В данном материале представлены разработки двух уроков русского языка в 11 классе по осложнённому повторению синтаксиса простого предложения по программе В.В. Бабайцевой (профильный уровень). В приложенных презентациях содержится дидактический материал с анимационными ключами для фронтальной работы над теорией (1-й урок) и практикой (2-й урок) односоставных предложений. Уроки сориентированы на выполнение задания В4 ЕГЭ, а также написание сочинения в формате части С.
Урок 1. Односоставные предложения.
Цели:
- повторить признаки односоставных предложений разных видов;
- углубить знания об односоставных предложениях и их употреблении в речи.
Оборудование: компьютерная презентация 1 (Приложение 1), таблица «Виды односоставных предложений» (Приложение 3).
Ход урока
I. Лексическая разминка.
1. Подберите соответствующие русские эквиваленты (слайд 2):
Заимствованное слово | Русский эквивалент | Ключ |
Коммуникация Лаконичность Нюанс Ситуация Специфичность Структура Экспрессивность Этикет |
краткость выразительность оттенок общение положение строение особенность вежливость |
общение краткость оттенок положение особенность строение выразительность вежливость |
2. В каком предложении вместо слова ЛИЧНОСТНЫЙ нужно употребить слово ЛИЧНЫЙ? (слайд 3)
- Истина личностная, общественная, «космическая», одна не противоречит другой.
- Я хотел бы Вам задать личностный вопрос.
- Известно, что «персонифицированная», личностная информация – один из важнейших принципов телевидения.
- Необходимо преодолеть «плоскостное» видение реальности, не остаться глухим и слепым к человеку, уметь увидеть в человеке под оболочкой личностное ядро.
Как проявляются личностные качества человека в его речи?
II. Анализ речевой ситуации и текста
(текст записан под диктовку и проверен по ключу (слайды 4, 6)
Микроавтобус следует по своему маршруту.
– Пожалуйста, остановите возле магазина!– негромко просит водителя немолодая дама.
Маршрутка мчится дальше.
– Молодой человек,– вновь обращается дама,– теперь возле следующего дома остановите, прошу вас!
– Громче говорить надо! И предупреждать заранее!– недовольно бросает водитель, останавливая маршрутку прямо в луже. Дама выходит, поблагодарив.
– Тормози, командир!– паренёк в «аляске» кидает слова, точно стреляет.– Прям здесь!
Маршрутка мигом замирает. Паренёк выходит, продолжая что-то жевать…
(Д.Е. Савицкий)
Вопросы для осмысления текста. (Перспективное задание: написать сочинение в формате части С ЕГЭ по этому тексту). (слайды 5, 7, 8):
- Ваши впечатления?
- Можете ли вы подтвердить реальность описанной сцены?
- Соответствует ли стиль общения речевой ситуации?
- Как вы оцениваете речевое поведение героев? Какие этикетные нарушения вы увидели?
- В чём парадоксальность ситуации? Кто из героев, по вашему мнению, берёт верх? Как же быть «немолодой даме»: с волками жить – по-волчьи выть?
- Как вы сформулируете проблемы, поднятые Д.Е. Савицким в данном тексте?
- Можно ли сделать вывод, что автор утверждает действенность речевого бескультурья?
- Какова его оценка действующих лиц?
- В каких произведениях художественной литературы вы встретились с подобным? Какие отрицательные персонажи изобличаются посредством их собственной речи?
- Итак, ни водитель, ни парень в «аляске» не произносят ни одного вульгарного слова, однако их речь оскорбительна, по меньшей мере, обидна. Почему? В чём проявилось речевое бескультурье и водителя, и молодого человека?
- Можно ли утверждать, что в самой природе односоставных предложений заложен «антикультурный элемент» и их употребление нежелательно? Когда безличные «обижают»? В каких ситуациях односоставные предложения предпочтительнее или единственно возможны?
III. Сообщение темы урока и постановка задач
(слайды 9-10)
ЕГЭ: В4. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
Как вы думаете, почему для экзаменационной проверки предложено данное задание?
Почему оно в разделе повышенной сложности?
Что нужно знать и уметь для правильного выполнения задания?
IV. Повторение теоретических сведений и закрепление практических навыков.
Таблица «Виды односоставных предложений» (Приложение 1) была дана учащимся в качестве домашнего задания к данному уроку (вопрос 6 на с. 316).
Вопросы и задания для коллективной работы по презентации (слайды 11-35).
Какое предложение называется односоставным?
Определите способ словообразования:
Данное слово | Исходное слово | Способ словообразования |
двусоставный односоставный личный определённый неопределённый безличный назывной |
два состава один состав лицо определить определённый без лица называть |
сложно-суффиксальный сложно-суффиксальный суффиксальный суффиксальный приставочный приставочно-суффиксальный суффиксальный |
На какие группы по форме главного члена делятся односоставные предложения?
Тесты с проверкой и комментарием.
В какой форме стоит глагол-сказуемое в определенно-личных предложениях?
- в форме 1-го лица;
- в форме 2-го лица;
- в форме З-го лица;
- в форме прошедшего времени.
Выделите форму слова, которая не может быть сказуемым в односоставном определенно-личном предложении. Объясните почему.
- Пишу, пишешь, пишет, будем писать.
- Сядь, сядьте, пусть сядет, сядем.
- Буду уверен, будьте уверены, уверен.
- Читаю, читают, читай, читаешь.
- Пою, пой, пел, споет.
Какие глагольные морфемы помогают определить лицо?
-у -ю -ешь -ишь -ет -ит -им -ете -ите -ут -ют –ат -ят -и -те
Почему в определённо-личных предложениях невозможна форма 3-го лица?
В какой форме стоит глагол-сказуемое в неопределенно-личных предложениях?
- в форме 3-го лица ед. ч.
- в форме 3-го лица мн. ч.
- в форме прошедшего времени ед. ч.
- в форме прошедшего времени мн. ч.
Выделите форму слова, которая может быть главным членом неопределённо-личного предложения.
- Сказали бы, сказал, пусть скажет
- Сделаем, сделал, сделали.
- Сидит, пусть сидят, сидим.
- Говорит, говорят, говорил.
В каких формах стоит глагол-сказуемое в обобщённо-личных предложениях?
Любишь кататься – люби и саночки возить. Как аукнется – так и откликнется. Взялся за гуж(?) не говори, что не дюж(?). Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Век живи – век учись. Не спеши языком – торопись делом.
Возможна ли в обобщённо-личных предложениях форма прошедшего времени?
Какими частями речи может быть выражено сказуемое в безличном предложении?
- глаголом в неопределенной форме;
- именем существительным;
- наречием;
- кратким прилагательным в форме среднего рода;
- кратким страдательным причастием в форме среднего рода;
- глаголом в спрягаемой форме.
В какой форме стоит глагол-сказуемое в безличных предложениях?
- В 3 л. множественного числа.
- В 3 л. единственного числа настоящего времени.
- В прошедшем времени мужского рода.
- В прошедшем времени среднего рода.
Выделите грамматические основы.
Определите, что выражают безличные предложения:
- состояние природы или окружающей среды;
- физическое или психическое состояние живого существа;
- возможность, невозможность, необходимость;
- наличие или отсутствие чего- либо.
На маленьком острове не было ни милиции, ни суда
Посетителей в коридоре нет.
На улице сыро.
Мне грустно потому, что весело тебе.
Мне необходимо срочно уехать.
Отцу долго нездоровилось.
Охарактеризуй грамматические основы предложений.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. – Не учиться – стыдно! Вам вредно курить. Курить – вредно! Хочу… Хочется… Хотелось бы… У меня болит.. – Мне нездоровится.
Кажется, что…- Кажется, рассветает. Темнеет. Темно. Не бояться! Вам бы задуматься…
Было приказано остановиться. Надо… можно… необходимо.. Совестно… Нет..
Охота…страх… ужас… пора… невмочь… Ни шёпота, ни шороха. Ничего. Смеху-то! Вам бы всё хи-хи да ха-ха! Позвони, чтобы предупредить.
Почему инфинитивные предложения логично отнести к безличным?
Укажите назывные предложения.
Снег. Снег? Не снег. Был снег. Свежий снег! Снег свежий! Снегу… Снег!.. Как описать его? Влажный, по-февральски темнеющий снег. За окном – снег. Снег и мороз. Снег февраля. Ни снега, ни мороза.
Укажите назывные предложения.
Москва. Вот и Москва. Вот тебе и Москва… Ай да Москва! Москва! Как много в этом звуке… Москва! Люблю тебя, как сын… Москва и москвичи. Только бы Москва!
Какие предложения можно отнести к назывным?
- – Жалкие люди! – сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев.
Гость поднялся, протянул руку: - – Мамедов.
- – Эх, Ваня-Ванюша! – покачал он головой.
- – Ветер, ветер! Ты могуч…
Как отличить назывное предложение от неполного двусоставного? Какие второстепенные члены делают предложение без выраженного сказуемого двусоставным?
Что отличает вокативное предложение от обращения?
Что мешает отнести именительный представления к полноценным номинативным предложениям?
К какому виду односоставных предложений можно отнести обобщённо-личные, инфинитивные, вокативные предложения?
V. Обобщение и рефлексия.
- Упростите таблицу «Виды односоставных предложений» в соответствии с традиционной классификацией.
- О каких предложениях идёт речь? (слайды 36-37)
- В них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли» (А.М.Пешковский)?
- «Обозначение действующего лица в этих конструкциях не является целью высказывания» (А.Н.Гвоздев)?
- Эти предложения «могут быть распространены только определениями – согласованными или несогласованными» (Н.С.Валгина)?
- В этих предложениях «сказуемое не может быть в форме третьего лица» (Н.С.Валгина)?
- «Глагол не нуждается в наличии местоимения, так как значение конкретного лица передаётся его личным окончанием» (Н.С.Валгина)?
- Сформулируйте как можно лаконичней памятку для определения вида односоставного предложения.
- Оцените своё самочувствие на уроке. При выполнении каких заданий вы чувствовали себя уверенно? Какие задачи ставите перед собой? Что нужно уточнить, повторить?
VI. Домашнее задание: упражнения по выбору (упр.436-440), задание В4 ЕГЭ (варианты 1-5 с самопроверкой). (слайд 38)
Урок 2. Односоставные предложения (практикум).
Цели: отработать практические навыки распознавания односоставных предложений в тексте и определения их роли в речи.
Оборудование: компьютерная презентация 2 (Приложение 2), таблица, дидактические карточки №1, №2 (Приложение 3).
Ход урока
I. Словообразовательная разминка. (слайд 2)
Проверка домашнего задания.
II. Отработка практических навыков.
1. Определение вида односоставных предложений по расширенной и традиционной классификации. Работа в группах. (Приложение 3. Дидактическая карточка №1)
Какие предложения взяты из учебного пособия «Культура русской речи» Мурашова А.А.? Почему не удалось подобрать примеры разных видов односоставных предложений из этого источника?
2. Запись текстов под диктовку с самопроверкой (слайды презентации 2) и выполнение заданий к текстам.
1) Запишите отрывок из дневника В.В. Вересаева. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, определите их вид. (слайд 3)
На жизнь свою оглядываюсь с благодарностью. Судьба была ко мне благосклонна, даже больше - баловала меня. И самый ценный дар: она дала мне способность знать своё место и не переоценивать себя. Поэтому я почти избавлен от самых тяжёлых страданий – зависти и обид самолюбия. Смотрю вперёд: много в жизни радостного. Кончу роман, возьмусь за работу над Пушкиным…
Добавьте местоимения в определённо-личные предложения. Что изменится?Что вы можете сказать о личности автора? Какие конструкции убеждают нас в отсутствии у него «обид самолюбия»?
2) Прочитайте выразительно стихотворение М.Андреева. Подчеркните грамматические основы односоставных предложений, объясните их уместность в тексте. (слайд 4)
Кедровник начисто срубили,
А были кедры хороши!
Когда рубили,
говорили,
Что рубят на карандаши.
Дымят встревоженные дали.
Ворчит обугленная гать.
Карандашей-то
настрогали,
А что же ими рисовать?
Можно ли найти виновного в уничтожении природы? Автор предельно лаконичен и сдержан, но как ярки его эмоции и однозначно отношение к содеянному теми, лицо которых не определено! В каких предложениях он подчёркивает отсутствие признаков личности – сознания, сердца и ответственности человека? Что, по мнению поэта, имеет душу и разум? (Обращаем внимание на подлежащие двусоставных предложений и олицетворения, с ними связанные).
3) Опустите, где можно, подлежащее. Какими стали эти предложения без подлежащего? (слайд 5)
Ты находишься в начале долгого жизненного пути. Всё у тебя в будущем. И эту будущую жизнь ты хочешь прожить достойно. Поэтому ты ищешь для себя благородные примеры в настоящем и прошлом, ты читаешь книги, ты изучаешь историю. Ты надеешься принести пользу людям. Ты заранее подумай, к какому делу приложишь свой ум и свои руки.
4) Подчеркните и охарактеризуйте грамматические основы, объясните их уместность.(Отмечаем, что в этой ситуации безличные не «обижают» - они исключают субъективность, придают высказыванию характер непреложной, объективно существующей истины). (слайд 6)
…Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие. (Н.И.Новиков, 1770г.)
5) Почему лаконичные односоставные не вытеснили двусоставные? (слайд 7)
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в неё плюют.
(В.С. Высоцкий. Я не люблю)
Вы анализировали тексты на разные темы, но что их объединяет? (личность, личностное отношение к предмету речи)
3. Развитие речи. Работа с синтаксическими синонимами.
Публицистический стиль предполагает использование всех экспрессивно-стилистических возможностей языка. Сравните речевые модели, предлагаемые для сочинения части С ЕГЭ. Какую форму вы предпочтёте и почему? Какая форма выражения мысли Вам кажется ближе, удобнее, точнее, нужнее в Вашем сочинении? Почему? (слайды 8-9)
Считают, что.. Считается, что…
Не могу не согласиться…
Нельзя не сказать…Говорят, что… Поговаривали о том…
Когда читаешь…Когда я читаю…
Могу с уверенностью утверждать… Можно утверждать, что…
Хочу отметить… Хотелось бы подчеркнуть…
Думаю, что…Думается, что…
Не зря говорят…
Когда я задумываюсь… Задумаешься, бывало, …
III. Домашнее задание: (слайд 10)
Выберите один из записанных текстов.
Выделив главную проблему, прокомментируйте её.
Сформулируйте авторскую позицию.
Выразите своё отношение к ней и обоснуйте его, приводя примеры из жизни и литературы. Напишите сочинение в формате части С ЕГЭ.
IV. Индивидуальная работа с самопроверкой: задание В4 ЕГЭ (варианты 6-12).
Определение вида односоставного предложения в составе сложного:
№ | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
6-12 |
V. Проверочная работа. (Приложение 3. Дидактическая карточка №2)
Литература
- Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля /. В.В. Бабайцева. – 5-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник. Предпрофильное обучение/ В.В. Бабайцева. – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2009.
- Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка: более 200 рядов паронимов/ Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – Изд. 6-е, перераб. И доп. – М.: Логос, 2008.
- Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Мурашов А.А. Культура русской речи: учебн.пособие для учащихся 10-11 кл. гуманит. профиля/ А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М.: Просвещение, 2006.
- Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2008.
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Русский язык/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. – М.: АСТ: Астрель, 2010.