Развитие воспитательной среды на основе концептуальных положений о том, что модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам, в нашей школе осуществляется на основе реализации проекта «Школа как центр творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования», разработанного совместно с Центром дополнительного образования детей.
Главной причиной разработки данного проекта является интерес к организации занятости детей, наличие запроса родителей по развитию вариативных форм образования, воспитания гармонично развитой личности.
Основная проблема, на решение которой направлен проект, состоит в том, что нашей школе как образовательному учреждению, работающему в режиме школы полного дня, требуются ресурсы по организации дополнительного образования.
Цель проекта – создать творческую развивающую среду посредством интеграции основного общего и дополнительного образования.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
- интегрировать ресурсы дополнительного и общего образования;
- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
- обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Механизм реализации проекта основан на создании модели взаимодействия на основе заключённого соглашения о совместной деятельности между МОУ ДОД «ЦДОД» и МОУ СОШ №1, введении в расписание второй половины дня для обучающихся школы в качестве вариативной составляющей занятий по программам дополнительного образования. Обучающиеся начальной, основной и старшей ступеней образования имеют возможность выбора посещения творческих объединений дополнительного образования. На занятия отводится от 4 до 6 часов в неделю. Состав групп 12-15 человек. Продолжительность занятия 45 минут. Занятия проводятся как в школе, так и в МОУ ДОД «ЦДОД». Возраст детей: от 7-16 лет. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная формы работы. Планом предусмотрено участие в мероприятиях разного уровня: фестивалях, соревнованиях, проектах, выставках, концертах. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.
В основу концепции проекта положены идеи ведущих ученых-практиков, такие как «личность, способная строить жизнь, достойную человека» (Н.Е. Щурковой); «любая воспитательная система является единством не только общего, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с его данным составом педагогов и школьников, с окружающей его средой» (В.А. Караковского); «о технологии развития личности» (И.П. Иванова); «о совместной работе над созданием для ребенка «социальной среды развития» (Л.С. Выготского); природосообразности К.Д.Ушинского.
Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:
- целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразии;
- определённую стабильность и постоянное развитие;
- сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
- поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;
- сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.
Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципам:
- сохранения и отработки всех удачных, состоявшихся, эффективных моментов;
- учета и анализа неудачного опыта, внесения корректив;
- поиска нового или апробация уже знакомого опыта в условиях школы.
Проект рассчитан на 1 учебный год. Он предполагает как исследование отдельных проблем, так и апробацию моделей, программ, технологий, методов и форм.
Исходя из цели и задач проекта, под ожидаемыми результатами мы понимаем качественные характеристики личности обучающегося в их единстве, взаимосвязи и соподчиненности.
Мы видим три группы данных характеристик:
- здоровье;
- культура личности;
- жизненные и нравственные позиции.
В качестве критериев эффективности проекта мы рассматриваем следующие показатели:
- увеличение количества детей, занятых дополнительным образованием в школе;
- степень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения;
- удовлетворенность учащихся членством в коллективе, наличие положительных результатов взаимодействия в коллективе (общая культура детей, стремление стать лидером, снижение степени тревожности и конфликтности);
- снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних, уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН и ЗП, в школе;
- рост числа обучающихся, охваченных содержательной досуговой деятельностью;
- положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
- расширение «воспитательного пространства» (увеличение количества творческих объединений) для самореализации личности школьников, развития творческих способностей, формирования готовности к жизненному самоопределению;
- удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
- создание модели деятельности школы как центра творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования.
Изучение эффективности деятельности по проекту будет осуществляется на основе следующих методик:
- Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте», педагогическое наблюдение.
- Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
- Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».
- Методика А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива, «Какой у нас коллектив».
Диагностика проводится психологом и классными руководителями 2 раза в год.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим показателям:
- рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
- удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
- удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
- положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
- удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
- рост числа обучающихся, охваченных содержательной досуговой деятельностью;
- уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН и ЗП, в школе.
Деятельность школы как центра развития личности школьника крайне необходима в развитии образовательного учреждения т.к. полностью способствует расширению педагогического пространства, оздоровление социального и духовного климата, укреплению и совершенствованию культурно-образовательной среды города.
Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть, заполнен образованием.
Такой результат может быть достигнут только при тесном сотрудничестве всех участников воспитательной деятельности: преподавателей, учащихся, вожатых, педагогов дополнительного образования, родителей, а органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и образовательных учреждений – участников проекта.