Задачи урока: расширение словарного запаса, понятие о лексических группах слов, умение их применять.
Знакомство с пушкинскими местами России, их местом в жизни А.С.Пушкина. Умение анализировать и интегрировать полученный материал. Развитие речи учащихся. Воспитание патриотических и гражданских чувств, любви к русской культуре.
Умение работать со словарём и словарной статьёй.
Ход урока
1. Знакомство с классом, интрига урока.
Составить сочинение в жанре анонса туристу, отправляющегося по маршруту:
а) пушкинские места в Москве,
б) пушкинские места в России.
2. Объявление темы урока. Наблюдение и сбор материала. Слово учителя:
Да, действительно, памятных пушкинских мест много и в городе Москве, где он родился, и в других уголках России. Сегодня мы совершим путешествие к югу от столицы, в 200 км. от которой расположен древний русский город Калуга. А под Калугой находилась усадьба, принадлежавшая семье Гончаровых. Сюда мы и держим путь.
По мере путешествия мы будем вести путевой дневник, куда занесём новые слова, важные сведения, имена и даты.
Устаревшие слова | Заимствованные слова | Исторические факты и сведения. |
Слайд 1. Полотняный Завод. Заочная экскурсия.
В Полотняный Завод Пушкин приезжал дважды. Впервые - в мае 1830 года, будучи женихом Натальи Николаевны, во второй раз - в августе 1834 года, чтобы навестить семью: жену и деток, Машку и Сашку, как называл их А.С.Пушкин.
Слайд 2. Калужская земля - приют поэта.
В витрине музея мы можем увидеть указ Петра 1 калужскому купцу Тимофею Карамышеву от 1718 года: "Для делания парусных полотен построить заводы в том месте, где приищет:". Купец выбрал место на реке Суходрев, где построил заводы, полотняно-парусные и бумажные мануфактуры. Помогал ему посадский человек из Калуги Афанасий Гончаров.
Слайд 3. Афанасий Гончаров.
3. Словарная работа. Запись в тетради: приищет, полотняно-парусные и бумажные мануфактуры, посадский человек Афанасий Гончаров.
Через некоторое время они стали компаньонами.
После смерти Карамышева компаньоны разделили имущество, и Гончаров становится владельцем фабрик, т.к. вложил туда больше всех. Афанасий Гончаров стал единоличным хозяином.
Дочь Петра 1 Елизавета пожаловала Гончарову дворянство. А у дворянина должен быть герб. Рассмотрим его.
Слайд 4. Герб Гончаровых. Его пожаловала уже Екатерина 2.
Как называется основа герба?
Что означают на щите 6-тиконечная звезда и шпага?
Откуда на русском гербе страусовые перья?
(Звезда - символ восхождения во дворянство, шпага - принадлежность к военным, намёт и перья - символ рыцарского плаща поверх доспехов).
Афанасий Абрамович любил роскошь и хотел иметь в доме всё самое лучшее. А вот как оценивал сам дом А.С.Пушкин, когда приехал сюда впервые:
"Подъехали к воротам усадьбы. Слева стояла небольшая церковь, а когда въехали в ворота, рядом уже оказался господский дом. Барский дом поразил Пушкина. "Ничего себе - бесприданница,"- удивился он. Дом был громадный, в три этажа, на каждом по фасаду - более 20 окон. Архитектурно, правда, хоромы походили, скорее на фабрику, а не на дворец. Только лазоревый цвет, живописная отделка фасада да большие балконы с узорными чугунными решетками на втором этаже, один - как раз над парадным подъездом, с колоннами и мраморными ступенями, второй - симметрично с другой стороны, говорили, что этот дом - господский.
Да-а-а! Настоящий дворец, - подумал Пушкин, вспомнив материн, давно требующий ремонта домик в Михайловском. - Этих палат хватило бы на три дворянских семьи". Отрывок выразительно читает ученик.
- Какие синонимы к слову дом использованы в тексте?
Слайд 5. Дом Гончаровых.
Войдём в дом и пройдём по его комнатам.
В одной из первых комнат на стене висит портрет Петра 1.
Слайд 6. Портрет Петра 1. А почему? Оформите свою мысль сложным предложением. Запишем его начало.
История Полотняного Завода связана с деятельностью Петра 1, потому что: (здесь делали парусное полотно для русского флота).
Слайд 7. Основную часть богатого дома обычно занимали залы для приёмов, построенные анфиладой. Это слово французское и означает "ряд, порядок".
Запишем словосочетание анфилада комнат.
Что означает это словосочетание? Читаем в словаре.
(Анфилада комнат - это длинный ряд их, когда комнаты расположены на одной линии и из одной комнаты видны все другие).
Слайд 8. Как вы думаете, какая это комната? Столовая.
Старинный стол, а на нём красивый столовый сервиз, изготовленный в Германии в городе Мейсен ещё в начале 18 века. Знаменитый мейсенский фарфор. Стены украшены гравюрами. Это сцены охоты. Одна называется "Охота на льва", а другая - "Охота на тигра". Что же означает слова гравюра?
Словарная работа: найти в толковом словаре значение слова.
Гравюра - изображение, полученное путём оттиска с рисунка, дерева. Стены украшали гравюры .Тогда это было очень модно, передовые технологии.
Следующая комната самая красивая в парадной анфиладе.
Слайд 9. Большая гостиная. Стены здесь обтянуты не шёлком, не обоями - а парусным полотном! Почему, как вы думаете?
Потом его окрасили в бирюзовый цвет. Самое ценное здесь - ломберный столик. Мастер использовал в его отделке 26 пород древесины - орех, берёзу, красное дерево, чёрный кап, морёный дуб и перламутр. А для чего же нужен ломберный столик?
Ломбер - это карточная игра, распространённая в то время в Европе и России.
Слайд 10. Диванная комната. Она имела и другое название - китайская. Опишите её и объясните название.
Действительно, связано здесь всё с Китаем, тогда это было модно.
Слайд 11. Завершалась анфилада мраморной спальней. Здесь стоит удивительное напольное зеркало на ножках, украшенное латунью.
Словарь: латунное зеркало.
А удивительно оно потому, что смотрелась в него сама Екатерина 2.
В 1775 году императрица удостоила Афанасия Абрамовича своим посещением. В этой комнате она останавливалась, потому и стали звать спальню Екатерининской. В память об этом событии Афанасий Гончаров приказал изваять памятник Екатерине 2 из меди. Так появилась знаменитая Медная бабушка. А как она связана с А.С.Пушкиным?
(Это свадебный подарок ему от деда Натальи Николаевны).
Слайд 12. Гости Полотняного Завода.
Не только Екатерина 2 была здесь. Отметим также М.И.Кутузова. Послушаем об этом отрывок:
Афанасий Николаевич промотав большое состояние, решил передать дела сыну.
"Николай, будущий отец Наташи, взялся за дело страстно. Надо было содержать большое семейство, расплачиваться с долгами отца, восстанавливать расстроенное хозяйство.
И он преуспел. Фабрики и заводы заработали, в семью пришёл достаток. Но тут Наполеон двинул войска на Россию. Отец Николая поспешил вернуться на родину. Сначала войска шли у него буквально по пятам, потом повернули на Москву, а Афанасий Николаевич взял южнее, торопясь доехать до Полотняного Завода. Он опередил врага, но имение застал совсем пустым: ни хозяев, ни прислуги. Николай вывез семью, спасаясь от Наполеона, в Тамбовскую губернию. Слуги, боясь французов, разбежались. Только французы в Полотняный Завод так и не пришли, а пришли русские войска - здесь была ставка Кутузова".
В витрине музея лежит медаль, которую получили Гончаровы в память о войне 1812 года. Запишем выделенное словосочетание.
Ну и, конечно же, это место теперь памятно тем, что здесь бывал великий русский поэт А.С.Пушкин.
Слайд 13. Портреты Пушкина и Натали.
Брак Пушкина и Н.Н.Гончаровой был заключён в 1831 году. Пушкин был счастлив в браке.
"Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив",- писал Пушкин жене.
Пушкин действительно был счастлив здесь, в имении Гончаровых. Послушаем ещё один отрывок:
"Он увидел их всех недалеко от дома, на траве, в тени матёрой, одинокой липы. Ускорил шаг, побежал почти, но тут же и приостановился, и замер, упершись ладонью в дерево. Захотелось понаблюдать со стороны, когда он их видит, а они его нет.
Таша стояла с Сашкой на руках, рядом Машка сидела на корточках, нянька поправляла что-то в детской коляске. Он хорошо их видел, до выражения привычной спокойной грусти у Таши на лице. Семья: Нет их ближе. Жена - перед Богом и людьми, дети - кровь его, он сам почти:
Жена склонилась гибко и легко, укладывая Сашку в кроватку. Здесь, может ей и доживать придётся, как знать. И это хорошо бы - на родной земле. А земля мила! В первый ещё приезд на душу ему легла. Чувство благодарности дрогнуло в нём, когда он ,оторвавшись взглядом от жены с детьми, посмотрел окрест. Славное место! И от Москвы, и от Захарова его любезного не далеко. Общая, считай, у них земля, общее небо.
Он зашагал к ним торопливо. Машка первой увидела его, побежала навстречу, а вот и Таша пошла вслед. Он ускорил шаг, готовясь дочь подхватить, к небу подбросить, жену обнять:"
Так случилось, что теперь многие места здесь называют пушкинскими: Пушкинская аллея, Пушкинская беседка.
4. Подведение итогов.
Вот и закончилось наше заочное путешествие по Полотняному Заводу.
Слайд 14. Парадная лестница.
По парадной деревянной лестнице спускаемся вниз и выходим из здания. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, но мы узнаем много больше, если уже воочию увидим это место.
Слайд 15. Режим работы музея-усадьбы.
А теперь подведём итоги, что мы сегодня узнали и увидели. По вашим впечатлениям дома надо написать сочинение по плану:
1. Где находится музей-усадьба Полотняный Завод?
2. Расскажите историю рода Гончаровых.
3. Кто из исторических лиц и когда посещал Полотняный Завод?
4. Что можно увидеть в музее?
5. Как усадьба связана с именем А.С.Пушкина?
6. Ваши впечатления от увиденного.
5. Домашнее задание: написать сочинение.