На уроке разбирается европейская музыка XVI–XIX веков. Показываются слайды репродукций картин западноевропейских художников с образами Мадонны, Богоматери.
В данном уроке используется метод пространственно-временных аналогий, приемы сопоставления музыкальных произведений разных эпох в соответствии с сюжетной линией, жанровыми особенностями, анализа и сравнения.
Цель урока: духовное развитие детей через постижение духовной музыкальной культуры средствами различных видов искусств.
Оформление доски: тема урока, фамилии, портреты композиторов Каччини, Баха и Шуберта, также Гуно (добавляется по ходу урока).
Ход урока.
Вход класса под «Аве Мария» Каччини.
Обсуждение прозвучавшего произведения. (Потрясающая, глубокая мелодия, выражающая грусть, веру).
У.- Кому, как вы думаете, из этих композиторов принадлежит эта песня?
Д. - Шуберт. Жанр песни был популярен в эпоху Романтизма, а из предложенных портретов романтиком является только Шуберт.
У.- Эту песню сочинил другой композитор, живший в конце 16 столетия. Джулио Каччини - итальянский композитор и певец.
Действительно, для музыки того времени, когда жил Каччини, было характерным многоголосие, но почему же мы слышим одноголосную песню? Ответ прост - Каччини принадлежал к кружку музыкантов и поэтов под руководством графа Барди. Благодаря творчеству этих людей, которые хотели возродить древнегреческую драму, возникла опера в Италии. А мы знаем, что в опере одним из главных номеров является ария – номер сольного пения. А Каччини считают одним из основателей сольного пения.
Есть и такая версия, что автором этого произведения является другой человек, живший в 19 веке, но этим слухам нет ни одного подтверждения.
Сегодня тема нашего урока «История одной песни», песни «Аве Мария».
У.- Кто такая Аве Мария?
Д.- Мать Христа.
У.- Откуда вы про неё знаете?
Д.- Из Библии.
«Аве Мария» (лат. Ave Maria - радуйся, Мария), одна из основных молитв Католической Церкви, обращенная к Богоматери, впервые официально введенная в «Римский Бревиарий» папой Пием V в 1568.
Полный текст Ave Maria таков:
«Радуйся, Мария, благодатная!
Господь с Тобою.
Благословенна Ты между женами,
И благословен плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,
Ныне и в час смерти нашей. Аминь».
Текст Ave Maria был положен на музыку многими композиторами: Д.Каччини, Ф. Листом, Ш. Гуно, К. Сен-Сансом, А. Брукнером, Дж. Верди, Ф.Шубертом.
Слушание «Аве Мария» Бах-Гуно.
У.- А кто из этих трех композиторов является автором этого произведения?
Д.- Шуберт. Обсуждение песни (Музыка светлая, полетная, скрипка похожа на звучание гитары).
У.- Это произведение принадлежит композитору эпохи барокко И.С.Баху. А в 1853 году Шарль Гуно сделал вариацию для скрипки и рояля на тему 1ой прелюдии «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха. Шесть лет спустя к вариации Гуно были добавлены слова, что и сделало эту песню такой популярной.
Получается, что это музыкальное произведение тоже не является показательным для музыки того времени, в которое оно было написано. Оно приобрело краски и черты романтической эпохи.
Слушание «Аве Мария» Шуберта.
У.- А автором этого произведения, как вы думаете, кто является?
Д.- Шуберт.
У.- Действительно, на этот раз вывод правильный.
Ф.Шуберт сочинил свою песню «Аве Мария» в 1825 году. Первоначально это произведение Ф.Шуберта имело мало отношения к «Аве Марии». Название песни было «Третья песня Эллен», а текст, на который написана музыка, был взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта «Дева Озера» и включал в себя только два слова молитвы «Аве Мария». Интересно, что песня «Аве Мария» Шуберта во время жизни композитора не пользовалась большой популярностью, а получила свою известность намного позже, когда стали использовать латинский текст молитвы «Аве Мария». Кто впервые стал использовать латинские слова молитвы «Аве Мария» для песни Шуберта, остается загадкой.
У.- Мама- это самый важный и главный человек, не только в жизни Иисуса, но и в жизни каждого человека.
Разучивание песни Буржоа Жерара, Т.Попа «Мама- первое слово».
Итог. Мы сегодня познакомились с тремя вариантами песни «Аве Мария», которые принадлежат перу разных композиторов, разных эпох, но у всех произведений своя интересная, загадочная история.