Школа как центр творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа


Развитие воспитательной среды на основе концептуальных положений о том, что модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам, в нашей школе осуществляется на основе реализации проекта «Школа как центр творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования», разработанного совместно с Центром дополнительного образования детей.

Главной причиной разработки данного проекта является интерес к организации занятости детей, наличие запроса родителей по развитию вариативных форм образования, воспитания гармонично развитой личности.

Основная проблема, на решение которой направлен проект, состоит в том, что нашей школе как образовательному учреждению, работающему в режиме школы полного дня, требуются ресурсы по организации дополнительного образования.

Цель проекта – создать творческую развивающую среду посредством интеграции основного общего и дополнительного образования.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

  • интегрировать ресурсы дополнительного и общего образования;
  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Механизм реализации проекта основан на создании модели взаимодействия на основе заключённого соглашения о совместной деятельности между МОУ ДОД «ЦДОД» и МОУ СОШ №1, введении в расписание второй половины дня для обучающихся школы в качестве вариативной составляющей занятий по программам дополнительного образования. Обучающиеся начальной, основной и старшей ступеней образования имеют возможность выбора посещения творческих объединений дополнительного образования. На занятия отводится от 4 до 6 часов в неделю. Состав групп 12-15 человек. Продолжительность занятия 45 минут. Занятия проводятся как в школе, так и в МОУ ДОД «ЦДОД». Возраст детей: от 7-16 лет. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная формы работы. Планом предусмотрено участие в мероприятиях разного уровня: фестивалях, соревнованиях, проектах, выставках, концертах. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.

В основу концепции проекта положены идеи ведущих ученых-практиков, такие как «личность, способная строить жизнь, достойную человека» (Н.Е. Щурковой); «любая воспитательная система является единством не только общего, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с его данным составом педагогов и школьников, с окружающей его средой» (В.А. Караковского); «о технологии развития личности» (И.П. Иванова); «о совместной работе над созданием для ребенка «социальной среды развития» (Л.С. Выготского); природосообразности К.Д.Ушинского.

Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:

  • целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразии;
  • определённую стабильность и постоянное развитие;
  • сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
  • поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;
  • сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.

Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципам:

  • сохранения и отработки всех удачных, состоявшихся, эффективных моментов;
  • учета и анализа неудачного опыта, внесения корректив;
  • поиска нового или апробация уже знакомого опыта в условиях школы.

Проект рассчитан на 1 учебный год. Он предполагает как исследование отдельных проблем, так и апробацию моделей, программ, технологий, методов и форм.

Исходя из цели и задач проекта, под ожидаемыми результатами мы понимаем качественные характеристики личности обучающегося в их единстве, взаимосвязи и соподчиненности.

Мы видим три группы данных характеристик:

  • здоровье;
  • культура личности;
  • жизненные и нравственные позиции.

В качестве критериев эффективности проекта мы рассматриваем следующие показатели:

  • увеличение количества детей, занятых дополнительным образованием в школе;
  • степень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения;
  • удовлетворенность учащихся членством в коллективе, наличие положительных результатов взаимодействия в коллективе (общая культура детей, стремление стать лидером, снижение степени тревожности и конфликтности);
  • снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних, уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН и ЗП, в школе;
  • рост числа обучающихся, охваченных содержательной досуговой деятельностью;
  • положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
  • расширение «воспитательного пространства» (увеличение количества творческих объединений) для самореализации личности школьников, развития творческих способностей, формирования готовности к жизненному самоопределению;
  • удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
  • создание модели деятельности школы как центра творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования.

Изучение эффективности деятельности по проекту будет осуществляется на основе следующих методик:

  1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте», педагогическое наблюдение.
  2. Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
  3. Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».
  4. Методика А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива, «Какой у нас коллектив».

Диагностика проводится психологом и классными руководителями 2 раза в год.

В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим показателям:

  • рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
  • удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
  • удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
  • положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
  • удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
  • рост числа обучающихся, охваченных содержательной досуговой деятельностью;
  • уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН и ЗП, в школе.

Деятельность школы как центра развития личности школьника крайне необходима в развитии образовательного учреждения т.к. полностью способствует расширению педагогического пространства, оздоровление социального и духовного климата, укреплению и совершенствованию культурно-образовательной среды города.

Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть, заполнен образованием.

Такой результат может быть достигнут только при тесном сотрудничестве всех участников воспитательной деятельности: преподавателей, учащихся, вожатых, педагогов дополнительного образования, родителей, а органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и образовательных учреждений – участников проекта.