Цели урока:
- Уточнить представление о словах – названиях признаков предметов, вопросах, на которые отвечают эти слова;
- Ввести определение имени прилагательного, как части речи;
- Развить умение употреблять прилагательные в речи;
- Развить умение сравнивать, делать вывод;
- Развить общенаучные умения;
- Совершенствовать умение в правописании слов с безударной гласной, непроверяемой ударением (словарь);
- Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;
- Совершенствовать навыки каллиграфии.
Оборудование:
Учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого “Русский язык” 2-й класс; запись на доске, опорные схемы.
Ход урока
I. Организация класса.
II. “Минутка” каллиграфии.
На доске з у д
Чем похожи по написанию эти буквы? (У каждой есть петелька)
- Что будете делать? Почему будем упражняться в написании этого элемента?
- Особое внимание надо обратить: Тане, Карине, Эле, Паше, Маше, Владику, так как у них этот элемент вызывает трудность.
- Оцените свою работу.
III. Работа над словарными словами.
На доске:
з.вод |
- Чем похожи эти слова?
- Почему надо уметь писать словарные слова?
- Какое задание будете выполнять?
- Проверьте, правильно ли вы написали слова по словарю (самопроверка).
- У кого в словарных словах нет ошибок? (поставьте на полях +)
IV. Новый материал.
1. Постановка проблемы
а) Комментированный диктант.
Ждать товарища, видеть картину, пьёт молоко, любит Россию, книжный магазин, убирать улицу, готовить обед.
- Распределите слова из словосочетаний в группы. На какие группы можно разделить слова (сущ. и гл.)
- По каким признакам их распознали?
б) распределение слов по группам.
Запишите каждую группу в столбик.
Проблемная ситуация: слово “книжный” нельзя определить в эти группы. Почему?
- Проверим, какие слова вы отнесли в 1 группу, к именам существительным (ученик читает, учитель вывешивает на доске)
товарища картину молоко Россию магазин улицу обед |
- Кто выполнил это задание без ошибок, поставьте на полях +.
- У кого есть ошибки, встаньте.
- Докажите, что это имена существительные (Слова отвечают на вопросы: кто? что?)
- Какие слова отнесли ко 2 группе, к глаголам (ученик читает, учитель вывешивает на доске).
ждать видеть пьёт любить убирать готовить |
- Кто выполнил это задание без ошибок, поставьте на полях +.
- У кого есть ошибки, поднимите сигнальную карточку.
- Докажите, что глаголы (слова отвечают на вопросы: что делать? что сделать?)
- Почему слово “книжный” вы не отнесли ни к одной группе? (это не предмет и не обозначает действие)
- Это слово относится к другой части речи, о которой вы не знаете, но сегодня вам предстоит узнать. А может кто-то уже знает? (Если дети знают, то открыть тему на доске).
Имя прилагательное. |
2. Обсуждение проблемы. Сравнение текстов с именами прил. и без них. (с. 92 упр. 158)
“Народ создал язык, как радуга, как стрелы, как песня над колыбелью” (на доске)
- Можно ли из этого текста понять какой, по мнению А. Н. Толстого русский язык? (нет).
- Откройте учебник на с. 92 упр. 158.
- Где дано наиболее точное описание русского языка?
- Какие слова уточняют предмет?
- Подчеркнуть их волнистой линией.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
(Какой? Какие? Какая? Какое?)
- Эти слова обозначают признаки, по которым мы различаем предметы.
- Попробуйте сформулировать правило об имени прилагательном.
Имя прилагательное Признаки предметов Какой? Какая? Какое? Какие? |
Опорная схема
3. Закрепление, чтение правила в учебнике. (С.91)
V. Употребление прилагательных в речи. Закрепление.
- Работа по учебнику. С. 91 упр. 157.
- Подберите подходящие по смыслу слова к прилагательным;
- К какой части речи относятся эти слова?
- Выполните это упражнение;
- Какие слова вы написали?
- Физкультминутка
- Игра “Подбери признак”
заяц | (Трусливый, пушистый, белый) |
волк | (Хищный, серый, злой) |
- Что обозначают прилагательные?
- На какие вопросы отвечают?
- Самостоятельная работа. (С. 92 упр.159.)
- С какими существительными связаны имена прилагательные по смыслу?
папа мама детка |
На доске:
- Кто согласен, что с этими именами сущ. связаны прил.? (сигнальные карточки)
VI. Домашнее задание (с. 91 правило).
Выписать из учебника “Родная речь” 5 предолжений, в которых есть имена прилагательные.