Классный час “Виртуальное путешествие в страну кораблей”:
- Даёт представление об истории кораблестроения в Выборге.
- Активизирует умения и навыки самостоятельной работы со словарями справочниками.
- Интегрирует знания о профессиях связанных с морем с профессиями предприятий Выборга.
На протяжении всего классного часа у учащихся: сформировывается цельное представление о судостроении на примере взаимосвязи – истории города – учебных заведений – предприятий данной отрасли; формируются коммуникативные умения и навыки; дети учатся работать коллективно, в группах; развивается внимание, монологическую речь, воображение; расширяется кругозор; устанавливаются межпредметные связи; воспитывается любовь к родному краю.
Задачи урока:
- Дать представление об истории кораблестроения в Выборге.
- Активизировать умения и навыки самостоятельной работы со словарями справочниками.
- Интегрировать знания о профессиях связанных с морем с профессиями предприятий Выборга.
Цели урока:
- Сформировать цельное представление о судостроении на примере взаимосвязи – истории города – учебных заведений – предприятий данной отрасли.
- Формировать коммуникативные умения и навыки.
- Учить работать коллективно, в группах.
- Развивать внимание, монологическую речь, воображение.
- Расширять кругозор детей.
- Устанавливать межпредметные связи.
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Осуществлять подбор материала с учётом личности ребёнка.
- Создание благоприятного микроклимата в классе.
Оборудование:
- словари русского языка С. И.Ожегова;
- кассета с песней о Выборге;
- листы с контурами кораблей;
- разрезные картинки;
- клей, цветные карандаши, ручки;
- иллюстрации судов;
- презентация к уроку.
На северо-западе Карельского перешейка, у границы с Финляндией, на живописных берегах Выборгского залива стоит город Выборг (слайд № 2).
Это один из крупнейших и красивейших городов Ленинградской области (слайд № 3).
Он является экономическим и культурным центром, транспортным узлом, морским портом международного значения (слайд № 4).
Выборг – порт на берегу Финского залива (слайд № 5).
Выборгский морской торговый порт имеет 13 причалов. Он принимает, обрабатывает и отправляет на экспорт грузы (слайд № 6) .
Это и:
- Насыпные грузы (минеральные удобрения);
- Навалочные грузы (уголь, чугун, металлолом);
- Лесные (круглый лес, пиломатериалы);
- Генеральные (сталь, контейнеры, трубы);
- Наливные (патока, виноматериалы).
Рабочие и специальная техника разгружают и загружают товары, для того чтобы отправить их к потребителю (слайд № 7).
Ребята, скажите, а корабли мы с вами можем увидеть только здесь? (слайд № 8) (нет, ….). Вы правы!
Выборгский судостроительный завод (слайд № 9) – одно из крупнейших судостроительных предприятий, расположенных в Северо-западном регионе России, на северном побережье Финского залива (слайд № 10) .
Верфь с большим опытом работы в области военного судостроения (слайд № 11).
И мы, выборжане, прекрасно это знаем (слайд № 12).
Перед вами на столах лежат “ Словари русского языка” С.И.Ожегова, найдите в них слово верфь (слайд №13).
Основным направлением деятельности этого предприятия является строительство буровых платформ (слайд № 14) для разработки морских шельфовых месторождений и судов малого и среднего тоннажа (слайд № 15,16,17).
Работа со словарями.
Верфь прекрасно оборудована для строительства судов удовлетворяющим строгим категориям качества и надёжности (слайд № 18,19,20).
Более 60 лет верфь строит военные суда (слайд № 21) , суда специального назначения (слайд № 22, 23,24,25,26), коммерческие суда: лесовозы (слайд № 27), контейнеровозы (слайд № 28, 29), сухогрузы (слайд № 30,31).Как вы думаете, люди, каких специальностей должны работать на заводе, чтобы выпустить в свет такие суда?
- Конструкторы;
- Комплектовщики;
- Рубщики и резчики металла;
- Сварщики;
- Судосборщики;
- Маляры;
- Изолировщики;
- Слесари и многие другие.
Вот мы с вами сейчас разделимся на команды и попробуем себя в роле каждого специалиста.
Придумайте названия команд.
На каждом столе ставится табличка с названием команды. Для того чтобы построить любое судно, сначала надо составить чертёж-схему судна. Будем конструкторами.
- Конструкторы
Обведите по контурам и назовите вид данного судна (военное судно и суда специального назначения). Сравните у вас так, как на доске (десантный, спец. назначения). Молодцы, вы хорошие конструкторы. А сейчас попробуем себя в роли сборщика.
- Сборщики
Возьмите конверт, который лежит перед вами, и соберите предложенное вам судно. Сравните у вас так, как на доске (сухогруз, танкер, буровая установка). Молодцы с этим видом задания справились хорошо. А сейчас мы попробуем себя в роли сварщика.
- Сварщики.
Собранные корабли приклейте на картон. Вспомните правила работы с клеем ( …….). Будьте внимательны, щелей быть не должно, иначе наше судно не сможет ходить по морям и океанам. Умницы, вы выполнили работу верно.
- Маляры.
Будем малярами. Приступаем к покраске судов, которые вы обводили по контурам. Молодцы.
- Управляющие (мастера, начальники цехов).
Давайте посмотрим, из нас получатся хорошие специалисты по кораблестроению – кораблестроители?
Посмотрите в словарь и найдите, что обозначает слово кораблестроение. Молодцы (слайд № 32).
Отгадываем кроссворд.
По горизонтали:
1. Машиностроение на море. (Кораблестроение)
По вертикали:
2. Водоизмещение судна или грузоподъёмность судна в тоннах. (Тоннаж) 3.Прибрежная мелководная зона океана (глубиной до 200 метров); материковая отмель. (Шельф)
4. Место постройки и ремонта судов. ( Верфь)
5. Судно для перевозки жидких грузов, наливаемых прямо в корпус судна. (Танкер)
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Посмотрите (слайд №33).
Умницы, и с этим заданием вы справились. Мы с вами великолепно потрудились, а чтобы из нас получились хорошие кораблестроители, что нам надо делать? (много трудиться и хорошо учиться, чтобы в дальнейшем получить интересующую нас специальность). Могу открыть вам секрет, что специальности, о которых мы узнали сегодня и попробовали себя в роли каждого специалиста, можно получить в нашем родном городе Выборге (слайд № 34).
На этом заканчиваем наше виртуальное путешествие. Я думаю, что мы с вами обязательно побываем на Выборгском судостроительном заводе и увидим своими глазами, как идёт строительство буровых установок и судов различного назначения (слайд № 35).
Звучит музыка: песня о Выборге (слова О. Чупрова музыка А. Тукиш).
Словарь.
Тоннаж – 1) водоизмещение судна или грузоподъёмность судна в тоннах. 2) число тонн водоизмещения флота или его части, или грузоподъёмность транспорта в тоннах.
Верфь – место постройки и ремонта судов.
Буровая установка – установка, относящаяся к бурению, сделанная посредством бурения.
Танкер – судно для перевозки жидких грузов, наливаемых прямо в корпус судна.
Шельф – прибрежная мелководная зона океана (глубиной до 200 метров); материковая отмель.
Кораблестроение – постройка судов.