Цель: формирование навыков правописания гласных букв е, ё, ю, я после согласных, словосочетаний жи-ши, цы-ци.
Задачи:
- Совершенствовать умение обозначать мягкость согласных на письме гласными буквами е, ё, ю, я и мягким знаком.
- Повторить правописание сочетаний жи-ши, ци-цы.
- Развивать творческие способности обучающихся.
- Формировать правильное отношение детей к безопасности на дороге.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Средства: развивающие задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети записывают число, название работы.
Постановка темы урока.
- Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Васильевой.
Но если жизнь отнимет слух и зренье,
Лишит движений, голоса лишит,
Единственное есть тогда спасенье:
То слово, что в груди твоей дрожит.
Пускай его никто и не услышит:
Как верный друг, оно всегда с тобой,
Творит тебя, зовёт, живёт и дышит.
Живёт! И значит, ты живой.
- О чём это стихотворение? (О душе.)
- Душа – это чувства, эмоции, которые человек переживает.
- От чего человек может лишиться слуха, зрения, движения?
- Бывают случаи, когда человек сам виноват в том, что стал больным. Например, когда переходил улицу в неположенном месте, и его сбила машина.
Сегодня мы вспомним с вами правила правописания твёрдых и мягких согласных, а так же правила дорожного движения.
Определите орфограммы, которым в первом классе мы уделяли много внимания в прочитанном стихотворении. Подчеркните их.
- На какие группы можем разделить согласные звуки? (Мягкие и твёрдые; звонкие и глухие; всегда мягкие; всегда твёрдые.)
- Назовите всегда твёрдые согласные звуки. ([ж, ш, ц].)
Чистописание.
- Пропишите согласные: ж, ш, ц.
- Что мы помним о правописании сочетаний жи-ши?
2. Работа по теме урока.
- Этой зимой снежинки особенные...
На доске появляются снежинки с дорожными знаками посередине.
- Назовите знак. («Осторожно, дети!»)
- Где его можно встретить?
Задание 1. Угадать и записать слово.
По полям бегут ручьи,
На дорогах – ... (лужи),
Скоро выйдут муравьи
После зимней ... (стужи).Кот живёт у нас на крыше.
А в чулане живут ... (мыши).Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).
- Подчеркните сочетания жи-ши.
- А это что за знак? («Место стоянки автомобилей»)
- Можно ли заходить на площадку, где установлен этот знак?
Задание 2. Правописание сочетания ци-цы.
- Что мы знаем о правописании букв ы, и после ц?
На цыпочках приходит в цирк
Цыган и начинает танцы,
А на циновке молодцы
Надели на цыплёнка панцирь.
- Запишите слова, в которых после ц ы. Подчеркните ы – это орфограмма.
Задание 3. Работа по учебнику стр. 119, упр.152 – устно.
Наблюдение за звуками, выявление их твёрдости.
Вывод. Согласные [ж], [ш], [ц] только твёрдые.
3. Обобщение.
Упр.153 – письменно.
- Какие знакомые орфограммы увидели?
- Какие вопросы можно поставить к этим словам?
Работа выполняется по вариантам.
- Первый вариант выписывает слова, называющие предметы. Второй вариант выписывает слова, обозначающие действия предметов. Третий вариант выписывает слова, называющие признаки предметов.
- Молодцы, ребята, ещё одну снежинку заработали, а какой же дорожный знак на ней? («Въезд транспорта запрещён!»)
Задание 4. Работа над пословицей.
- Этот знак чаще других встречается на дороге. («Пешеходный переход»)
Упр.154 – письменно.
- Какие добрые дела вы можете совершить на дороге как пешеходы?
Вывод. Произношение гласного звука в сочетании жи расходится с его обозначением на письме, значит гласная и орфограмма.
Словарная работа.
- От чего исходит опасность на дороге?
- Запишите слова: автобус, машина. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, разделите вертикальной линией на слоги.
- Слово «автобус» заимствовано из немецкого языка, что означает многоместный транспорт.
- С какой стороны нужно обходить автобус на остановке? (Сзади.)
Просмотр мультфильма «Страшная машина».
4. Физкультурная минутка.
Дети шагают на месте и отвечают на вопросы фразой: «Это я, это я, это все мои друзья!»
- Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?...- Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?...- Знает кто, что красный свет
Это значит хода нет?...- Знает кто, что свет зелёный
Означает: «Путь открыт»?- А что жёлтый свет всегда
Нам «Вниманье!» – говорит...
- Кто назовёт следующий знак? («Впереди железнодорожный переезд!»)
Продолжение работы.
Задание 5. Замени слова – признаки словами близкими по значению.
- Просторные улицы – ... .
- Толстый кот – ... .
- Мохнатые ели – ... .
(Широкие, жирный, пушистые.)
- Подчеркните сочетания жи-ши.
Задание 6. Расшифруй слова, переставив буквы.
- Рыжафи, жорим, кёиж, шимы. (Жирафы, моржи, ёжик, мыши.)
- Подчеркните сочетания жи-ши.
Правило стр.122.
- Расскажите поочерёдно друг другу.
- Назовите следующий знак. («Велосипедная дорожка»)
Просмотр мультфильма «Где кататься?»
- Составим предложения – правила о том, где можно кататься. (Дети, катайтесь во дворе, на стадионе. )
- Какое получилось предложение по цели высказывания? (Побудительное.)
- Подчеркните в этом предложении все мягкие согласные.
- Как на письме обозначена мягкость согласных? (Гласными е, ё, ю, я и ь.)
Задание 7. Индивидуальное задание.
- Слоги с мягкими согласными раскрась в жёлтый цвет, а где согласный твёрдый – в зелёный.
5. Подведение итога.
- Какие согласные буквы бывают всегда твёрдые?
- Что мы должны помнить об их правописании?
- Расскажите о своём безопасном пути из дома до школы по рисунку.
- С работой вы справились, украсим ёлочку снежинками.
6. Домашнее задание.
Стр.121 упр.157.
- Отгадайте загадку и вспомните дорожные знаки, чтобы ваш путь был счастливым.