Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 1987.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001. - 172 с.
- Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: “ТИД” Русское слово-РС, 2003. – 176.
- Богданова Г.A. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2000.
- Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. – М., 2004
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.A. Секреты орфографии. - М. 1991.
- Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
- Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей, 1999.
- Дейкина A.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1990.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: 5. - М.: Просвещение, 1990.
- Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольно-измерительные материалы / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И. Львова и др. – М., 2003.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992.
- Разумовская М.М., Богданова Г.A., Капинос В.И., Львова С.И., Львова В.В., Пронина Т.С. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебному пособию для 5 класса общеобраз. учрежд. - М.: Просвещение, 1996.
- http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d-3c0b65625b3bd68b5c43b88421216d27.html