Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в области "Социализация" с участием социальных партнеров МБДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


С мая 2010года МБДОУ "Детский сад № 1 "Родничок" является городской экспериментальной площадкой по теме: "Гендерное воспитание девочек и мальчиков дошкольного возраста на основе народной культуры".

В настоящее время основными направлениями деятельности детского сада является:

  • реализация Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11. 2009г);
  • реализация Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07. 2011г);
  • реализация мероприятий городской экспериментальной МБДОУ "Детский сад № 1 "Родничок" по теме "Гендерное воспитание девочек и мальчиков дошкольного возраста на основе народной культуры" (приказ МБУ "Управление образования" от № 411 от 31 мая 2010года).

Гендерное воспитание, также как патриотическое и духовно-нравственное воспитание является одним из направлений образовательной области "социализация" Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утвержденных Минобрнауки РФ.

Дошкольный период жизни ребенка является самым благоприятным периодом установления первичного гендера, ориентированного в гендерных традициях национальной культуры, способной к принятию своей социальной принадлежности по признаку пола посредством освоения гендерных ценностей.

В создавшейся ситуации педагогический коллектив старается сохранить преемственность между способами формирования гендерных стандартов, используемых в русской народной культуре и современными навыками овладения детьми мужскими и женскими ролями.

Соответственно, в дошкольном учреждении вносятся определенные корректировки в воспитательно-образовательный процесс, и в первую очередь в развивающую среду, которая на протяжении дошкольного детства является одним из индикаторов, интенсивно влияющих на становление гендерной идентичности девочек и мальчиков.

Гендерное просвещение педагогического коллектива помогло в кратчайшие сроки откорректировать развивающую среду в соответствии с возрастными и психологическими особенностями девочек и мальчиков. Педагоги, в ходе своей профессиональной деятельности умело управляют ходом гендерной социализации дошкольников, что в свою очередь позитивно отражается на характере взаимодействия с родителями.

Основываясь на рекомендации научного руководителя экспериментальной деятельности заведующей отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, к.п.н., профессора Т. Н. Дороновой в пространственно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения внесены корректировки: воспитатели, родители и дети вместе трудились над изготовлением новых атрибутов, макетов, способствующих насыщению развивающей среды культуросообразными моделями гендерных отношений.

В дошкольном учреждении созданы и успешно функционируют мини-музей "Русская изба" и "Югорская долина", где собраны предметы быта, сделаны макеты, разработан практический и методический материал для работы с воспитанниками.

Предметная среда мини-музеев помогает символически воспроизвести мужские и женские социальные роли, свойственные нашим предкам. Здесь, как и в театральной студии "Сказка" проводятся народные игры, конкурсы, тематические мероприятия и досуги, беседы и экскурсии, интегрированные формы образовательной деятельности, все вместе способствующие приобщению детей к гендерным нормативам традиционной культуры.

Реконструкция и творческое, системное использование традиционного опыта формирования у детей социальных ролей, способствует передаче подрастающему поколению духовных ценностей, нравственных идеалов нашего народа, сохранению исконно присущего национальному менталитету пласта гендерной идентичности, трепетно оберегаемого нашими предками на протяжении веков.

У детей заметно возрастает интерес к образам мужчины и женщины в обществе, семье, изобразительном искусстве, художественной литературе. Часто при их оценке дети опираются на гендерные эталоны, свойственные народной культуре.

Через сказки, былины и народные праздники, дети получают информацию об идеалах мужчины, женщины, семьи, содержащейся в народной культуре; способность дать эмоционально-ценностную оценку образам мужчины, женщины, семьи. Получают первые уроки добра и мужества, терпения и благодарности, любви и уважения.

Народная культура, сохраняя базисные ценности наших предков, содержит уникальные формы упорядочивания отношений между полами, идеальные образы семьи, мужчины, женщины и реальные пути приближения к ним, что помогает структурировать переживания себя как человека определенного пола, встраивать их в социальный контекст.

Фольклор, народные праздники, игры, танцы, произведения декоративно-прикладного творчества, обладают существенными возможностями для формирования адекватного национальному менталитету гендерному образу "Я" девочки и "Я" мальчика".

Вся система работы с воспитанниками в дошкольном учреждении базируется на ценностях и нормах национальной культуры, формировании у детей бережного отношения к историческому опыту своего народа, стремлении к разумному балансу между традицией и новацией в воспитании. В первую очередь педагоги ориентируются на целостное развитие личности каждого ребенка, стимулирование ее способности к самоопределению в культуре, совершенствованию, творчеству.

Ведется открытый диалог между всеми субъектами воспитания и образования, их целесообразное взаимодействие и эффективное сотрудничество. Родители воспитанников принимают активное участие во всех проводимых мероприятиях.

Одним из главных условий успешной работы в этом направлении является совершенствование гендерной компетенции родителей. Ведется работа по повышению ответственности за передачу детям гендерных ценностей предков. Родители стремятся к более активному сотрудничеству с педагогическим персоналом. Начиная со 2 младшей группы осуществляется волонтерская деятельность. Родители воспитанников и другие члены семьи по желанию ведут кружки дополнительного образования. Со старшего дошкольного возраста папы и дедушки с увлечением занимаются с детьми в кружке "Юного шахматиста", "Мастерилка". Мамы и бабушки помогают в кружке "Рукодельница". Активно работает "Мамина школа" для родителей вновь прибывших детей в детский сад.

Информированность в вопросах гендерного воспитания помогает критически оценивать свое поведение и систему воспитания своих детей с позиции гендерного подхода. Мамы с удовольствием вместе с детьми занимаются изготовлением народных кукол, атрибутов, пособий, папы с мальчиками конструируют и занимаются макетированием. К праздникам готовятся сюрпризы, подарки и костюмы. Вместе проводятся народные праздники и развлечения.

Большое значение имеет проведение совместных мероприятий детского сада с социальными партнерами, которые помогают педагогам в освоении новых форм организации свободной и самостоятельной деятельности детей.

Вместе с педагогами центра "Духовное просвещение" ведется планомерная работа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре, формируется общая культура на основании национальных традиций русского народа и связи поколений. Проводятся тематические мероприятия, посвященные народным праздникам, где дети получают основополагающие принципы нравственности, доброты, укрепления семейных уз, любви и уважения к старшим.

На практических занятиях дети лепят из глины, из соленого теста учатся делать подарки на Рождество и Пасху, закрепляют знания о народных умельцах хохломы и гжели, знакомятся с декоративно-прикладным творчеством.

Воспитанники вместе с родителями и педагогами принимают активное участие в конкурсах и фестивалях детского творчества.

Городской музей истории города Урай оказывает дошкольному учреждению большую помощь в вопросах краеведения, воспитания любви к своей малой родине, изучения истории края и города. Работники музея принимают участие в формировании нравственного и патриотического воспитания через знакомство с историей и развитием нашего города, что в свою очередь способствует воспитанию гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Педагоги детской школы искусств продолжают эстафету по приобщению детей к миру Прекрасного. Просмотры спектаклей, встречи с интересными людьми, посещения концертов и выставок изобразительного искусства - все это нужно и важно в воспитании дошкольников. Однако наиболее эффективным представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый на время становится актером, танцором, творчески осмысляющим происходящее на фоне положительных эмоций. Хореографическое искусство помогает в становлении и развитии их нравственных и эстетических чувств.

В концертах с народными танцами и танцами народов нашей страны для воспитанников детского сада участвуют и наши выпускники.

Таким образом, в дошкольном учреждении, совместно с родителями и социальными партнерами решаются вопросы гендерного, духовно-нравственного и патриотического воспитания, реализуются задачи образовательной области "социализация". Происходит интеграция образовательных областей "коммуникация", "музыка", "художественное творчество".