Программа курса “Юный математик” составлена для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Курс “Юный математик” рассчитан на 35 часов в год.
По учебному плану на него отводится 1 час в неделю для учащихся 3 классов.
Цель программы:
- Совершенствование математических знаний, формирование приёмов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, активизации познавательного процесса к предмету - математики.
Для формирования у учащихся осознанных и прочных знаний, данный курс ставит задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- способствовать пониманию способов решения нестандартных задач;
- учить, правильно применять математическую терминологию;
- расширять и углублять программный материал;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
Принципами программы являются: актуальность, научность, доступность, связь теории с практикой , индивидуальный подход.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Содержание и методы обучения курса “Юный математик” помогают формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения занимательных задач, в математической и логической смекалке, при проведении на уроках соответствующих игр, в конструировании различных геометрических фигур, работа с танграмом.
На своих занятиях использую разнообразные виды работ: дидактический и раздаточный материал, головоломки, ребусы, шарады, игры. Всё это помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей младших школьников, готовит к городским и школьным олимпиадам.
К концу курса учащиеся должны :
- знать последовательность чисел в пределах 1000 и уметь их записывать;
- знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; уметь правильно выполнять все четыре арифметических действия с числами в пределах 100.
- знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях и уметь применять их на практике;
- уметь правильно применять математическую терминологию;
- уметь решать текстовые задачи арифметическим способом; решать нестандартные задачи; решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями ( покупка, измерение, взвешивание и другие );
- уметь распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге;
- составлять фигуры из танграма;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- уметь применять логические приёмы при решении задач.
3 класс
№ п\п | Дата | Коррек. | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | Таинственная математика. Из глубины веков. | Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры разных народов. Задачи логического характера. | ||
2. | Занимательные задачи и шутки. | Развитие логического мышления. Раскрытие “магии” чисел. | ||
3. | Китайские головоломки (танграмы) | Построение танграма. Построение животных из танграма( заяц, лиса, кот) | ||
4. | Китайские головоломки (танграмы) | Построение из танграма предметов мебели. | ||
5. | Час занимательной математики. | Заполнение математических квадратов, треугольников, кругов. | ||
6. | Придумывание по аналогии. | Решение задач и составление обратных задач. | ||
7. | Любопытные свойства чисел. | Решение математических выражений. | ||
8. | Спички и палочки. | Задачи с перекладывание палочек. | ||
9 | Спички и палочки. | Задачи с перекладывание палочек. | ||
10 | Задачи - шутки, задачи – загадки. | “Звериное число”, “Делёж”, “Сколько кошек” | ||
11 | В мире ребусов и шарад. | Разгадывание математических ребусов и шарад. | ||
12 | Задачи на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата. | Решение задач на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата | ||
13. | Задачи на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата. | Решение задач на нахождение периметра и площади; прямоугольника и квадрата | ||
14. | “От буквы к букве”. Математические кроссворды. | Составление и решение математических кроссвордов. | ||
15 | Оформление математической газеты. | Подбор материала. (кроссворды, ребусы, загадки) | ||
16. | Задачи с лишними или недостающими данными. | Решение задач данного вида. | ||
17 | Математическая головоломка. | Решение затруднительных задач, ребусов, задачи с перекладыванием палочек. | ||
18. | Геометрические задачи. | Построение геометрических фигур, нахождение площади фигуры разными способами. | ||
19 | Сложение и вычитание со звёздочками. | Решение выражений. | ||
20 | Сложение и вычитание со звёздочками. | Решение выражений. | ||
21. | “Считай, смекай, отгадывай” | Развитие логического мышления. Раскрытие “магии” чисел. | ||
22 | Угадывание чисел. | Как найти задуманное число? Как отгадать два числа.? Как найти цифру? | ||
23 | С помощью линейки, циркуля и ножниц. | Построение шестиугольника, из прямоугольника- треугольник. | ||
24 | Любопытные свойства чисел. | Умножение на пальцах. Умножение на 11. | ||
25 | Числа - великаны. | Знакомство с числами - великанами. Действия с многозначными числами. | ||
26 | Числа - великаны. | Знакомство с числами - великанами. Действия с многозначными числами. | ||
27 | Круговые схемы. | Решение задач с помощью круговых схем. | ||
28 | Окружность. Диаметр. Радиус. | Умения пользоваться циркулем. | ||
29 | Геометрические фигуры и развёртки. | Конструирование. | ||
30 | Час занимательной математики. | Задачи логического характера. | ||
31 | Решение текстовых задач. | Решение задач разного вида. | ||
32 | Задачи с многовариантными решениями | Рассмотрение нескольких способов решения задачи. | ||
33 | Нестандартные задачи. | Решение задач из международного конкурса “Кенгуру” | ||
34 | Задачи - шутки, задачи – загадки. | Развитие логического мышления. | ||
35 | Итоговое занятие. Математика в жизни. |