Урок по русскому языку по теме "Однокоренные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • уточнение представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;
  • отработка умения распознавать однокоренные слова и выделять корень.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»

II. Чистописание.

Вот посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.

С. Маршак

б/ б/ б/
Б/ Б/ Б/

Береги растения, береги животных – все это частица нашей Родины!

III. Повторение изученного.

1. Индивидуальная работа.

У доски работают 4 человека.

1) Разобрать по членам предложения, сверху написать части речи.

  • Пусть красивые растения остаются в природе!

2) Найти прилагательные, определить род и число, выделить окончание.

Черемуха душистая,
Развесившись, стоит.
А зелень золотистая
На солнышке блестит.

3) Вставить пропущенные буквы.

  • Б_рёза, в_р_бей, ласт_чка, в_рона, кур_ца.

- Какое слово лишнее?

- Как можно назвать другие слова?

4) Дописать словосочетания. Над прилагательными поставить род и число.

  • Маленький ... (ручей...).
  • Красивая ... (картина...).
  • Голубое ... (небо...).
  • Ясные ... (дни...).

2. Фронтальная работа.

Составить предложение со словами.

1 вариант: шарик, Шарик.
2 вариант: белка, Белка.

IV. Работа по теме урока.

1. Корень.

Перед вами рисунок.

Это цветок. А сможете ли вы назвать все части этого растения?

- А какая часть этого растения самая важная?

Давайте подумаем, без какой части оно не сможет существовать. Если у растения сорвать сам цветок, листья или часть стебля, оно еще сможет какое-то время прожить, хотя будет выглядеть не так красиво. Но если лишить его корня, то ему нечем будет питаться, и из-за этого растение погибнет очень быстро. Значит, главная часть растения – это корень.

У слов тоже есть главная часть, и она тоже называется корнем. У всех родственных слов одна и та же общая часть – один и тот же корень. Поэтому их еще называют однокоренными словами.

Корень имеет свое обозначение ( ).

Выводы. Корень – это общая часть родственных слов.

Чтобы правильно выделить корень в слове, нужно подобрать несколько однокоренных слов, сравнить их общие части (корни) и только после этого выделить корень в нужном слове.

2. Грамматическая сказка.

Чтение сказки «Два корня».

Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, сказал первый, - а ты где живешь?
- А я живу в словах,- ответил второй.
- Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый. - Вот я корень так корень!
- Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?
- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй.
- От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло из одного корня ЛЕС.
- Подумаешь! - не унимается первый. - Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов даже не съешь!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! Не сдается второй.
Услышали их спор люди и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.

3. Игра «Третий лишний».

Холод, холмик, холодный.
Лист, лисица, лисенок.
Моря, море, морж.
Лось, лосось, лосёнок.

- Молодцы, вы верно нашли «лишние» слова.

- Значит, достаточно ли иметь однокоренным словам общую часть? (Нет.)

- Что у них еще должно быть? (Что-то общее по смыслу.)

V. Физкультурная минутка.

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.

VI. Закрепление изученного.

1. Работа с учебником.

Работа с правилом на стр. 51: упр. 348 (по рядам), упр. 351 (по вариантам).

2. Работа по микрогруппам – 1 минута (время засекается).

В течение 1 минуты подбор однокоренных слов.

Сад (садовник, садик, садовод).
Дом (домик, домовой, домашний).
Лес (лесник, лесной, лесочек, перелесок).
Снег (снежок, подснежник, Снегурочка).
Лист (листочек, листопад, листовой).

VII. Итог урока.

Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, лед.

Н.М. Бетенькова

VIII. Домашнее задание.

Стр. 52, упр. 349. Правило.

Использованная литература:

  1. Новейший справочник школьника 1-4 классы / Г.П. Шалаева, И.Г. Терентьева, Н.В. Курбатова. – М.: Слово, Эксмо, 2007.- 767 [1]с.:ил.
  2. Русский язык. 2 класс. Полякова А.В. – Москва, «Просвещение», 2010г.
  3. Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с родителями.- СПб, Издательский дом «Нева», 2004г.