Урок русского языка для 2-го класса. Тема урока:"Правописание твердых и мягких согласных, сочетаний жи-ши"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование навыков правописания гласных букв е, ё, ю, я после согласных, словосочетаний жи-ши, цы-ци.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение обозначать мягкость согласных на письме гласными буквами е, ё, ю, я и мягким знаком.
  2. Повторить правописание сочетаний жи-ши, ци-цы.
  3. Развивать творческие способности обучающихся.
  4. Формировать правильное отношение детей к безопасности на дороге.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства: развивающие задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети записывают число, название работы.

Постановка темы урока.

- Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Васильевой.

Но если жизнь отнимет слух и зренье,
Лишит движений, голоса лишит,
Единственное есть тогда спасенье:
То слово, что в груди твоей дрожит.
Пускай его никто и не услышит:
Как верный друг, оно всегда с тобой,
Творит тебя, зовёт, живёт и дышит.
Живёт! И значит, ты живой.

- О чём это стихотворение? (О душе.)

- Душа – это чувства, эмоции, которые человек переживает.

- От чего человек может лишиться слуха, зрения, движения?

- Бывают случаи, когда человек сам виноват в том, что стал больным. Например, когда переходил улицу в неположенном месте, и его сбила машина.

Сегодня мы вспомним с вами правила правописания твёрдых и мягких согласных, а так же правила дорожного движения.

Определите орфограммы, которым в первом классе мы уделяли много внимания в прочитанном стихотворении. Подчеркните их.

- На какие группы можем разделить согласные звуки? (Мягкие и твёрдые; звонкие и глухие; всегда мягкие; всегда твёрдые.)

- Назовите всегда твёрдые согласные звуки. ([ж, ш, ц].)

Чистописание.

- Пропишите согласные: ж, ш, ц.

- Что мы помним о правописании сочетаний жи-ши?

2. Работа по теме урока.

- Этой зимой снежинки особенные...

На доске появляются снежинки с дорожными знаками посередине.

- Назовите знак. («Осторожно, дети!»)

- Где его можно встретить?

Задание 1. Угадать и записать слово.

По полям бегут ручьи,
На дорогах – ... (лужи),
Скоро выйдут муравьи
После зимней ... (стужи).

Кот живёт у нас на крыше.
А в чулане живут ... (мыши).

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).

- Подчеркните сочетания жи-ши.

- А это что за знак? («Место стоянки автомобилей»)

- Можно ли заходить на площадку, где установлен этот знак?

Задание 2. Правописание сочетания ци-цы.

- Что мы знаем о правописании букв ы, и после ц?

На цыпочках приходит в цирк
Цыган и начинает танцы,
А на циновке молодцы
Надели на цыплёнка панцирь.

- Запишите слова, в которых после ц ы. Подчеркните ы – это орфограмма.

Задание 3. Работа по учебнику стр. 119, упр.152 – устно.

Наблюдение за звуками, выявление их твёрдости.

Вывод. Согласные [ж], [ш], [ц] только твёрдые.

3. Обобщение.

Упр.153 – письменно.

- Какие знакомые орфограммы увидели?

- Какие вопросы можно поставить к этим словам?

Работа выполняется по вариантам.

- Первый вариант выписывает слова, называющие предметы. Второй вариант выписывает слова, обозначающие действия предметов. Третий вариант выписывает слова, называющие признаки предметов.

- Молодцы, ребята, ещё одну снежинку заработали, а какой же дорожный знак на ней? («Въезд транспорта запрещён!»)

Задание 4. Работа над пословицей.

- Этот знак чаще других встречается на дороге. («Пешеходный переход»)

Упр.154 – письменно.

- Какие добрые дела вы можете совершить на дороге как пешеходы?

Вывод. Произношение гласного звука в сочетании жи расходится с его обозначением на письме, значит гласная и орфограмма.

Словарная работа.

- От чего исходит опасность на дороге?

- Запишите слова: автобус, машина. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, разделите вертикальной линией на слоги.

- Слово «автобус» заимствовано из немецкого языка, что означает многоместный транспорт.

- С какой стороны нужно обходить автобус на остановке? (Сзади.)

Просмотр мультфильма «Страшная машина».

4. Физкультурная минутка.

Дети шагают на месте и отвечают на вопросы фразой: «Это я, это я, это все мои друзья!»

- Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?...

- Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?...

- Знает кто, что красный свет
Это значит хода нет?...

- Знает кто, что свет зелёный
Означает: «Путь открыт»?

- А что жёлтый свет всегда
Нам «Вниманье!» – говорит...

- Кто назовёт следующий знак? («Впереди железнодорожный переезд!»)

Продолжение работы.

Задание 5. Замени слова – признаки словами близкими по значению.

  • Просторные улицы – ... .
  • Толстый кот – ... .
  • Мохнатые ели – ... .

(Широкие, жирный, пушистые.)

- Подчеркните сочетания жи-ши.

Задание 6. Расшифруй слова, переставив буквы.

  • Рыжафи, жорим, кёиж, шимы. (Жирафы, моржи, ёжик, мыши.)

- Подчеркните сочетания жи-ши.

Правило стр.122.

- Расскажите поочерёдно друг другу.

- Назовите следующий знак. («Велосипедная дорожка»)

Просмотр мультфильма «Где кататься?»

- Составим предложения – правила о том, где можно кататься. (Дети, катайтесь во дворе, на стадионе. )

- Какое получилось предложение по цели высказывания? (Побудительное.)

- Подчеркните в этом предложении все мягкие согласные.

- Как на письме обозначена мягкость согласных? (Гласными е, ё, ю, я и ь.)

Задание 7. Индивидуальное задание.

- Слоги с мягкими согласными раскрась в жёлтый цвет, а где согласный твёрдый – в зелёный.

5. Подведение итога.

- Какие согласные буквы бывают всегда твёрдые?

- Что мы должны помнить об их правописании?

- Расскажите о своём безопасном пути из дома до школы по рисунку.

- С работой вы справились, украсим ёлочку снежинками.

6. Домашнее задание.

Стр.121 упр.157.

- Отгадайте загадку и вспомните дорожные знаки, чтобы ваш путь был счастливым.

Приложение