Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности по выявлению существенных признаков водоёмов и умению их различать по выбранным основаниям; к знанию структурных компонентов реки и умению их называть и находить на схемах.
Представление о результатах:
Личностные:
- формирование ценностного отношения к природе;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
Регулятивные:
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
- выделять и формировать познавательную цель с помощью учителя;
- анализ и построение схемы строения реки;
- сравнение водоёмов и выбор основания для сравнения.
Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, слушать собеседника;
- умение строить аргументированное речевое высказывание.
Предметные:
- выделение существенных признаков водоёмов;
- умение различать водоёмы.
Технология: личностно-деятельностный подход.
Оборудование:
- таблицы «Плотина, Водохранилище», «Канал»;
- карточки с названиями частей реки (русло, исток, устье, левый берег, правый берег, левый приток, правый приток);
- атлас Омской области для учащихся начальной школы.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: организация самооценки к предстоящей деятельности.
Результат этапа:
- Самоопределение к деятельности.
- Включение в учебную деятельность, самоконтроль, самооценка.
Приветствие.
Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.
Я рада, что все самостоятельно приготовились к уроку. Желаю вам удачи.
2. Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение системы опорных знаний, понятий.
Результат этапа:
- Ценностное отношение к умению воспринимать задание.
- Понимание предметного содержания задания.
Беседа.
- Отгадайте загадки:
Не проедешь, не пройдёшь –
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Болото.)Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море.)Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
И широкий – в море. (Река.)Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется? (Пруд.)К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной. (Ручей.)
Учитель вывешивает карточки с отгадками на доску.
- Река, море, пруд, ручей, болото – что это такое? Назовите одним словом. (Это водоёмы.)
3. Постановка учебной задачи.
Цель этапа: формирование умения ставить учебную задачу.
Результат этапа.Сформировать и зафиксировать учебную задачу урока.
Учитель сообщает тему урока.
- Тема урока – «Водоёмы».
- Ребята, вы назвали много водоёмов: реки, озера, моря, озеро, океан и т.д.
- Скажите, эти водоемы отличаются друг от друга чем-либо? (Да отличаются в озере стоячая вода, в реке вода течет. По размеру озеро меньше, чем море. По размеру море меньше, чем океан. В море соленая вода, в реках не соленая.)
- Какие еще бывают водоёмы?
- На какие две группы можно разделить перечисленные водоёмы? Почему?
- Итак, водоёмы бывают разные.
- Попробуйте определить учебную задачу нашего урока. (Мы должны узнать на уроке, какие бывают водоёмы?)
4. Решение учебной задачи.
Цель этапа: формирование ценностного отношения к умению самостоятельно определять результат, цель, способ деятельности; проверка понимания задания детьми, включение всех в деятельность.
Результат этапа:
- Принятие учебной задачи.
- Ценностное отношение к умению самостоятельно определять цель, результат, способ деятельности.
- Умение прогнозировать результат, цель, способ деятельности.
- Умение целеполагать (на уровне принятия практической задачи).
- Скажите, а чего на Земле больше морей, океанов или рек. Посмотрите на карту нашей области.
- Конечно, рек по численности намного больше, чем морей и океанов.
1. Задание для работы в парах.
Представьте себе реку и озеро. Попробуйте объяснить, чем озеро отличается от реки.
- Как поняли задание? (Мы должны вспомнить, как выглядит озеро и река.)
- Что вы должны записать в таблицу? (В таблицу мы должны записать отличия реки от озера.)
-Что получите в результате? (Таблицу с отличиями.
- Как вы должны работать в группе? (Работать дружно, слушать друг друга, на перебивать.)
Приступайте.
Учащиеся заполняют таблицу, в которой указывают существенные признаки реки и озера.
Река | Озеро |
5. Самостоятельная работа.
Цель этапа: формирование ценностного отношения к умению самостоятельно определять результат, цель, способ деятельности; проверка понимания задания детьми, включение всех в деятельность.
Результат этапа:
- Ценностное отношение к умению самостоятельно определять цель, результат, способ деятельности.
- Умение прогнозировать результат, цель, способ деятельности.
- Умение целеполагать (на уровне принятия практической задачи.
Предъявление результата выполнения задания.
Проверка проводится в форме самоконтроля с последующим дополнением ответов.
Один учащийся читает свои наработки. Другие внимательно слушают и отмечают у себя сходные признаки, с тем чтобы потом сказать признаки, которые были не названы.
На доске таблица заполняется учителем.
Река | Озеро |
вытянутая, длинная | круглое, овальное |
вода течет | вода не течет |
вода не соленая | вода может быть соленая |
разные растения | |
разные животные | |
ледоход | нет ледохода |
- Скажите, что устроено сложнее река или озеро?
Давайте рассмотрим строение реки в учебнике стр. 81.
Работа по схеме на доске.
Учащиеся читают текст в учебнике и находят части реки на рисунке. Восстанавливают схему на доске. Прикрепляют карточки с названием частей реки в нужных местах. Своими словами объясняют значение слов русло, исток, устье, левый берег, правый берег, левый приток, правый приток, течение реки.
6. Первичное закрепление.
Цель этапа: формирование умения находить по карте Омской области реки и озера, называть и указывать части реки.
Результат этапа. Выявление существенных признаков на примере местных водоёмов.
Работа по атласу Омской области для учащихся начальной школы.
- Найдите реку Иртыш.
- В каком направлении она течет? Как вы определили? (На север. На карте сверху север, внизу юг. Иртыш протекает по Казахстану, Казахстан на юге.)
- Определите правый берег, левый берег. (По руслу указано направление стрелкой. Если встать лицом по течению реки, то слева – левый берег, а справа – правый берег.
- Прочитайте названия притоков с левой стороны, с правой стороны. (Дети читают названия притоков и указывают – левый, правый.)
- Можем мы по этой карте найти исток, устье? (Нет.)
Информационная справка учителя о истоках и устье р. Иртыш.
- Найдите на карте озера Омской области. Почему одно из них указано розовым цветом? (Учащиеся называют озера, находят оз. Эбейты – соленое озеро.)
На Иртыше есть водохранилища, каналы? Посмотрите указательные знаки. (Нет. А что это такое?)
- Что это такое тоже прочитаем в учебнике стр. 80
- Какие ещё бывают водоёмы? (Водоёмы бывают естественные и искусственные.)
- Что это значит? (Водоёмы, которые созданы природой без участия человека – естественные, а, те, которые созданы руками человека - искусственные.)
Внимание учащихся возвращается к началу урока к отгадкам.
- Назовите примеры естественных и искусственных водоёмов среди отгадок (в случае затруднения читаем учебник). (Пруд – это искусственный водоём. Река, море, ручей, болото – естественные водоёмы.)
- Какие искусственные водоёмы умеет создавать человек, узнаем в учебнике стр. 80. (Дети читают о водохранилище, канале.)
Учитель иллюстрирует данный материал рисунками или видеофильмом.
- Итак, для чего люди создают искусственные водоёмы?
7. Рефлексия.
- Над какой темой работали на уроке?
- Какую учебную задачу решали?
- Какое открытие сегодня сделали на уроке?
- Какие бывают водоемы?
- Какое задание хотели бы сделать ещё раз?
8. Домашнее задание.
Стр. 80-83, читать, выучить части реки.