Урок математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с умножением числа 0 на натуральное число.

Предметные задачи:

  • закрепить известные особые случаи арифметических действий – сложения и вычитания;
  • познакомить с особым случаем арифметического действия – умножения;
  • повторить термины, связанные с действием умножения и сложения;
  • закреплять представление об обратных задачах и их связи между ними;
  • составлять задачи, обратные данным;
  • развивать вычислительные навыки.

Метапредметные задачи:

  • развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, умение принимать и сохранять учебную задачу, умение адекватно воспринимать оценку учителя, ориентацию на разнообразии способов решения заданий, поощрение самостоятельного поиска путей решения заданий, умение строить рассуждения об объекте, умение формулировать собственное мнение и позицию, самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

Методы обучения:

  • многогранность;
  • процессуальность;
  • коллизии;
  • вариантность.

Дидактический стержень – деятельность учащихся: наблюдение, сравнение, выводы, выяснение закономерностей, преобразующий характер действий учеников, интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием.

Помощь учителя: стимулирующая, направляющая, обучающая.

Оборудование:

  • учебник «Математика», 2 класс, 2 часть ( авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н.Кормишина 2008 год);
  • мультимедийный проектор, презентация упражнений для глаз.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, решите задачу на смекалку.

Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько всего груш?

Аня: Я думаю, что 4 груши.

Витя: Я думаю, что 8 груш, потому что 2 вербы.

Оля: Нисколько, потому что на вербе груши не растут.

Учитель: Правильно. Нуль.

Послушайте стихотворение.

У людей говорят:
«Не шути с огнём!»
А у нас говорят:
«Не шути с нулём!»
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ,
Нужен глаз за ним
Да глаз!

Учитель: Ребята! Не догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети: Про 0.

Олег: Какой-то проказник. Надо быть внимательным.

Учитель: Прекрасно! А что вы можете рассказать про число 0?

Катя: Я хочу добавить. Оно меньше 1.

Арина: В ряду чисел стоит самым первым Олег: Это не натуральное число, а особое.

Учитель: А какое задание можете предложить с этим числом?

Витя: Используя 0 и натуральные числа составить различные математические записи.

Учитель: Сделайте такие записи в тетради.

После самостоятельной работы детей на доске появляются следующие (и другие) записи.

0 < 5
5 > 0
  5 – 0 = 5
0 + 5 = 5
  5 + 0 = 5   0 < 9
9 > 0
  9 + 0 = 9
0 + 9 = 9
  9 – 0 = 9

Учитель: Поработайте в парах и сделайте вывод, про особые случаи сложения и вычитания 0, запишите закономерности в общем виде.

Выводы учащихся.

Коля: Если из любого числа вычесть 0, то получится это же число. а – 0 = а

Света: Если к 0 прибавить любое число, то получится это же число. 0 + в = в

Антон: Если к любому числу прибавить 0, то получится это же число. с + 0 = с

Учитель: Молодцы. Это здорово, вы дружно поработали и правильно сделали выводы.

II. Открытие новых знаний.

Учитель: А теперь давайте исследуем, что же получится при умножении 0 на натуральное число.

(Введение нового материала на основе №446, стр.106, но учебник пока закрыт.)

Учитель: Сравни выражения. (Запись на доске.)

0 * 8
0 * 2
0 * 5
0 * 7

Чем они похожи?

Олег: Везде записаны произведения.

Света: Первый множитель одинаковый – 0.

Миша: Вторые множители разные.

Учитель: Молодцы!

Учитель: Как ты думаешь, чему равны значения этих произведений? (Дети думают, но вслух не высказывают свои предположения.) Проверь своё предположение, заменив умножение сложением.

Дети самостоятельно работают и в тетрадях появляются такие записи.

0 * 8 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
0 * 2 = 0 + 0 = 0
0 * 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
0 * 7 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0

Проверка: четыре ученика записывают выражения на доске.

Учитель: Сделайте вывод.

Коля: Если 0 умножить на натуральное число, то получится 0.

Учитель: А теперь откроем учебники и сверим наш вывод с выводом авторов учебника.

Открываем учебники и хором читаем вывод.

Учитель: Замечательно. А теперь запишите закономерность в общем виде.

(Один ученик у доски, а остальные ученики записывают в тетрадях.)

а * 0 = 0 (Дети по своему желанию используют разные буквы латинского алфавита.)

Учитель: Третье задание этого номера выполним работая в мини-группах.

Проверь подмеченную закономерность на других произведениях.

(Класс делится на четвёрки, дети вместе работают – составляют разные произведения, а потом один ученик от каждой группы делает вывод: при умножении числа 0 на натуральное число получится 0.)

Учитель: Молодцы. Ребята, дома постарайтесь самостоятельно написать другие произведения по нашей теме.

III. Физкультурная минутка.

1) Электронные презентации – упражнения для глаз.

2) Упражнения со стихами.

Сколько точек будет в круге
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов
И присядем столько раз,
Сколько уточек у нас.
На носочки встанем,
Потолок достанем
И тихонько сядем.

IV. Работа над задачами.

Учитель: Найдите №447 и прочитайте. Как вы понимаете задание, поделитесь своими мыслями.

Дети: Сравни задачи, это значит найти чем условия и вопросы задач похожи и чем отличаются.

Катя: В обеих задачах – начало занятий в 8 часов 30 минут.

Саша: В первой задаче – окончание в 12 часов 30 минут.

Света: Я хочу дополнить ответы детей. Во второй задаче – продолжительность – 6 часов.

Аня: В задачах разные вопросы: в первой – сколько часов продолжаются занятия, а во второй – в какое время заканчиваются занятия.

Учитель: Они обратные?

Дети: Обратные. (Другие – нет.)

Учитель: Решим задачи и проверим кто же был прав.

(Решение задач с объяснением у доски учениками.)

Задача 447(а).
12 часов 30 минут – 8 часов 30 минут = 4 часа.
Ответ: продолжительность занятий 4 часа.

Задача 447(б).
8 часов 30 минут + 6 часов = 14 часов 30 минут.
Ответ: занятия заканчиваются в 14 часов 30 минут.

Учитель: Это обратные задачи?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Олег: Существует связь между количеством данных исходной задачи и количеством обратных к ней задач.

Миша: И ещё у нас получилось продолжительность – 4 часа и 6 часов. В обратных задачах так не может быть.

Учитель: Молодцы! Умницы!

Учитель: Составьте и решите задачи, обратные данным. Будем работать так: первый вариант составляет обратные задачи к задаче а), а второй вариант – к б).

Самостоятельная работа с взаимопроверкой работ в парах.

1 вариант.
Занятия продолжаются 4 часа и заканчиваются в 12 часов 30 минут. Во сколько часов занятия начинаются?
12 часов 30 минут – 4 часа = 8 часов 30 минут.
Занятия начинаются в 8 часов 30 минут и продолжаются 4 часа. Во сколько часов занятия заканчиваются?
8 часов 30 минут + 4 часа = 12 часов 30 минут.

2 вариант.
Занятия начинаются в 8 часов 30 минут и заканчиваются в 14 часов 30 минут. Сколько часов занятия продолжаются?
14 часов 30 минут – 8 часов 30 минут = 6 часов.
Занятия продолжаются 6 часов и заканчиваются в 14 часов 30 минут. Во сколько часов занятия начинаются?
14 часов 30 минут – 6 часов = 8 часов 30 минут.

Учитель: Замечательно! Вы нашли все обратные задачи, дружно работали.

А теперь поработаем с суммами.

V. Работа с суммами.

Учитель: Найдите значения сумм из №448 и скажите в чём их особенность.

Дети выполняют в тетрадях и на доске.

8 + 73 = 81
14 + 67 = 81
20 + 61 = 81
26 + 55 = 81
32 + 49 = 81

Коля: Я заметил равенство значений сумм.

Таня: А я заметила, что меняются слагаемые в каждой сумме по сравнению с предыдущей: первое слагаемое увеличиваются на 6, а второе на столько же уменьшается.

Учитель: Молодцы. А теперь я вам предлагаю самостоятельную работу. Это выполнение пунктов 2 и 3.

Решение пункта 2:
38 + 43 = 81
44 + 37 = 81
50 + 31 = 81
56 + 25 = 81
62 + 19 = 81
68 + 13 = 81
74 + 7 = 81
80 + 1 = 81

Решение пункта 3: дети использовали любую разницу в изменении слагаемых.

VI. Итог урока.

Учитель: Какие открытия мы вместе сегодня сделали? Что сегодня вас удивило на уроке?

Дети: Интересно про умножение 0 на натуральное число. Задачи и выражения тоже были интересны.

Саша: А я хотел бы напомнить, что шутить с огнём нельзя. Особенно летом в деревне у бабушки, на даче, в лесу.

Учитель: Это тоже правильно. А я всегда радуюсь, когда мы дружно работаем на уроке. Урок окончен. Спасибо!