Урок литературного чтения в 3-м классе "По дорогам сказок"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить понятие волшебной сказки, ее жанровых особенностей; обобщить знания о прочитанных ранее сказках;
  • развивать творческую деятельность учащихся, способность выбирать правильный ответ из предложенных вариантов;
  • расширять представление о народных и литературных сказках.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня у нас с вами обобщающий урок по разделу "В мире волшебной сказки", но это необычный урок, мы с вами отправимся путешествовать по дорогам сказок. За время пути мы вспомним сказки и их героев, с которыми познакомились на последних уроках, а так же и те, которые были прочитаны ранее. В путешествии примут участие две команды - одна команда "Волшебники", другая "Чародеи".

Для вас подготовлены задания и испытания, с которыми вы обязательно справитесь, ведь кто много читает, тот все знает.

3. Повторение изученного материала.

У каждой команды есть маршрутный лист, в который будут заноситься ваши результаты. В начале путешествия вспомним как называются сказки, автором которых стал народ? (Народная сказка)

А если сказку написал конкретный человек, то это что за сказка? (Авторская сказка)

Ваше первое задание:

Нужно соединить карточки "название сказки" - "автор сказки".

(Каждая команда получает отдельные карточки)

1 команда 2 команда
"Зимовье зверей"

"Гуси-лебеди"

"Колобок"

Русская народная сказка

"Крокодил Гена и его друзья"

Э.Успенский

"Сказка о золотой рыбке"

А.С.Пушкин

"Снежная королева"

Г.-Х.Андерсен

"Лиса и журавль"

"Морозко"

"Крошечка-Хаврошечка"

Русская народная сказка

"Доктор Айболит"

К.Чуковский

"Сказка о золотом петушке"

А.С.Пушкин

"Кот в сапогах"

Ш.Перро

Вы справились с этим заданием. А теперь нам предстоит дальняя дорога и нам нужно собрать котомку с волшебными вещами. Каждой команде я буду предлагать один предмет ваша задача сказать для чего он нужен, и в чем заключается его волшебная сила.

Волшебные предметы:

Клубочек, ковер-самолет, живая вода, скатерть-самобранка, зеркальце, сапоги-скороходы.

- Молодцы, а теперь в путь. И вот перед нами дорожный камень, нам предстоит выбрать дорогу, по которой мы пойдем.

(На доске прикреплен плакат с рисунком дорожного камня и надписями на нем)

Надпись на камне:

  • "Налево пойдешь, в "Свою игру" попадешь;
  • направо пойдешь, в "Поле чудес" попадешь;
  • прямо пойдешь, много разного найдешь".

4. "Своя игра"

Перед вами игровое поле, поделенное на сектора. Вы выбираете сектор, затем вопрос. Чем сложнее вопрос, тем больше баллов вы получите.

(На доске игровое поле, поделенное на сектора. За каждый правильный ответ начисляются баллы от 10 до 40 в зависимости от сложности вопроса.)

Сектор "Кто, кто, кто?"

1. Кто из сказочных героев стал самым известным ветеринаром? (Доктор Айболит)

2. Кто из коротышек попал на Луну "зайцем"? (Незнайка)

3. Кто был незаменимой помощницей для Крошечки-Хаврошечки? (Корова)

4. Кто произносил слова: "Тепло ли тебе, девица?" (Морозко)

Сектор "Девочки"

1. Падчерица из сказки Ш.Перро, обладательница хрустальной обуви. (Золушка)

2. Эта девочка не побоялась пройти через темный лес и навестила свою родственницу. (Красная Шапочка)

3. Девочка из сказки Г.-Х.Андерсена "Снежная королева", которая очень любила своего друга. (Герда)

4. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина)

Сектор "Мальчики"

1. Этот мальчик прославился своим необычайно малым ростом. (Мальчик-с-пальчик)

2. Человеческий детеныш из сказки Р.Киплинга, которого друзья учили Законам Джунглей. (Маугли)

3. Как звали самого умного коротышку? (Знайка)

4. Назовите имя мальчика, который превратился в козленочка. (Иванушка)

Сектор "Необыкновенные человечки"

1. Дом этого человечка находился на крыше жилого дома и славился тем, что был самым лучшим домом на свете. (Карлсон)

2. Этот человечек любил совать свой нос, куда не следует. (Буратино)

3. Человек-луковка из сказки Д.Родари. (Чиполлино)

4. Этот человечек вместе с Элли, Дровосеком и Львом шел в Изумрудный город. (Страшила)

Сектор "Сказочная нечисть"

1. Сказочное существо, житель леса, так называемый "дух леса". (Леший)

2. Самый одинокий представитель нечистой силы, живущий в водоемах. (Водяной)

3. Сказочная героиня, владелица летательного аппарата. (Баба Яга)

4. Герой многих сказок, который боится обычной иголки. (Кощей Бессмертный)

Сектор "Краткое содержание"

1. В какой сказке говорится о необычайном рецепте приготовления диковинного , неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? ("Каша из топора")

2. В какой сказке говорится о птицах, исполняющих злую волю своей старой хозяйки, решившей выкрасть мальчика, оставшегося без присмотра сестры? ("Гуси-лебеди")

3. В какой сказке говорится про то, как заяц оказался бездомным, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью. И только вмешательство другого лица помогло восстановить справедливость. ("Заюшкина избушка")

4. В этой сказке рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия по лесным тропам, пока его не съела рыжая кумушка. ("Колобок")

5. Физкультминутка.

6. Игра "Поле чудес".

На доске два задания, которые нужно отгадать по буквам. Если буква названа неправильно, ход переходит к другой команде. Задание для команды "Волшебники":

На доске название сказки, в которой дед с бабкой не могли налюбоваться на свое дитя, но затем их постигло огромное горе, когда они потеряли дочку. (СНЕГУРОЧКА).

Задание для команды "Чародеи":

На доске имя сказочного героя, прослывшего лентяем, но волей случая он нашел себе поддержку в виде волшебной рыбы.(ЕМЕЛЯ).

7. Разные разности.

- Прочитайте соперникам отрывок из сказки, их задача назвать сказку и ее автора.

Вопросы от Бабы Яги.

Баба Яга предлагает нам вопросы и варианты ответов, вам нужно выбрать правильный.

1. Что посадил дед? а) тыкву, б)помидор, в) репку.

2. Как звали братца Аленушки? а) Алеша, б) Иванушка, в) Петруша.

3. К кому шел Вини-Пух на день рождения? а) к Кролику, б)к Ослику, в)к Пяточку .

4. Какой породы был пес Артемон, собака Мальвины? а) пудель, б)дворняжка, в) овчарка.

8. Итог урока.

Давайте подведем итоги и определим какая команда набрала наибольшее количество очков.

Мы сегодня вспомнили различные сказки и сказочных героев. Совершили увлекательное путешествие в волшебный мир, в котором самые высокие горы, самые глубокие моря, самые дремучие леса, и там добро всегда побеждает зло. Вам понравился наш сегодняшний урок?

9. Домашнее задание.

Дома вы сделаете иллюстрацию к полюбившейся вам сказке.