Цели и задачи: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой, о роли зверей в природе и жизни человека; усовершенствовании умения распознавать изученных животных по признакам.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация с ходом игры, экран, таблички с название команд.
Оформление кабинета: столы расставляются для команд . На стенах и доске фотографии млекопитающих, вывеска большими буквами: "Своя игра".
Ход игры
I. Вступление
- Приветственные слова.
- Представление жюри.
- Представление команд (название команды).
- Объяснение правил игры:
Игра рассчитана на 45 минут, из них 5 минут на знакомство с игрой, 5 минут на подведение итогов, 35 минут на игру. Класс делится на 3 группы. Каждая группа по порядку выбирает вопрос из любого раздела, если на вопрос нет ответа, то на него может ответить другая команда. При верном ответе команда получает количество баллов, соответствующее уровню сложности вопроса.
II. Игра
Презентация
Загадки
2 балла | 1. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел) 2. Длинным мехом славится, горная красавица. На верблюда не похожа, но ему кузина все же. (Лама) |
3 балла | 3. Эта крыса не простая, эта крыса водяная. Шкурка крыскина ценна и на шапочку годна. (Нутрия) 4. Только ляжет снег несмело, обновит окрест места, Становлюсь я белым-белым, кроме кончика хвоста. (Горностай) |
4 балла | 5. Бородаст, гриваст, вынослив, иву враз согну в дугу. И рогами пень подбросить, выше дерева могу. (Зубр) 6. Что за зверь такой опасный: непременно лаз найдет И съедобные припасы из зимовья унесет. (Росомаха) |
5 баллов | 7. В нужный час легко, свободно, твердо веруя в успех, Это кто же из животных может прыгнуть выше всех? (Пума) 8. Кто таков: под шубой плов? (Баран) |
Вместо точек – буквы (За каждое отгаданное слово – 2 балл )
1) . Р . . . . 2) . . Р . 3) . . Р . . 4) . . . Р 5) . . . Р . 6) . . . . . Р . 7) . . . . . Р . . .. |
1. Крылан 2. Морж 3. Жираф 4. Бобр 5. Выдра 6. Кенгуру 7. Землеройка |
1) Х . . . 2) Х . . . . 3) К . . . . 4) Л . . . . . 5) С . . . . . 6) П . . . . . . 7) О . . . . . . 8) Л . . . . . . 9) Б . . . . . . . 10) Ш . . . . . . . |
1. Хорь 2. Хомяк 3. Крыса 4. Летяга 5. Суслик 6. Полевка 7. Ондатра 8. Лемминг 9. Бурундук 10. Шиншилла |
Установите соответствие (За каждый правильный ответ – 2 балла)
1. А.И. Куприн 2. Г.Н. Троепольский 3. Джек Лондон 4. Л.Н. Толстой 5. А.П. Чехов |
а) Белолобый б) Лев и собачка в) Белый пудель г) Белый клык д) Белый Бим Черное ухо |
Шарады (За каждую отгаданную шараду – 3 балла)
-
Первое можете в море искать, но за него вам нельзя заплывать.
А на втором раньше землю пахали- трактора встарь люди даже не знали.
Целое – это животное тоже, очень оно на второе похоже. (Буй + Вол = Буйвол) -
Слог первый – два предлога, страдание – второй.
А вместе оба слога – зверь в шубе меховой. (Со + Боль = Соболь) -
Растенье отыщи сперва, но без последней буквы « А».
В конце у нас идет народ, а результат – в песках бредет.(Верб + Люд = Верблюд) -
Период времени некий прочтите наоборот,
Пред вами – друг человека, собака одной из пород. (Год – Дог) -
Под седоком я мчусь, как птица. Но справа буква лишь одна
На левый край переместится, вмиг превращусь я в грызуна.(Рысак – Крыса)
Одним словом (за каждый правильный ответ – 2 балла)
1) Пули, пуми, командор, колли – 2) Сервал, манул, каракал – 3) Капибара, дикобраз, ондатра, хомяк – |
Овчарки Рысь Грызуны |
Исключи лишнее (за каждый ответ – 3 балла)
1) вомбат, динго, коала, кенгуру 2) кулан, гну, олень, пони 3) ламантин, нерпа, котик, морская свинка 4) еж, землеройка, бурозубка, осоед 5) волосы, зубы, перья, копыта, ногти 6) брынза, кумыс, бекмес, йогурт |
1) динго, остальные – сумчатые |
Недостающее звено (За каждый ответ – 3 балла)
1. Собака – щенок, корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – 2. Волк – логово, медведь – берлога, белка – дупло, бобр – 3. Морская свинка – 2, овца – 5, человек – 9, дельфин – 12, носорог – 16, слон – 4. Черно-рыжая – караковая, красно-коричневая – гнедая, черная – вороная, желто-золотистая – |
Ягненок Хатка 21 Буланая |
Найдите спрятавшихся животных (За каждый правильный ответ – 2 балла)
- Была гроза. Я целый час не открывал от страха глаз. (Заяц)
- Гуляю в роще, но к пруду через болото не пройду. (Щенок)
- Смотрите! Лен около ив, как голубой ковер, красив. (Теленок)
- Меня пронырой совы дразнят, нырять и плавать плохо разве? (Выдра)
- Среди кустов царит покой.Здесь хорошо бродить одной. (Овца)
- Сбегу скорее под откос, улягусь спать в тени берез. (Косуля)
- Нашел я чей – то шлем. Ура! Мне не страшна теперь жара. (Лемур)
Биотест (За правильный ответ – 3 балла)
Мехом какого животного отделана шапка Мономаха?
а) соболь
б) горностай
в) бобр
г) куница
Ответ: Соболь
Как называются молодые неокостеневшие рога марала?
а) пуанты
б) панты
в) панталоны
г) пенаты
Ответ: Панты
Какое из этих животных каждую зиму сбрасывает рога?
Ответ: Лось
Как по-другому называют койота?
тропический волк
лесной волк
луговой волк
пустынный волк
Ответ: Луговой волк
Что означает «кенгуру» на местном наречии?
«не слышу!»
«не понимаю!»
«большая сумка»
самый прыгучий зверь
Отве: «не понимаю!»
На торговой марке какого автомобильного завода изображен олень?
ГАЗ
УАЗ
ВАЗ
МАЗ
Ответ: ГАЗ
Какого зверька прежде звали «векша»?
Ответ: Белка
Кто такие морские свиньи?
каланы
киты
тюлени
моржи
Ответ: Киты
Какое из этих домашних животных человек приручил раньше?
Ответ: Коза
III. Подведение итогов
- Жюри сообщает количество набранных баллов командами.
- Определяется команда победитель.
- Производиться награждение.
- Выставляются оценки за урок, обычно это оценка «5».
Литература:
- В.А. Алексеев “300 Вопросов и ответов о животных” – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
- В.А. Алексеев “300 Вопросов и ответов о животных океана” – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
- А. Теремов, В. Рохлов “Занимательная зоология” – М.: “Аст-Пресс”, 2002.
- Никишов А.И., Теремов А.В. «Дидактический материал по Зоологии. Пособие для учителей и учащихся по биологии» – М.: «РАУБ «Цитадель», 1997.
- Пименов А.В., Пименова Е.А. «Дидактические материалы к разделу «Животные» – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2003.