Ребенок может понять весьма многое, если только оно будет предложено ему в доступной форме и с его точки зрения.
Я.К.Грот
Творческая активность – это вид деятельности личности при решении творческих задач, направленной на развитие ее творческих способностей.
Как известно, творческие возможности человека чаще всего рождаются стихийно, ими нельзя управлять напрямую. Они развиваются в совместной деятельности. Эта деятельность станет развивающей, если она окажется увлекательной для всех. Если каждый из школьников сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы.
Для многих учеников такой сферой реализации своих творческих способностей становится урок русского языка. А чтобы раскрыть творческий потенциал учащихся, на уроках необходимо создавать доброжелательную, эмоциональную, радостную и увлеченную атмосферу общения.
Готовясь к урокам, думаю о том, как заинтересовать учеников и оживить уроки, как активизировать их мыслительную деятельность, как пробудить творческие силы и воспитать потребность узнавать и постигать новое.
Работая с учениками, учитываю природные особенности детского возраста – любознательность детей, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало.
Мыслительную деятельность учащихся активизирую различными методами и приемами. Использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, сочинения, наблюдения), учебные дискуссии, познавательные, дидактические, ролевые игры, поисковые задачи.
Созданию чувства новизны, удивления в наибольшей степени способствуют разнообразные нестандартные задания, проблемные ситуации. Например:
- Выделите одушевленные и неодушевленные имена существительные: народ, студент, толпа, кукла, листва и т.п. (5 класс.)
- Найдите неправильно составленное предложение, выявите закономерность употребления русских деепричастий: Расчищая от снега двор, мне сделалось жарко. Расчищая от снега двор, я устал. (7 класс.)
- Определите, каков вид синтаксической связи слов (управление, согласование или примыкание) в словосочетании у дома отца (Машина остановилась у дома отца). (8 класс.)
Ответ на каждый из проблемных вопросов требует обращения к языковому материалу, выявлению в нем сходного и различного, умения сопоставлять явления, рассматривать их в непрерывной связи и взаимодействии, находить различное в общем и общее в совершенно различных, на первый взгляд, явлениях.
Не менее важным средством, активизирующим мыслительную деятельность учащихся, являются деловые игры. Например:
- В каком слове количество букв и звуков не совпадает?
Зуб, белый, яблоко, кашне, водник. (5 класс.) - Подберите синонимы к выражениям: кот наплакал, во всю прыть, в тот же миг, как белка в колесе. (6 класс.)
- Укажите словосочетание, в котором главное слово является причастием: болезненный ребенок, громоздкий багаж, попавший в ловушку, полы подкрашены, колючий кустарник. (7 класс.)
Очень часто применяю на уроках русского языка дидактические игры, вводя их в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. Таким образом, в учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Например, изучая тему «Имя существительное» (5 класс), ученики с большим интересом выполняли следующие задания:
- Ответь на вопросы: кто рубит лес? кто разводит пчел? кто ловит птиц?
- Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное: куст – стук, сосна -…, атлас - …, кайма - …, карп - … .
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, то есть выполнять его качественно, на более высоком уровне. Они помогают развивать память школьников, внимание, сообразительность, их общий кругозор.
Избегаю шаблонных вопросов и заданий. Ставлю перед собой цель – создать в классе эвристические, поисковые ситуации. Например:
- В чем сходство и в чем различие в употреблении ъ и ь знаков? (5 класс.)
- Почему безударные личные окончания глаголов приходится проверять с помощью правила? Раскройте его суть. (5 класс.)
В домашнем задании максимально учитываю индивидуальные особенности учеников, их познавательные интересы и склонности.
Часто даю ученикам нетрадиционные домашние задания:
- уточнение определений школьного учебника;
- различные творческие задания: написание сказок, рассказов, сочинений на лингвистическую тему;
- задания на основе материалов газет, радио, телевидения;
- исправление ошибок;
- редактирование текста;
- сочинения-миниатюры по пословицам;
- решение лингвистических задач;
- задания, направленные на развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- многоаспектный анализ слова;
- подготовка к тематическим урокам.
Нетрадиционные домашние задания активизируют у детей самостоятельный поиск новых знаний и формирование необходимых общеучебных умений.
Практически каждый урок я начинаю с разминки, синтаксической пятиминутки, в которые входят задачи, загадки, уравнения и многое другое. Разминка-установка длится примерно 3-5 минут и преследует две цели:
- мотивировать предстоящую деятельность, заинтересовать класс проблематикой урока;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Синтаксические пятиминутки помогают развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание и языковую наблюдательность, а также дают возможность гораздо эффективнее работать над формированием и закреплением пунктуационных навыков учеников. Например:
- Выполните синтаксический разбор предложения: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (8 класс.)
- Составьте предложение по схеме: [опр.-личн.],и [двусост.]. (8 класс.)
Регулярно предлагаю упражнения по орфоэпии, которые помогают развивать речевой слух учащихся, повышать их произносительную культуру, приучать их слышать собственную и чужую речь, оценивать ее с точки зрения правильности или неправильности. Например:
- Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв в данных словах: удачный, конечно, булочная, чтобы. (6 класс.)
- На каком слоге следует ставить ударение в словах типа костюмированный, иллюстрированный, драпированный, цитированный? Есть ли здесь какие-либо правила постановки ударения? Приведите примеры.(7 класс.)
Любимым элементом уроков русского языка для учащихся стали минутки речевой культуры, а предложенные задания всегда вызывают интерес у учеников и выполняются ими достаточно быстро и, в основном, правильно, приучают детей анализировать свою и чужую речь, самостоятельно мыслить, развивать языковое чутье.
Например: найдите ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов, исправьте текст.
- После тяжелого приступа больной начал отходить.
- Проблемам словообразования посвящена настоящая статья.
- Доктор решил это лекарство оставить.
Особое внимание на уроках уделяется изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира.
Так, например, изучая в V классе согласные звуки, учащиеся читают вслух высказывания писателей о русском языке:
«Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И.Куприн.)
«Русский народ создал язык яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый». (А.Н.Толстой.)
Работая над высказываниями, ученики:
- объясняют значение слов «послушен», «ловок», «вместителен»;
- решают, что общего в оценках русского языка;
- узнают, что напевность, благозвучие русского языка обусловлены соотношением в нем гласных и согласных звуков.
Постоянно ищу новые пути общения с детьми, обеспечивающие большую самостоятельность учащихся, дающие возможность вооружить школьников навыками творческой исследовательской работы.
КВН, лингвистические викторины, брейн-ринги, круглые столы, аукционы и т.п. – используемые мною нестандартные формы проведения классных и внеклассных занятий, которые строю, опираясь на знание индивидуальных особенностей детей, их языковую подготовку.
Таким образом, использование разнообразных методических и педагогических приемов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся способствует развитию творческой активности личности.