На занятии использованы игры по развитию зрительного восприятия:
- Игры на развитие прослеживающей функции глаза (перфокарта, игра с липкой лентой).
- Игры на развитие цветоразличительной функции глаза (игра «Машинки на АЗС»).
- Игры на ориентировку по рядам и столбикам с использованием дорожных знаков.
- Игры на коррекцию отклонений в эмоциональной сфере (нарисуй нужную маску к ситуации).
- Использована мнемотехника (коллаж).
Коррекционная направленность занятия определяет использование специальной наглядности, фронтальной (до 15-20 см) и индивидуальной (1,5-2,5 см), в зависимости от зрительного режима.
Коррекционные задачи:
- Закрепить знания детей о трёх группах дорожных знаков: запрещающих, предупреждающих, информационно-указательных.
- Закрепить умение детей ориентироваться по рядам и столбикам.
- Развивать цветоразличительную и прослеживающую функции глаза.
- Развивать зрительное внимание и память.
- Развивать способность по информативным признакам определять эмоциональное состояние людей.
- Закрепить знания о том, как вести себя в общественном транспорте и на улицах города.
Ход занятия
Дефектолог: Ребята, совсем скоро вы пойдёте в школу, а сегодня я приглашаю вас в необычную школу – «Школу светофорных наук».
- Ребята, с чего начинается урок в школе?
Дети: С опроса.
Дефектолог: И свой урок мы начнём с опроса. Для этого я предлагаю вам игру «Назови ответ на букву». Правила игры: я буду показывать вам букву и одновременно задавать вопрос, а вы должны дать ответ, который начинается на показанную букву.
«3» – какой свет светофора разрешает переходить улицу?
Дети: Зелёный.
«П» – чем вы пользуетесь при переходе через улицу?
Дети: Переходом.
«Г» – какая организация следит за соблюдением правил дорожного движения?
Дети: ГИБДД.
«О» – как называется место посередине улицы, где пешеход чувствует себя в безопасности?
Дети: Островок безопасности.
«О» – место, где пассажиры ожидают общественный транспорт.
Дети: Остановка.
Дефектолог: Молодцы, ребята, вы показали хорошие знания. А после опроса мы с вами приступим к повторению пройденного материала.
- Скажите, пожалуйста, на какие три большие группы можно разделить все дорожные знаки?
Дети: Запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные.
Дефектолог: А сейчас посмотрите на свои фланелеграфы (там таблица из рядов и столбиков с дорожными знаками). Давайте с вами займёмся ориентировкой.
- Какой знак находится в левом столбике нижнем ряду?
Настя: Въезд запрещён.
Дефектолог: А к какой группе знаков он относится?
Настя: К запрещающим.
Дефектолог: А может кто-нибудь из вас хочет задать вопрос своему другу?
Антон: Какой знак находится в среднем столбике верхнем ряду?
Дефектолог: Кому ты задал свой вопрос?
Антон: Ане.
Аня: Это знак – пересечение дорог. Он относится к предупреждающим знакам.
Дефектолог: Аня, а ты кому задашь свой вопрос?
Аня: Паше. Какой знак находится в правом столбике верхнем ряду?
Паша: Движение пешеходов запрещено. Этот знак относится к запрещающим знакам.
Дефектолог: А сейчас найдите глазками левый верхний угол. Какой знак там нарисован?
Дети: Остановка автобуса.
Дефектолог: Правильно. От этого знака отступим одну клетку вправо, а затем опустимся на одну клетку вниз. В клетке с каким знаком мы оказались?
Дети: Пункт питания.
Дефектолог: Правильно. А сейчас найдём правый нижний угол. Какой знак там нарисован?
Дети: Место стоянки.
Дефектолог: Правильно. А теперь от этого знака отступим две клетки влево и поднимемся на одну клетку вверх. В клетке с каким знаком вы оказались?
Дети: Пешеходный переход.
Дефектолог: Правильно. Я поняла, что вы очень хорошо знаете дорожные знаки. А как вы сможете применить тот или иной дорожный знак к ситуации, возникшей на дороге, нам покажет перфокарта.
- Итак, перед вами перфокарта. С левой стороны – дорожная ситуация, с правой – дорожный знак. Вам нужно будет к каждой ситуации подобрать нужный знак. И ещё: если линия будет подходить к запрещающему знаку, она должна быть ярко-красного цвета, если к предупреждающему – светлее, а если к информационно-указательному – совсем светлой. Но у вас на парте всего один карандаш. Что нам делать? Что мы можем использовать?
Дети: Разный нажим.
Дефектолог: Правильно. И ещё помните, что задание считается выполненным правильно, если вы точно попали из одной точки в другую. (Напомнить, что в одной перфокарте могут встречаться не все группы дорожных знаков.)
Выполнение задания детьми.
Дефектолог: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь ответьте мне на вопрос: «В каком случае машина не сдвинется с места?».
Дети: Если она сломалась, если в баке закончился бензин.
Дефектолог: Правильно, любой машине, даже самой маленькой, без бензина придётся стоять на месте.
- У вас на партах полоски, с левой стороны на которых написаны 3 буквы. Кто может прочитать и сказать, что они обозначают?
Дети: АЗС – автозаправочная станция.
Дефектолог: А в блюдечках на уголках парт у вас лежат машинки. Скажите, пожалуйста, какого они цвета?
Дети: Разных оттенков оранжевого цвета.
Дефектолог: А сейчас вы будете раскладывать машинки от АЗС по чёрной линии от самой светлой к самой тёмной.
Выполнение задания детьми. (Игра «Машинки на АЗС».)
Дефектолог: Вы хорошо справились с заданием и, наверное, уже устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю вам взять коврики и сесть напротив меня.
Работа с коллажом.
- Сейчас я расскажу вам историю. А вы внимательно слушайте и запоминайте, что нарисовано на коллаже. Жил-был мальчик Толя. Он был неплохим, добрым мальчиком, но очень ленивым и неорганизованным. Но самое неприятное, что он всё время опаздывал. Толя жил в новом доме на 3 этаже, учился в 3 классе в основном на «3». Школа находилась недалеко от Толиного дома, но на его пути в школу проходила улица с очень оживлённым движением. И вот однажды он выскочил из дома за 3 минуты до начала уроков. Перебегая улицу, он не обратил внимания на красный сигнал светофора. И тут чуть не случилось несчастье. К светофору подъехал троллейбус. К счастью, водитель сумел вовремя затормозить. Толя отделался синяками и царапинами. Вскоре подъехала «Скорая помощь» и увезла его в больницу. Там ему сделали 3 укола, давали горькие таблетки. Когда Толя выписался из больницы, он твёрдо решил больше никогда не опаздывать и, наконец, выучить правила дорожного движения.
- А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на коллаж. (Переворачиваю.)
Вопросы.
Дефектолог: Что было нарисовано на коллаже в левом верхнем углу?
Дети: Буква «Т».
Дефектолог: А почему «Т»?
Дети: Мальчика звали Толя, он попал под троллейбус, в больнице ему давали таблетки.
Дефектолог:
- А что было нарисовано в правом нижнем углу?
Дети: Цифра 3.
Дефектолог: А почему цифра 3?
Дети: Толя учился в 3-ем классе, на 3-ки, жил на 3-ем этаже, выбежал из дома за 3 минуты до начала уроков, ему сделали 3 укола.
Дефектолог: А кто был нарисован в левом нижнем углу?
Дети: Толя.
Дефектолог: А что он держал в руках?
Дети: Мяч.
Дефектолог: А какого цвета была буква «Т»?
Дети: Зелёного.
Дефектолог: А цифра 3?
Дети: Синего.
Дефектолог: А какого цвета были дом и школа, в которой учился Толя?
Дети: Жёлтого.
Дефектолог: А какого цвета был троллейбус?
Дети: Красного.
Дефектолог: А сейчас мы всё проверим (переворачивается коллаж).
Зрительная гимнастика.
(Упражнения выполняются стоя.)
- «Филин»: зажмурить глаза, затем широко раскрыть и посмотреть в даль.
- «Метелки»: дети часто моргают, не напрягая глаза.
- «Часики»: круговые движения глазами по часовой стрелке и против.
(Каждое упражнение выполняется по 5 раз.)
Дефектолог: Ребята, вы уже знаете, что нужно стараться хорошо вести себя дома и в детском саду, слушаться маму и папу, воспитателей. Но нужно быть вежливыми и предупредительными к другим людям в троллейбусе, автобусе, вагоне метро. Сейчас мы рассмотрим рисунок на ковролине (прикрепляется) и определим, как относятся взрослые к поведению детей в вагоне. Только давайте договоримся, что выражение лица взрослым людям мы будем рисовать схематично.
- Антон, подойди к фланелеграфу и расскажи, что ты увидел.
Антон: Мальчики затеяли игру и даже разодрались. Они задели руками пожилого человека.
Дефектолог: Какое выражение лица будет у этого человека?
Антон: Недовольное, злое.
Дефектолог: Аня, а теперь ты расскажи, что увидела.
Аня: Женщина в одной руке держит тяжёлую сумку, а в другой ребёнка. А перед ней сидит девочка и не уступает место. У женщины будет грустное выражение лица.
Дефектолог: Паша, а о ком ты хочешь нам рассказать?
Паша: Мальчик уступает старушке место. У старушки радостное выражение лица.
Дефектолог: Настя, а что ты увидела?
Настя: Женщина сидит в метро и читает, а напротив неё стоит девочка, ест мороженое, и капли то него капают женщине на платье. Выражение лица у женщины будет недовольное.
Дефектолог: Молодцы, вы правильно рассказали о поведении детей и о реакции на него взрослых.
- А сейчас подойдите к ковролину. Вы уже знаете, что вести себя хорошо надо не только в детском саду, вагоне метро, но и на улицах города. К ковролину у меня прикреплены картинки, на которых дети по-разному ведут себя на улице: одни соблюдают правила уличного движения, другие нарушают. И давайте за линией (за кругом) оставим тех детей, которые ведут себя плохо, нарушают правила уличного движения. А поможет нам в этом липкая лента.
Дети внимательно рассматривают каждый рисунок и либо вводят ребёнка в круг, либо выводят из круга.
Дефектолог: Вот и подошёл к концу урок в нашей школе «Светофорных наук». Но это только один урок, а в жизни вас ожидает много таких уроков на улице, на дороге, в автобусе.
Ведь город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Азбукой улиц, проспектов, дорог.
Город даёт нам всё время урок.
Вот она, азбука над головой, -
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.