Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе с детьми со зрительной депривацией. Тема: "Школа светофорных наук"

Разделы: Коррекционная педагогика


На занятии использованы игры по развитию зрительного восприятия:

  1. Игры на развитие прослеживающей функции глаза (перфокарта, игра с липкой лентой).
  2. Игры на развитие цветоразличительной функции глаза (игра «Машинки на АЗС»).
  3. Игры на ориентировку по рядам и столбикам с использованием дорожных знаков.
  4. Игры на коррекцию отклонений в эмоциональной сфере (нарисуй нужную маску к ситуации).
  5. Использована мнемотехника (коллаж).

Коррекционная направленность занятия определяет использование специальной наглядности, фронтальной (до 15-20 см) и индивидуальной (1,5-2,5 см), в зависимости от зрительного режима.

Коррекционные задачи:

  1. Закрепить знания детей о трёх группах дорожных знаков: запрещающих, предупреждающих, информационно-указательных.
  2. Закрепить умение детей ориентироваться по рядам и столбикам.
  3. Развивать цветоразличительную и прослеживающую функции глаза.
  4. Развивать зрительное внимание и память.
  5. Развивать способность по информативным признакам определять эмоциональное состояние людей.
  6. Закрепить знания о том, как вести себя в общественном транспорте и на улицах города.

Ход занятия

Дефектолог: Ребята, совсем скоро вы пойдёте в школу, а сегодня я приглашаю вас в необычную школу – «Школу светофорных наук».

- Ребята, с чего начинается урок в школе?

Дети: С опроса.

Дефектолог: И свой урок мы начнём с опроса. Для этого я предлагаю вам игру «Назови ответ на букву». Правила игры: я буду показывать вам букву и одновременно задавать вопрос, а вы должны дать ответ, который начинается на показанную букву.

«3» – какой свет светофора разрешает переходить улицу?

Дети: Зелёный.

«П» – чем вы пользуетесь при переходе через улицу?

Дети: Переходом.

«Г» – какая организация следит за соблюдением правил дорожного движения?

Дети: ГИБДД.

«О» – как называется место посередине улицы, где пешеход чувствует себя в безопасности?

Дети: Островок безопасности.

«О» – место, где пассажиры ожидают общественный транспорт.

Дети: Остановка.

Дефектолог: Молодцы, ребята, вы показали хорошие знания. А после опроса мы с вами приступим к повторению пройденного материала.

- Скажите, пожалуйста, на какие три большие группы можно разделить все дорожные знаки?

Дети: Запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные.

Дефектолог: А сейчас посмотрите на свои фланелеграфы (там таблица из рядов и столбиков с дорожными знаками). Давайте с вами займёмся ориентировкой.

- Какой знак находится в левом столбике нижнем ряду?

Настя: Въезд запрещён.

Дефектолог: А к какой группе знаков он относится?

Настя: К запрещающим.

Дефектолог: А может кто-нибудь из вас хочет задать вопрос своему другу?

Антон: Какой знак находится в среднем столбике верхнем ряду?

Дефектолог: Кому ты задал свой вопрос?

Антон: Ане.

Аня: Это знак – пересечение дорог. Он относится к предупреждающим знакам.

Дефектолог: Аня, а ты кому задашь свой вопрос?

Аня: Паше. Какой знак находится в правом столбике верхнем ряду?

Паша: Движение пешеходов запрещено. Этот знак относится к запрещающим знакам.

Дефектолог: А сейчас найдите глазками левый верхний угол. Какой знак там нарисован?

Дети: Остановка автобуса.

Дефектолог: Правильно. От этого знака отступим одну клетку вправо, а затем опустимся на одну клетку вниз. В клетке с каким знаком мы оказались?

Дети:  Пункт питания.

Дефектолог: Правильно. А сейчас найдём правый нижний угол. Какой знак там нарисован?

Дети: Место стоянки.

Дефектолог: Правильно. А теперь от этого знака отступим две клетки влево и поднимемся на одну клетку вверх. В клетке с каким знаком вы оказались?

Дети: Пешеходный переход.

Дефектолог: Правильно. Я поняла, что вы очень хорошо знаете дорожные знаки. А как вы сможете применить тот или иной дорожный знак к ситуации, возникшей на дороге, нам покажет перфокарта.

- Итак, перед вами перфокарта. С левой стороны – дорожная ситуация, с правой – дорожный знак. Вам нужно будет к каждой ситуации подобрать нужный знак. И ещё: если линия будет подходить к запрещающему знаку, она должна быть ярко-красного цвета, если к предупреждающему – светлее, а если к информационно-указательному – совсем светлой. Но у вас на парте всего один карандаш. Что нам делать? Что мы можем использовать?

Дети: Разный нажим.

Дефектолог: Правильно. И ещё помните, что задание считается выполненным правильно, если вы точно попали из одной точки в другую. (Напомнить, что в одной перфокарте могут встречаться не все группы дорожных знаков.)

Выполнение задания детьми.

Дефектолог: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь ответьте мне на вопрос: «В каком случае машина не сдвинется с места?».

Дети: Если она сломалась, если в баке закончился бензин.

Дефектолог: Правильно, любой машине, даже самой маленькой, без бензина придётся стоять на месте.

- У вас на партах полоски, с левой стороны на которых написаны 3 буквы. Кто может прочитать и сказать, что они обозначают?

Дети: АЗС – автозаправочная станция.

Дефектолог: А в блюдечках на уголках парт у вас лежат машинки. Скажите, пожалуйста, какого они цвета?

Дети: Разных оттенков оранжевого цвета.

Дефектолог: А сейчас вы будете раскладывать машинки от АЗС по чёрной линии от самой светлой к самой тёмной.

Выполнение задания детьми. (Игра «Машинки на АЗС».)

Дефектолог: Вы хорошо справились с заданием и, наверное, уже устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю вам взять коврики и сесть напротив меня.

Работа с коллажом.

- Сейчас я расскажу вам историю. А вы внимательно слушайте и запоминайте, что нарисовано на коллаже. Жил-был мальчик Толя. Он был неплохим, добрым мальчиком, но очень ленивым и неорганизованным. Но самое неприятное, что он всё время опаздывал. Толя жил в новом доме на 3 этаже, учился в 3 классе в основном на «3». Школа находилась недалеко от Толиного дома, но на его пути в школу проходила улица с очень оживлённым движением. И вот однажды он выскочил из дома за 3 минуты до начала уроков. Перебегая улицу, он не обратил внимания на красный сигнал светофора. И тут чуть не случилось несчастье. К светофору подъехал троллейбус. К счастью, водитель сумел вовремя затормозить. Толя отделался синяками и царапинами. Вскоре подъехала «Скорая помощь» и увезла его в больницу. Там ему сделали 3 укола, давали горькие таблетки. Когда Толя выписался из больницы, он твёрдо решил больше никогда не опаздывать и, наконец, выучить правила дорожного движения.

- А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на коллаж. (Переворачиваю.)

Вопросы.

Дефектолог: Что было нарисовано на коллаже в левом верхнем углу?

Дети: Буква «Т».

Дефектолог: А почему «Т»?

Дети: Мальчика звали Толя, он попал под троллейбус, в больнице ему давали таблетки.

Дефектолог:

- А что было нарисовано в правом нижнем углу?

Дети: Цифра 3.

Дефектолог: А почему цифра 3?

Дети: Толя учился в 3-ем классе, на 3-ки, жил на 3-ем этаже, выбежал из дома за 3 минуты до начала уроков, ему сделали 3 укола.

Дефектолог: А кто был нарисован в левом нижнем углу?

Дети: Толя.

Дефектолог: А что он держал в руках?

Дети: Мяч.

Дефектолог: А какого цвета была буква «Т»?

Дети: Зелёного.

Дефектолог: А цифра 3?

Дети: Синего.

Дефектолог: А какого цвета были дом и школа, в которой учился Толя?

Дети: Жёлтого.

Дефектолог: А какого цвета был троллейбус?

Дети: Красного.

Дефектолог: А сейчас мы всё проверим (переворачивается коллаж).

Зрительная гимнастика.

(Упражнения выполняются стоя.)

  • «Филин»: зажмурить глаза, затем широко раскрыть и посмотреть в даль.
  • «Метелки»: дети часто моргают, не напрягая глаза.
  • «Часики»: круговые движения глазами по часовой стрелке и против.

(Каждое упражнение выполняется по 5 раз.)

Дефектолог: Ребята, вы уже знаете, что нужно стараться хорошо вести себя дома и в детском саду, слушаться маму и папу, воспитателей. Но нужно быть вежливыми и предупредительными к другим людям в троллейбусе, автобусе, вагоне метро. Сейчас мы рассмотрим рисунок на ковролине (прикрепляется) и определим, как относятся взрослые к поведению детей в вагоне. Только давайте договоримся, что выражение лица взрослым людям мы будем рисовать схематично.

- Антон, подойди к фланелеграфу и расскажи, что ты увидел.

Антон: Мальчики затеяли игру и даже разодрались. Они задели руками пожилого человека.

Дефектолог: Какое выражение лица будет у этого человека?

Антон: Недовольное, злое.

Дефектолог: Аня, а теперь ты расскажи, что увидела.

Аня: Женщина в одной руке держит тяжёлую сумку, а в другой ребёнка. А перед ней сидит девочка и не уступает место. У женщины будет грустное выражение лица.

Дефектолог: Паша, а о ком ты хочешь нам рассказать?

Паша: Мальчик уступает старушке место. У старушки радостное выражение лица.

Дефектолог: Настя, а что ты увидела?

Настя: Женщина сидит в метро и читает, а напротив неё стоит девочка, ест мороженое, и капли то него капают женщине на платье. Выражение лица у женщины будет недовольное.

Дефектолог: Молодцы, вы правильно рассказали о поведении детей и о реакции на него взрослых.

- А сейчас подойдите к ковролину. Вы уже знаете, что вести себя хорошо надо не только в детском саду, вагоне метро, но и на улицах города. К ковролину у меня прикреплены картинки, на которых дети по-разному ведут себя на улице: одни соблюдают правила уличного движения, другие нарушают. И давайте за линией (за кругом) оставим тех детей, которые ведут себя плохо, нарушают правила уличного движения. А поможет нам в этом липкая лента.

Дети внимательно рассматривают каждый рисунок и либо вводят ребёнка в круг, либо выводят из круга.

Дефектолог: Вот и подошёл к концу урок в нашей школе «Светофорных наук». Но это только один урок, а в жизни вас ожидает много таких уроков на улице, на дороге, в автобусе.

Ведь город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Азбукой улиц, проспектов, дорог.
Город даёт нам всё время урок.
Вот она, азбука над головой, -
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.