Цель и задачи урока:
- познакомить учащихся с распределением денег в семейном бюджете; познакомить с понятием “семейный бюджет”; дать представление о распределении денег в семейном бюджете; продолжить изучение терминов: “доходы”, “расходы”, “бюджет”, “зарплата”, “квартплата”, “коммунальные платежи”, познакомить с понятием “экономия”;
- учить планировать; учить соотносить свои желания, потребности и возможности;
- учить взаимодействию и работе в парах; развивать познавательный интерес; развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук; расширять кругозор; воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе); воспитывать бережливость, учить экономить.
Оборудование: Индивидуальные карточки, общий чертёж, «деньги».
Ход урока
I. Настрой.
– Поднимите руки, кто знает, что такое деньги?
– Зачем они нужны?
– Кому дают деньги?
– Кто даёт?
– Откуда их берут?
II. Постановка темы.
– Почему порой происходит так: одни работают, получают много денег, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)
Сегодня мы должны выяснить, что нужно делать, чтоб экономить деньги и разумно распределять их. Девиз нашего урока читаем хором:
"Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться."
III. Развитие речи.
– Как называют деньги, которые есть в семье? Бюджет.
– Что такое бюджет? Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок” почему? Мешок на доске
– Деньги, которые пришли в бюджет? Доход
– Деньги, которые тратятся? Расход На доске слова
Сегодня мы попробуем побыть на месте взрослых и поучиться работать с деньгами. Экономить, тратить, зарабатывать. У нас 4 семьи и кто в конце урока сможет больше купить предметов, тот получит пятёрки. Как и взрослые выбирают работу, так и вы сможете сами выбирать себе задания и получать за них денежки.
IV. Устный счёт.
10 денежек (2002-300202:574)*305=451095 1) 523 2) 1479
20 денежек между некоторыми цифрами поставь + чтоб получилось 99 123456789 12+3+4+56+7+8+9=99
30 денежек Заполни пропуски.
Теперь видно, какая семья больше заработала.
V. Воспитательная беседа.
Детям предлагаются пословицы для обсуждения. Кто правильно разобрал тому 10 денежек.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Не в деньгах счастье.
- Деньги не пахнут.
- Уговор дороже денег.
VI. Решаем задачи.
30 денежек. Реши задачу.
Мама заработала 2136 денег, папа 4364 денег. На продукты семья тратит 2/5 всего бюджета. На другие расходы идёт на 1300 денег больше, чем на продукты. Сколько денег останется на развлечения?
(2136+4364):5*2=2600 на продукты.
2600+1300=3900 на другие расходы
2136+4364-3900=2600 на развлечения.
20 денежек. Дописать пояснение к действию задачи.
В магазине купили 6 метров шёлка и 3 метра шерсти по 24 рубля. За всю покупку заплатили 192 рубля. Сколько стоит 1 метр шёлка?
3*24= 72 рубля за шерсть
192-72=120 руб за 6 м. шёлка
120:6=20 руб 1 м. шёлка
10 денежек. В школьной столовой порция стоит 120 тенге, сколько денег родители должны отдать в месяц за питание?
120*5=600 за неделю
600*4=2400 на месяц
VII. Беседа.
– Давайте попробуем разобраться, куда семья тратит деньги? (ответы детей)
– Что не обязательно покупать? (вычеркнуть)
– Как можно сэкономить? (вырастить овощи)
VIII. Геометрическое задание.
Давайте займёмся огородом. (чертёж) Приложение.
30 денежек найти вес овощей.
20 денежек найти S всей фигуры
10 денежек найти S прямоугольника.
IX. Теперь тратим деньги.
Считаем и покупаем всё что можем.
X. Рефлексия
Зажмите руку в кулак и…
кому было интересно – разогните мизинец
кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
кто хорошо работал – средний
кто помогал работе в группе – указательный
кому урок понравился – большой.
XI. Итог урока.
– С какой темой вы сегодня познакомились?
– Что вы поняли?
XII. Домашнее задание:
Найти пословицу, или поговорку, о деньгах.
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.