Урок окружающего мира. Тема: "Водоемы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности по выявлению существенных признаков водоёмов и умению их различать по выбранным основаниям; к знанию структурных компонентов реки и умению их называть и находить на схемах.

Представление о результатах:

Личностные:

  • формирование ценностного отношения к природе;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Регулятивные:

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

  • выделять и формировать познавательную цель с помощью учителя;
  • анализ и построение схемы строения реки;
  • сравнение водоёмов и выбор основания для сравнения.

Коммуникативные:

  • умение задавать вопросы, слушать собеседника;
  • умение строить аргументированное речевое высказывание.

Предметные:

  • выделение существенных признаков водоёмов;
  • умение различать водоёмы.

Технология: личностно-деятельностный подход.

Оборудование:

  • таблицы «Плотина, Водохранилище», «Канал»;
  • карточки с названиями частей реки (русло, исток, устье, левый берег, правый берег, левый приток, правый приток);
  • атлас Омской области для учащихся начальной школы.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: организация самооценки к предстоящей деятельности.

Результат этапа:

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Включение в учебную деятельность, самоконтроль, самооценка.

Приветствие.

Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

Я рада, что все самостоятельно приготовились к уроку. Желаю вам удачи.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение системы опорных знаний, понятий.

Результат этапа:

  1. Ценностное отношение к умению воспринимать задание.
  2. Понимание предметного содержания задания.

Беседа.

- Отгадайте загадки:

Не проедешь, не пройдёшь –
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Болото.)

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море.)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
И широкий – в море. (Река.)

Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется? (Пруд.)

К маме речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной. (Ручей.)

Учитель вывешивает карточки с отгадками на доску.

- Река, море, пруд, ручей, болото – что это такое? Назовите одним словом. (Это водоёмы.)

3. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: формирование умения ставить учебную задачу.

Результат этапа.Сформировать и зафиксировать учебную задачу урока.

Учитель сообщает тему урока.

- Тема урока – «Водоёмы».

- Ребята, вы назвали много водоёмов: реки, озера, моря, озеро, океан и т.д.

- Скажите, эти водоемы отличаются друг от друга чем-либо? (Да отличаются в озере стоячая вода, в реке вода течет. По размеру озеро меньше, чем море. По размеру море меньше, чем океан. В море соленая вода, в реках не соленая.)

- Какие еще бывают водоёмы?

- На какие две группы можно разделить перечисленные водоёмы? Почему?

- Итак, водоёмы бывают разные.

- Попробуйте определить учебную задачу нашего урока. (Мы должны узнать на уроке, какие бывают водоёмы?)

4. Решение учебной задачи.

Цель этапа: формирование ценностного отношения к умению самостоятельно определять результат, цель, способ деятельности; проверка понимания задания детьми, включение всех в деятельность.

Результат этапа:

  1. Принятие учебной задачи.
  2. Ценностное отношение к умению самостоятельно определять цель, результат, способ деятельности.
  3. Умение прогнозировать результат, цель, способ деятельности.
  4. Умение целеполагать (на уровне принятия практической задачи).

- Скажите, а чего на Земле больше морей, океанов или рек. Посмотрите на карту нашей области.

- Конечно, рек по численности намного больше, чем морей и океанов.

1. Задание для работы в парах.

Представьте себе реку и озеро. Попробуйте объяснить, чем озеро отличается от реки.

- Как поняли задание? (Мы должны вспомнить, как выглядит озеро и река.)

- Что вы должны записать в таблицу? (В таблицу мы должны записать отличия реки от озера.)

-Что получите в результате? (Таблицу с отличиями.

- Как вы должны работать в группе? (Работать дружно, слушать друг друга, на перебивать.)

Приступайте.

Учащиеся заполняют таблицу, в которой указывают существенные признаки реки и озера.

Река Озеро
   
   
   

5. Самостоятельная работа.

Цель этапа: формирование ценностного отношения к умению самостоятельно определять результат, цель, способ деятельности; проверка понимания задания детьми, включение всех в деятельность.

Результат этапа:

  1. Ценностное отношение к умению самостоятельно определять цель, результат, способ деятельности.
  2. Умение прогнозировать результат, цель, способ деятельности.
  3. Умение целеполагать (на уровне принятия практической задачи.

Предъявление результата выполнения задания.

Проверка проводится в форме самоконтроля с последующим дополнением ответов.

Один учащийся читает свои наработки. Другие внимательно слушают и отмечают у себя сходные признаки, с тем чтобы потом сказать признаки, которые были не названы.

На доске таблица заполняется учителем.

Река Озеро
вытянутая, длинная круглое, овальное
вода течет вода не течет
вода не соленая вода может быть соленая
разные растения
разные животные
ледоход нет ледохода

- Скажите, что устроено сложнее река или озеро?

Давайте рассмотрим строение реки в учебнике стр. 81.

Работа по схеме на доске.

Учащиеся читают текст в учебнике и находят части реки на рисунке. Восстанавливают схему на доске. Прикрепляют карточки с названием частей реки в нужных местах. Своими словами объясняют значение слов русло, исток, устье, левый берег, правый берег, левый приток, правый приток, течение реки.

6. Первичное закрепление.

Цель этапа: формирование умения находить по карте Омской области реки и озера, называть и указывать части реки.

Результат этапа. Выявление существенных признаков на примере местных водоёмов.

Работа по атласу Омской области для учащихся начальной школы.

- Найдите реку Иртыш.

- В каком направлении она течет? Как вы определили? (На север. На карте сверху север, внизу юг. Иртыш протекает по Казахстану, Казахстан на юге.)

- Определите правый берег, левый берег. (По руслу указано направление стрелкой. Если встать лицом по течению реки, то слева – левый берег, а справа – правый берег.

- Прочитайте названия притоков с левой стороны, с правой стороны. (Дети читают названия притоков и указывают – левый, правый.)

- Можем мы по этой карте найти исток, устье? (Нет.)

Информационная справка учителя о истоках и устье р. Иртыш.

- Найдите на карте озера Омской области. Почему одно из них указано розовым цветом? (Учащиеся называют озера, находят оз. Эбейты – соленое озеро.)

На Иртыше есть водохранилища, каналы? Посмотрите указательные знаки. (Нет. А что это такое?)

- Что это такое тоже прочитаем в учебнике стр. 80

- Какие ещё бывают водоёмы? (Водоёмы бывают естественные и искусственные.)

- Что это значит? (Водоёмы, которые созданы природой без участия человека – естественные, а, те, которые созданы руками человека - искусственные.)

Внимание учащихся возвращается к началу урока к отгадкам.

- Назовите примеры естественных и искусственных водоёмов среди отгадок (в случае затруднения читаем учебник). (Пруд – это искусственный водоём. Река, море, ручей, болото – естественные водоёмы.)

- Какие искусственные водоёмы умеет создавать человек, узнаем в учебнике стр. 80. (Дети читают о водохранилище, канале.)

Учитель иллюстрирует данный материал рисунками или видеофильмом.

- Итак, для чего люди создают искусственные водоёмы?

7. Рефлексия.

- Над какой темой работали на уроке?

- Какую учебную задачу решали?

- Какое открытие сегодня сделали на уроке?

- Какие бывают водоемы?

- Какое задание хотели бы сделать ещё раз?

8. Домашнее задание.

Стр. 80-83, читать, выучить части реки.