Класс: 3.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебных ситуациях.
Задачи:
- Образовательные: ознакомить с письменным приёмом сложения трёхзначных чисел с переходом через разрядную единицу способом вычисления в столбик; закрепить умения читать и писать трёхзначные числа; закрепить умения складывать и вычитать числа на основе знаний нумерации; закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи.
- Развивающие: развивать познавательные процессы учащихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие); формировать математические действия (обобщение, классификация, простейшее моделирование); развивать интеллект и творческое начало детей.
- Воспитательные: формировать познавательные потребности; воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отношений, воспитывать самостоятельность и критическое мышление.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Вид урока: Урок-путешествие.
Структура урока:
- организационный материал, мотивация;
- подготовка к основному этапу урока;
- постановка проблемы;
- решение проблемы;
- повторение, проверка усвоения знаний;
- подведение итогов;
- рефлексия;
- информация о домашнем задании.
Содержание обучения:
- Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и требованиям стандарта образования.
- Умения и навыки, которые отрабатываются на уроке:
- учащиеся должны читать и записывать трёхзначные числа;
- использовать приём записи трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;
- складывать и вычитать трёхзначные числа на основе знаний о нумерации.
- Форма организации урока – игровая, что вызовет повышенную активность учащихся и вовлечёт их в творческий процесс учебной деятельности.
- Эмоционально-ценностное отношение к жизни в сотрудничестве между учениками и учителем, учениками между собой.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.
Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.
Формы реализации методов: объяснение, деятельность по алгоритму, воспроизведение действий по применению знаний на практике.
Принципы обучения: наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.
Конечный результат и система контроля: Надеюсь, что урок пройдёт в доброжелательной рабочей обстановке. Игровая форма урока настроит детей на успешность в дальнейшем. В классе есть дети, которым требуется помощь в обработке, обозначенных умений. Поэтому, сегодня на уроке – индивидуальный контроль учителя и самопроверка, самоконтроль, взаимопроверка.
Оборудование:
- учебник «Математика – 3» М.И. Моро;
- индивидуальные маршрутные листы;
- раздаточный материал в конвертах;
- шкала оценивания знаний;
- «карточка-помогайка» (план рассуждений);
- компьютер;
- мультимедийная установка;
- презентация Power Point;
- интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайды 1, 2.
– Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.
(Дети здороваются.)
II. Постановка цели, мотивация.
– Урок у нас не совсем обычный. Мы совершим увлекательное космическое путешествие. Так как сегодня уже 9 апреля, а если мы увеличим это число на 3, то получим? (12.)
Слайд 3.
– О чём напоминает эта дата? (12 апреля – День космонавтики.).
– Почему именно 12 апреля? С чем это связано? (С первым полётом человека в космос)
Слайд 4.
– 12 апреля 1961 года в 9 часов 06 минут с космодрома Байконур стартовал первый космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Корабль пилотировал советский космонавт – майор Гагарин Юрий Алексеевич. За 108 минут корабль совершил один виток вокруг Земли и выполнил посадку на территории СССР в Саратовской области.
– Ещё одно важное событие из истории освоения космоса….. Увеличьте 1961 на 4.
Слайд 5.
– 18 марта 1965 года первым в мире совершил выход в открытый космос советский лётчик – космонавт Алексей Леонов.
– Наше космическое путешествие будет математическим, в ходе которого мы
повторим знания о трёхзначных числах, закрепим умения решать задачи.
III. Подготовка к основному этапу урока.
Слайд 6.
– В наши дни космонавты летают на специальных летательных аппаратах – космических челноках. В челноке может разместиться до 7 человек. И сегодня у нас 3 экипажа – по числу рядов. Вы члены космических межпланетных кораблей.
– Необходимо подготовиться к старту. Надо расшифровать код, чтобы начать путешествие. Каждый экипаж получает задание. (Приложение)
Каждый член экипажа должен решить 1 пример и передать дальше по цепочке. Член экипажа, которому пришёл лист с уже решёнными примерами, непосредственно занимается расшифровкой. Ключ шифра появится на доске чуть позже.
348 + 1 = 349 |
320 – 20= 300 |
400 + 56 = 456 |
Слайд 6.
306 | 349 | 499 | 700 | 744 | 8 | 300 | 433 | 700 | 800 | 270 | 305 | 456 | 500 | 642 |
м | д | у | й | а | е | р | ш | й | а | о | и | т | в | р |
Слайд 7.
Думай! Решай! Твори!
– Это ваш девиз и ключ к успеху во время вашего путешествия. Думать – основное правило, подумав – решай. Твори, т.е. активно мысли.
– Внимание! Объявляется предстартовая готовность. Мы отправляемся в сказочное межпланетное путешествие. Ваша задача – показать свои знания, выполнять чётко все инструкции, провести исследование и сделать открытие. Слайд 8.
Слайд 9.
Уточняем маршрут нашего путешествия.
На доске запись: 172, 145, 164, 156,332, 148.
– Что записано на доске? (Записаны трёхзначные числа, их шесть.)
– Найдите «лишнее» число.
(332, т. к. в нём три сотни, а в остальных по 1 сотне.)
(145, т. к. оно нечётное, а остальные числа чётные.)
– Запишите оставшиеся числа в порядке убывания.
(172, 164, 156, 148)
– Разбейте числа на разряды.
(1 сотня 7 десятков, 2 единицы;
1 сотня 6 десятков 4 единицы;
1 сотня 5 десятков 6 единиц;
1 сотня 4 десятка 8 единиц.)
Слайд 10.
Мы приближаемся к планете «весёлых чисел».
На этой планете живут числа, которые очень любят работать. Они приготовили нам несколько заданий.
Слайд 11.
Нам необходимо числа заменить суммой разрядных слагаемых.
(Ответы детей с места по цепочке.)
Число | Сумма разрядных слагаемых |
542 | 500 + 40 + 2 |
237 | 200 + 30 + 7 |
711 | 700 + 10 + 1 |
806 | 800 + 6 |
310 | 300 +10 |
923 | 900 + 20 + 3 |
444 | 400 + 40 + 4 |
Слайд 12.
Сравни и вставь знаки: больше, меньше, равно.
(Дети выходят по одному к доске и ставят нужный знак.)
- 589…598
- 246…146
- 504…514
- 311…301
- 607…670
- 438…428
- 847…846
Слайд 13.
Составь все возможные равенства с данными числами.
(Дети самостоятельно работают в маршрутных листах, а затем – у доски.)
Доска: 230 122 352
- 230 + 122 = 352
- 122 + 230 = 352
- 352 – 122 =230
- 352 – 230 = 122.
– Назовите целое.(352)
– Назовите части. (122,230)
– Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Сложить части.)
– Как мы найдём часть? (Из целого вычтем известную часть.)
– Как проверить сложение? (Вычитанием.)
– Как проверить вычитание? (Сложением.)
– Молодцы!
IV. Зарядка для глаз.
Слайд 14.
V. Получение новых знаний.
– Дальше наш путь лежит к планете «Исследуй-ка». Слайд 15.
Так как на этой планете зафиксированы сильные молнии, мы не можем совершить посадку.
Значит, займёмся расчётами и вычислениями для исправления маршрута нашего путешествия.
– Предлагаю самостоятельно изучить в учебнике параграф на стр.59, рассказать друг другу.
(Работа в парах.)
Работа с учебником (стр. 59 №1.)
– Как складываются трёхзначные числа?
(Устно №1, объяснения детей по алгоритму.)
Слайд 16. Алгоритм сложения трёхзначных чисел.
Пишу… |
Складываю единицы… |
Складываю десятки… |
Складываю сотни… |
Читаю ответ… |
Работа с учебником. (№ 2 стр. 59.)
Решение примеров с использованием алгоритма.
1 строка с комментированием и записью на доске.
2 строка – самостоятельно. Взаимопроверка.
(3 ученика у доски.)
VI. Музыкальная физминутка.
Слайд 17.
VII. Повторение изученного материала.
Слайд 18.
Мы приближаемся к планете «Решай-ка». Здесь нам предстоит решать задачи.
- На этой планете есть, конечно же, свои деньги. Они называются гаврики. Например, одна ручка стоит 20 гавриков. Сколько ручек можно купить на 40 гавриков, на 100 гавриков?
- Слайд 19. Составь задачу по таблице и реши её.
Цена | Количество | Стоимость |
? | 4 линейки | 120 гавриков |
одинаковая | ? | 90 гавриков |
Дети решают самостоятельно (3 ученика у доски):
120: 4= 30 (г.)- цена
90 : 30 = 3 (л.)
Ответ: 3 линейки.
(Проверка.)
- На одном из заводов планеты «Решай-ка» изготавливали мячи, которые сами закатываются в ворота.
Слайд 20. Рассмотри таблицу и составь по ней задачу.
Изготавливали в 1 час | Время работы | Всего изготовили |
30 мячей | 8 ч. | ? |
40 мячей | 9 ч. |
Дети решают самостоятельно(2 ученика у доски):
30 х 8 + 40 х 9 = 600 (м.)
Ответ: 600 мячей.
(Проверка.)
- Верховный правитель планеты очень любит решать весёлые задачи, которые придумывают дети. Он очень просил вас придумать для него весёлые задачи. На следующем уроке математики мы отберём самые интересные и весёлые задачи, решим сначала сами, а потом отправим правителю планеты «Решай-ка». Вы согласны?
Слайд 21.
– Мы пролетаем мимо планеты «Смекай-ка». Жители этой планеты запутались и просят вас помочь разобраться в сложной ситуации.
– Три космонавта большой планеты Дыр, Бул и Щир одеты в скафандры различных цветов – синий, жёлтый, белый. У Дыра скафандр не белый. У Була – не жёлтый и не белый. Напиши, какого цвета скафандр у каждого космонавта.
Проверка.
(У Дыра скафандр жёлтый, у Була – синий, у Щира – белый.)
– Большое спасибо за помощь!
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 22.
– Наше путешествие подходит к концу. Перед нами уже наша Солнечная система. Кто поможет определить, где же наша родная Земля? (1 ученик показывает на доске.)
Слайд 23.
Пока мы приближаемся к родной планете Земле, давайте подведём итоги нашего путешествия.
– Какое важное открытие для себя вы сделали сегодня?
– За что вы можете себя похвалить?
– Что не получилось? (Ответы детей.)
– Как вы можете оценить свои знания и умения по пройденной теме? Воспользуйтесь шкалой.
– А дома составьте весёлую задачу для правителя планеты «Решай-ка».
Слайд 24.
– Благодарю всех за работу, за активность, за умные ответы.
Список литературы:
- Т.Ю. Целоусова, О.В. Казакова Математика 3 класс: Поурочные разработки к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: Вако, 2003.
- Сборник «Я иду на урок в начальную школу. Математика» – М.: ООО «Издательство «Первое сентября», 1999.