Развитие творческой активности на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Ребенок может понять весьма многое, если только оно будет предложено ему в доступной форме и с его точки зрения.
Я.К.Грот

Творческая активность – это вид деятельности личности при решении творческих задач, направленной на развитие ее творческих способностей.

Как известно, творческие возможности человека чаще всего рождаются стихийно, ими нельзя управлять напрямую. Они развиваются в совместной деятельности. Эта деятельность станет развивающей, если она окажется увлекательной для всех. Если каждый из школьников сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы.

Для многих учеников такой сферой реализации своих творческих способностей становится урок русского языка. А чтобы раскрыть творческий потенциал учащихся, на уроках необходимо создавать доброжелательную, эмоциональную, радостную и увлеченную атмосферу общения.

Готовясь к урокам, думаю о том, как заинтересовать учеников и оживить уроки, как активизировать их мыслительную деятельность, как пробудить творческие силы и воспитать потребность узнавать и постигать новое.

Работая с учениками, учитываю природные особенности детского возраста – любознательность детей, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало.

Мыслительную деятельность учащихся активизирую различными методами и приемами. Использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, сочинения, наблюдения), учебные дискуссии, познавательные, дидактические, ролевые игры, поисковые задачи.

Созданию чувства новизны, удивления в наибольшей степени способствуют разнообразные нестандартные задания, проблемные ситуации. Например:

  1. Выделите одушевленные и неодушевленные имена существительные: народ, студент, толпа, кукла, листва и т.п. (5 класс.)
  2. Найдите неправильно составленное предложение, выявите закономерность употребления русских деепричастий: Расчищая от снега двор, мне сделалось жарко. Расчищая от снега двор, я устал. (7 класс.)
  3. Определите, каков вид синтаксической связи слов (управление, согласование или примыкание) в словосочетании у дома отца (Машина остановилась у дома отца). (8 класс.)

Ответ на каждый из проблемных вопросов требует обращения к языковому материалу, выявлению в нем сходного и различного, умения сопоставлять явления, рассматривать их в непрерывной связи и взаимодействии, находить различное в общем и общее в совершенно различных, на первый взгляд, явлениях.

Не менее важным средством, активизирующим мыслительную деятельность учащихся, являются деловые игры. Например:

  1. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?
    Зуб, белый, яблоко, кашне, водник. (5 класс.)
  2. Подберите синонимы к выражениям: кот наплакал, во всю прыть, в тот же миг, как белка в колесе. (6 класс.)
  3. Укажите словосочетание, в котором главное слово является причастием: болезненный ребенок, громоздкий багаж, попавший в ловушку, полы подкрашены, колючий кустарник. (7 класс.)

Очень часто применяю на уроках русского языка дидактические игры, вводя их в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. Таким образом, в учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Например, изучая тему «Имя существительное» (5 класс), ученики с большим интересом выполняли следующие задания:

  1. Ответь на вопросы: кто рубит лес? кто разводит пчел? кто ловит птиц?
  2. Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное: куст – стук, сосна -…, атлас - …, кайма - …, карп - … .

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, то есть выполнять его качественно, на более высоком уровне. Они помогают развивать память школьников, внимание, сообразительность, их общий кругозор.

Избегаю шаблонных вопросов и заданий. Ставлю перед собой цель – создать в классе эвристические, поисковые ситуации. Например:

  1. В чем сходство и в чем различие в употреблении ъ и ь знаков? (5 класс.)
  2. Почему безударные личные окончания глаголов приходится проверять с помощью правила? Раскройте его суть. (5 класс.)

В домашнем задании максимально учитываю индивидуальные особенности учеников, их познавательные интересы и склонности.

Часто даю ученикам нетрадиционные домашние задания:

  1. уточнение определений школьного учебника;
  2. различные творческие задания: написание сказок, рассказов, сочинений на лингвистическую тему;
  3. задания на основе материалов газет, радио, телевидения;
  4. исправление ошибок;
  5. редактирование текста;
  6. сочинения-миниатюры по пословицам;
  7. решение лингвистических задач;
  8. задания, направленные на развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  9. многоаспектный анализ слова;
  10. подготовка к тематическим урокам.

Нетрадиционные домашние задания активизируют у детей самостоятельный поиск новых знаний и формирование необходимых общеучебных умений.

Практически каждый урок я начинаю с разминки, синтаксической пятиминутки, в которые входят задачи, загадки, уравнения и многое другое. Разминка-установка длится примерно 3-5 минут и преследует две цели:

  1. мотивировать предстоящую деятельность, заинтересовать класс проблематикой урока;
  2. активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Синтаксические пятиминутки помогают развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание и языковую наблюдательность, а также дают возможность гораздо эффективнее работать над формированием и закреплением пунктуационных навыков учеников. Например:

  1. Выполните синтаксический разбор предложения: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (8 класс.)
  2. Составьте предложение по схеме: [опр.-личн.],и [двусост.]. (8 класс.)

Регулярно предлагаю упражнения по орфоэпии, которые помогают развивать речевой слух учащихся, повышать их произносительную культуру, приучать их слышать собственную и чужую речь, оценивать ее с точки зрения правильности или неправильности. Например:

  1. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв в данных словах: удачный, конечно, булочная, чтобы. (6 класс.)
  2. На каком слоге следует ставить ударение в словах типа костюмированный, иллюстрированный, драпированный, цитированный? Есть ли здесь какие-либо правила постановки ударения? Приведите примеры.(7 класс.)

Любимым элементом уроков русского языка для учащихся стали минутки речевой культуры, а предложенные задания всегда вызывают интерес у учеников и выполняются ими достаточно быстро и, в основном, правильно, приучают детей анализировать свою и чужую речь, самостоятельно мыслить, развивать языковое чутье.

Например: найдите ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов, исправьте текст.

  1. После тяжелого приступа больной начал отходить.
  2. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья.
  3. Доктор решил это лекарство оставить.

Особое внимание на уроках уделяется изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира.

Так, например, изучая в V классе согласные звуки, учащиеся читают вслух высказывания писателей о русском языке:

«Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И.Куприн.)

«Русский народ создал язык яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый». (А.Н.Толстой.)

Работая над высказываниями, ученики:

  1. объясняют значение слов «послушен», «ловок», «вместителен»;
  2. решают, что общего в оценках русского языка;
  3. узнают, что напевность, благозвучие русского языка обусловлены соотношением в нем гласных и согласных звуков.

Постоянно ищу новые пути общения с детьми, обеспечивающие большую самостоятельность учащихся, дающие возможность вооружить школьников навыками творческой исследовательской работы.

КВН, лингвистические викторины, брейн-ринги, круглые столы, аукционы и т.п. – используемые мною нестандартные формы проведения классных и внеклассных занятий, которые строю, опираясь на знание индивидуальных особенностей детей, их языковую подготовку.

Таким образом, использование разнообразных методических и педагогических приемов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся способствует развитию творческой активности личности.