Организация обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальных классах

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Практическое применение обучения в сотрудничестве в начальных классах возможно только при неукоснительном соблюдении педагогом всех требований, предъявляемых к нему этим методом.

Поместить детей в одну комнату и сказать им, что отныне они будут работать (или учиться) вместе, - одного этого недостаточно для того, чтобы появилась команда. Группы учеников не становятся группами сотрудничества только потому, что кто-то назвал их именно так.

Группа, созданная для обучения в сотрудничестве, - это нечто большее, чем просто сумма индивидуальностей. Это - команда, члены которой стремятся к достижению общей цели, а именно к тому, чтобы каждый младший школьник полностью реализовал все свои способности и добился максимально возможных успехов в изучении английского языка или других иностранных языков (ИЯ). Такая группа имеет несколько принципиальных характерных отличий.

Характерные особенности группы, которая может быть названа группой сотрудничества:

1. Позитивная взаимозависимость. Каждый член группы несет ответственность за себя и за каждого из своих товарищей. Основное внимание сосредоточено на действиях группы.

2. Персональная и коллективная ответственность. Каждый отвечает за то, чтобы все учились только на "отлично" и хорошо выполняли любую работу.

3. Личные контакты. Члены группы вместе работают над заданием, способствуя успехам друг друга. Они поддерживают друг друга и помогают друг другу учиться как можно лучше.

4. Социальные навыки и навыки работы в небольших коллективах. Основное внимание уделяется развитию навыкам работы в команде. Члены группы овладевают социальными навыками и используют их в своей работе. Лидером может стать любой (в зависимости от ситуации).

5. Обсуждение результатов коллективной работы. Группа обсуждает качество своей работы и эффективность сотрудничества. Большое внимание уделяется постоянному совершенствованию навыков работы в команде и академическим успехам. [1]

Настоящее сотрудничество невозможно без строжайшей дисциплины, без неукоснительного соблюдения совершенно определенных требований и правил, особенно в начальных классах. Основные элементы сотрудничества - это отнюдь не разрозненный набор рекомендаций учителю, желающему организовать группу для обучения в сотрудничестве. Это совокупность требований, которые только при строгом соблюдении способны создать условия для успешного сотрудничества.

Рассмотрим характерные особенности данной технологии поподробнее.

Позитивная взаимосвязь. "Мы" вместо "Я"

Целенаправленное, планомерное формирование группы сотрудничества начинается с внедрения в сознание ее участников идеи позитивной взаимозависимости. Члены группы должны четко усвоить одну простую истину - то, что их ждет общая участь. Они либо вместе "выплывут", либо вместе "пойдут ко дну". Именно позитивная взаимозависимость заставляет младших школьников "засучить рукава" и работать так, как нужно для того, чтобы общий результат был лучше того, которого каждый мог бы добиться в одиночку.

К способам формирования позитивной взаимозависимости поощрений относятся:

- празднования общего успеха, когда все члены группы получают оценку не ниже определенного (оговоренного заранее) критерия;

- добавление премиальных баллов к оценкам, если все члены группы получают оценки не ниже определенного критерия или если сумма всех их оценок не ниже заранее оговоренной учителем величины;

- использование, помимо оценок, и других наград - освобождение от домашнего задания, специальное поздравительное объявление (4 класс), разнообразные знаки отличия (3 класс), сласти (2 класс) и т. д.;

- присвоение группе какого-либо звания (например, "отличная") за коллективные усилия ее членов; однако до тех пор, пока у всех учеников и их родителей не будет достаточно четких представлений о том, что же такое обучение в сотрудничестве, пользоваться этой формой поощрения нужно очень осмотрительно.

Именно благодаря позитивной взаимозависимости, обучающиеся в сотрудничестве младшие школьники осознают, следующее:

1. Они "скованы одной цепью" и либо вместе победят, либо вместе потерпят поражение, причем это зависит от того, как они справятся с коллективным заданием.

2. Должны заботиться о благе друг друга, иначе им не видать общей победы. То, что идет на пользу одному и способствует его успехам в изучении ИЯ, идет на пользу и способствует успехам и других членов группы.

3. Должны всегда помнить: долговременная общая цель гораздо важнее сиюминутного личного успеха.

4. Являются не просто индивидуумами, но и членами коллектива, единой команды. Принадлежность к команде создает основу для дружеских отношений - взаимной симпатии, уважения и предвкушения общих праздников по поводу достигнутых успехов. Симпатии и взаимное уважение нередко перерастают в сердечную привязанность учеников друг к другу, и они начинают радоваться общим удачам и успехам друг друга ничуть не меньше, чем своим собственным.

Персональная ответственность и личные обязательства.

Цель обучения в сотрудничестве заключается в том, чтобы каждый учащийся начальных классов почувствовал себя более сильным и смог полностью проявить все свои способности. Персональная ответственность - средство достижения этой цели, внушающее уверенность в том, что, обучаясь ИЯ в сотрудничестве, все члены группы действительно становятся более активными личностями.

Чтобы воспитать у младших школьников чувство личной ответственности, учитель непременно должен помнить следующее :

1. Группы сотрудничества должны быть малочисленными. Чем меньше группа, тем большая ответственность лежит на каждом. Оптимально 3-5 человек.

2. Знания каждого члена группы следует проверять в индивидуальном порядке.

3. Полезно периодически проводить выборочные устные опросы, во время которых ученики рассказывают о работе своей группы в присутствии членов группы или перед всем классом.

4. Нужно наблюдать за работой всех групп и фиксировать все случаи участия каждого члена группы в общем труде.

5. В каждой группе нужно иметь "контролера", который вправе попросить любого своего одногруппника объяснить ему, почему группа ответила на заданный ей вопрос именно так, а не иначе.

6. Полезно предлагать ученикам научить других тому, что они знают или умеют делать сами. Когда этим заняты все члены группы, это называется "одновременным объяснением".

Стимулирующее личное общение.

Одним из условий успешной реализации на практике принципов обучения ИЯ в сотрудничестве младших школьников являются личные контакты членов групп, которые встречаются для совместной работы над заданием и для того, чтобы помочь друг другу.

Учитель может помочь в этом своим ученикам, если, во-первых, создаст условия для работы в группе (предусмотрит в расписании занятий время для этого). Каким бы простым ни казалось подобное требование на первый взгляд, в реальной жизни нередко оказывается, что многим группам попросту не хватает времени для совместной работы. Во-вторых, учитель должен постоянно обращать внимание членов группы на их взаимозависимость. Именно позитивная взаимозависимость создает в группе такие условия, при которых каждый начинает заботиться обо всех, а все - о каждом. В-третьих, учителю следует настраивать учащихся на то, что они должны подталкивать и подбадривать друг друга. Один из способов добиться этого - наблюдения за группами и одобрение каждого случая такого поведения.

Стимулирующее взаимодействие членов групп проявляется в том, что они:

- оказывают друг другу необходимую помощь и поддерживают друг друга;

- делятся и обмениваются друг с другом всем, что необходимо для выполнения работы, - информацией, ресурсами, а при необходимости и обучают друг друга конкретным навыкам;

- организуют в группе обратную связь, если это необходимо для увеличения чьей-то активности;

- устраивают дискуссии, на которых обсуждают разные взгляды на изучаемую проблему;

- стремятся сделать так, чтобы каждый приложил максимальные усилия для достижения общей цели, и подталкивают к этому друг друга;

- доверяют друг другу и уважают усилия каждого, направленные на достижение общей цели;

- достойно ведут себя, сдерживают раздражение и прочие негативные эмоции и умеют бороться со стрессами.

Навыки межличностного общения и работы в малых группах.

Обучение членов групп сотрудничества социальным навыкам является четвертым - наряду с позитивной взаимозависимостью, персональной и коллективной ответственностью и стимулирующим межличностным общением - непременным условием их успешной совместной работы. Члены групп, созданных для обучения ИЯ в сотрудничестве, должны одновременно решать чисто академические задачи (сообща приобретать новые знания) и учиться работать как единая команда. Обе эти задачи теснейшим образом связаны между собой, и достижение академических успехов невозможно, если ученики начальных классов не владеют навыками коллективного труда.

Чтобы согласовать свои действия, направленные на достижение общей цели, члены группы должны:

- хорошо знать друг друга и доверять друг другу;

- общаться честно, открыто, без всяких недомолвок;

- понимать и поддерживать друг друга;

- конструктивно разрешать возникающие между ними конфликты.

Группа обсуждает результаты своей работы.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к группам
сотрудничества, финальной стадией работы над любым заданием является обсуждение ее результатов. Достижения группы из учеников начальных классов во многом зависят от того, может ли она критически оценить и сам процесс выполнения задания, и то, как он был организован.

Можно отметить пять основных условий, которые должен соблюдать учитель, если хочет помочь группам сформировать: критический подход к своей работе, обеспечивающий постоянное улучшение качества знаний и навыков коллективного труда.

Первое условие - оценка качества взаимодействия членов группы, направленного на достижение каждым учащимся максимальных успехов в изучении ИЯ. Практическая реализация этого условия - наблюдение за группой в процессе работы. Переходя от группы к группе, учитель фиксирует результаты своих наблюдений и подсчитывает, сколько раз использовались именно те социальные навыки, которые интересуют его в данный момент.

Второе условие тоже связано с организацией наблюдения за тем, как именно работает группа, и заключается в том, чтобы каждая группа была обеспечена обратной связью. Учитель непременно должен выделить в конце урока хоть немного времени для каждой группы, чтобы обсудить с ней результаты своих наблюдений. Члены группы должны узнать о том, какие действия были полезны для общего дела, а какие - нет.

Третье условие заключается в том, что учитель помогает группе намечать конкретные пути совершенствования своей работы. Каждый член группы вносит свои предложения, касающиеся командной работы, и группа с помощью учителя решает, какие из них принять, а какие - отклонить.

Четвертое условие - оценка эффективности работы класса. Педагогам не следует ограничиваться только обсуждением работы малых групп. Время от времени они должны проводить обсуждения работы всего класса.

Пятое условие - оказание помощи группе и классу в организации праздников в честь их успехов. Желание учиться, готовность сотрудничать с товарищами по группе, вера в собственные силы и умение участвовать в коллективном труде - все эти качества можно развить в младших школьниках только тогда, когда их самих уважают и одобряют, а их старания не остаются незамеченными.

Считаем необходимым рассмотреть ещё один важный фактор, влияющий на практическое применение технологии "Обучение в сотрудничестве" - это вопрос о соблюдении учащимися начальных классов дисциплины во время группового общения.

Как добиться надлежащей дисциплины.

Когда младшие школьники только начинают обучаться ИЯ в сотрудничестве, они нередко ведут себя отнюдь не лучшим образом. Заметив это, учитель сразу же должен направить свои усилия на то, чтобы укрепить взаимозависимость членов группы. Если вы видите, что ребенок не участвует в общем труде или что он не приносит на урок свою работу (или материалы, необходимые для ее выполнения), вам следует позаботиться о создании условий для появления и усиления взаимозависимости: разделить задание на составные части (принцип "паззла"), заставить нерадивого ученика исполнять обязанности, имеющие принципиальное значение для достижения группой общего успеха, или сказать, что оценка, которую группа получит за свою работу, будет зависеть от вклада каждого - в этом случае дети сами позаботятся о том, чтобы их товарищ перестал "считать ворон".

Если ученик готов рассуждать о чем угодно, кроме задания, стоит подумать о вознаграждении, которое он (или группа) считает самым соблазнительным, и построить задание так, чтобы всем членам группы без исключения пришлось участвовать в его выполнении, если они действительно заинтересованы в том, чтобы получить именно это вознаграждение.

Если вы видите, что ученик работает сам по себе и не обращает никакого внимания на своих товарищей, можно ограничить количество предметов, необходимых группе для выполнения задания: если в группе есть только один карандаш или один экземпляр перечня ответов, из которых нужно выбрать правильный, никто не сможет работать в одиночестве. Второй способ заставить детей взаимодействовать друг с другом - так построить задание, чтобы члены группы не смогли обойтись без материалов (ресурсов) друг друга.

Когда вы видите, что один из членов группы мешает своим товарищам, не подпускает их к работе, можно распределить исходные материалы и роли так, чтобы этот ученик оказался в подчиненном положении, или сказать, что если ситуация не изменится, групповая оценка будет определена на основе двух самых низких оценок, которые члены группы получат во время тестирования.

Создание групп сотрудничества из учеников начальных классов - сложная задача, требующая от педагогов ежедневного кропотливого труда и последовательного внедрения в педагогическую практику основных элементов сотрудничества. Эти элементы совершенно обязательны, обойтись без них невозможно, и это отпугивает многих педагогов. И напрасно. Ибо усилия, затраченные на то, чтобы основы сотрудничества "вошли в плоть и кровь" каждой группы, не пропадут даром: только они могут дать учителю уверенность в том, что каждый его ученик полностью реализовал все свои возможности. Внедряя в свою педагогическую практику пять основных элементов сотрудничества, учитель должен помнить о том, что такие группы могут быть названы группами, обучающимися в сотрудничестве.

Этапы организации обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальных классах

1. Подготовка к выполнению группового задания.

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ познавательной задачи, рефлексия;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

- Дополнительная информация учителя для группы.

Обучение в сотрудничестве на уроке ИЯ может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.

Таким образом, внедряя пять основных элементов сотрудничества и организуя работу в соответствии с данными этапами учителя могут эффективнее обучать учащихся английскому языку в начальной школе.

Далее приведён разработанный урок английского языка по технологии "Обучение в сотрудничестве" <Приложение1> и различные памятки для организации обучения в сотрудничестве на уроках в начальных классах. <Приложение2>

Список литературы.

  1. Джонсон, Д., Джонсон, Р., Джонсон-Холубек, Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Экономическая школа, 2001, -256с.