Урок-праздник по литературному чтению в 3-м классе по теме "Осеннее настроение"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Продолжить работу по формированию у детей навыков беглого, правильного, выразительного и осознанного чтения на примерах художественных произведений русских и советских поэтов и прозаиков: А.С. Пушкина, Г. Граубина, Ф.И. Тютчева, А. Майкова, И.А. Бунина, Б. Трофимова, В. Бирюкова, А.Л. Барто, А.Т. Твардовского, Е. Трутневой, А. Фета, В. Пескова, С.А. Есенина, М. Волошин, Д. Мережковский.
  2. Совершенствовать все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение. Работать над четким выговариванием.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, образную речь, память, логическое мышление. Объяснять значение новых слов.
  4. Обучать правильному построению ответов на поставленные вопросы.
  5. Содействовать формированию эстетического отношения к действительности; развивать эстетическую восприимчивость детей, вызывать в их сознании и воображении образы и картины, которые есть в текстах изучаемых произведений. Помочь ученикам понять и почувствовать величие русского языка, значимость прекрасного на земле. Пробудить в их душах желание больше читать о родной природе, самим воспеть ее очарование в своих «произведениях».
  6. Воспитывать бережное, чуткое отношение к красоте родной природы.

Подготовка к уроку:

  1. Экологическая экскурсия в природу.
  2. Сбор учащимися красивых осенних листьев.
  3. Хорошо, выразительно читающим детям заранее раздать тексты стихотворений для чтения на уроке.
  4. Для каждого ученика подготовить с помощью ИКТ подборку - книгу стихотворений, рассказов о золотой осени.
  5. На уроках изобразительного искусства и художественного труда выполнить рисунки и аппликации на тему «Краски золотой осени».

Оборудование:

  • грамзапись пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Осень»;
  • репродукции картин великих художников И. Бродского «Опавшие листья», А. Киселева «Осень в лесу», Ю. Клевер «Дорога. Березы», И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», детские рисунки, аппликации;
  • таблицы по развитию речи;
  • для каждого ученика подборка – книга произведений русских и советских поэтов и писателей об осени;
  • на столе в вазе – букет из осенних листьев;
  • у каждого ученика лист в форме кленового листа, где он будет писать свое «Произведение»;
  • на голове у ребят шапочки, символизирующие осенние листья, которые они сами делали на уроке труда.

Ход урока

1. Организационный момент.

Играет тихая музыка П.И. Чайковского. Дети входят в класс и занимают свои места.

2. Вводная беседа.

Затемнение. На экране дети видят картины о золотой осени. Звучит музыка.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня урок-праздник. Мы попадем в удивительный мир природы золотой осени, увидим ее разноцветные краски, услышим ее звуки, почувствуем ее запахи. И помогут нам в этом произведения великих поэтов 19 века, произведения современных писателей и неизвестных, произведения детей – ваших ровесников, ваших учителей.

Я очень хочу, чтобы каждый ваш день приносил вам новые чувства, и вы умели делать свои маленькие открытия.

3. Коллективно-творческая работа над «Красками осени».

Учитель читает стихотворение Г. Граубина «Сон».

Между летом и зимой
Все впадает в сон:
Засыхает зверобой,
Опадает клен.
Дуб морозцем опален
Спать сурки идут...
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да!
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Настоящий сон:
В первых буквах этих слов
Зашифрован он.

Беседа по содержанию.

- Как вы понимаете слова: «Дуб морозцем опален?» (Опалить может не только огонь, но и мороз.)

- И какого цвета станут листья у дуба? (Коричневые.)

Учитель: Мы сегодня тоже увидим сон. Сон цветной, со звуками и запахами, и будет он называться «Прелесть эта осень!»

Помните, как у Максимилиана Волошина:

Рдяны краски. Воздух чист;
Вьется в пляске красный лист,-
Это осень, далей просинь,
Гулы сосен, веток свист.

Чтение учеником вслух стихотворения Ф.И. Тютчева.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...

Учитель: Вот об этой короткой, но удивительной поре осени, прекрасной и очаровательной мы и будем сегодня говорить. (Открывается доска, где развешены иллюстрации об осени.)

Ученик читает отрывок И.А. Бунина «Листопад».

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.

Учитель: Найдем краски осени. (Лиловый, золотой, багряный, желтый.)

- Когда вы будите создавать свои произведения, вы используйте эти слова. Краски увидеть легко.

Чтение учениками самостоятельно в своей книге- подборке стихотворение А.С. Пушкина «Осень» (отрывок) и беседа по содержанию.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель: Какие краски увидел поэт? (Багрец – багровые, ярко-красные, золотистые.)

На доске записано: Осень словно золотом тропинку устлала.

Чтение цепочкой рассказ Бориса Трофимова «Осенний ковер».

Красный, желтый. Бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Солнышко светит ярко, но греет уже не так, как летом. Пришла осень. Однако в лесу стало даже веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками – от зеленых до пурпурных. Среди разноцветного , пестрого убранства берез и осин еще солиднее, чем летом, выглядят темно-синие ельники и сосняки. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники.

Учитель: А здесь какие краски у осени? (Красные, желтые, золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пестрые.)

- Что такое лоскутное одеяло? (Одеяло, сшитое из разноцветных лоскутков.) Краски зеленые, пурпурные, темно-синие.

Ученик читает наизусть отрывок стихотворения А. Толстого «Осень».

Осень! Осыпается весь наш бедный сад!
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (Краски: пожелтелые, ярко-красные.)

На доске записано: На рябине ягодки будто красны солнышки висят.

Учитель показывает сухие осенние листочки, и ученики называют их краски.

Желтые: лимонный, оранжевый. Красные: багровый, кровавый, розовый, темно- красный, синеватый, коричневый.

4. Физкультурная минутка.

Ветер подул: «У-у- у!» (Все дуют.)
Кусты низко нагнул (Дети наклоняются.)
Листья запорхали (Машут руками.)
Как бабочки на карнавале (Кружатся.)

Вывод. Вот какие краски у осени. Можно еще вспомнить красоту и разноцветье, буйство красок осенних цветов.

5. Коллективно-творческая работа над «Звуками осени».

Учитель: Тут задача посложнее. Давайте вспомним, какой самый главный звук осени. (Листья шелестят, птицы улетают, шуршат под ногами, шорох, шелест.)

- А летом шелестят? (Да.)

- Чем же отличается осенний шелест? (Летом радостный, а осенью шелест печальный, прощальный.) Сейчас ребята нам расскажут об этом.

Ученик читает стихотворение Василия Бирюкова «Сентябрь».

Шум большой в лесу стоит.
Не медведь ли к нам спешит?
- Это я! – бормочет еж
Нынче тихо не пройдешь.
И под лапками мышат
Листья палые шуршат.

Учитель: В этом стихотворении поэт нарисовал картину осени не только словами, но и звуками.

- Как ему удалось передать шуршание осенних листьев? (Повторяется звук ш.)

Ученик читает стихотворение Агнии Барто.

Что случилось с кленами? Закивали кронами.
А высокие дубы будто встали на дыбы.
А орешник сам не свой. Шелестит густой листвой.
Есть у деревьев голоса? Нет, просто ветер начался.
Зашумели ветки на осеннем ветре.

Учитель: Теперь послушаем про птиц.

- Кто из вас слышал отлет стаи? (Они жалобно кричат, курлычут, крыльями машут.)

У Елены Трутневой в стихотворении «Гуси-лебеди летят».

Наше поле опустело, Опустел и лес, и сад.
То и дело, то и дело гуси- лебеди летят!
То гуськом летят, то клином по дорогам журавлиным.
Слышат реки и луга: «Го- го- го...» и «Га- га- га...»
То и дело в небе синем шелест листьев, крик гусиный.
Пролетают над домами по дороге по прямой.
Оставайтесь, гуси, с нами! Хорошо у нас зимой!

- Какие слова повторяются в стихотворении?

- Почему поэтесса так написала?

Ученик читает стихотворение А.А. Фета.

Ласточки пропали, а вчера зарей
Все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.
С вечера все спится. На дворе темно.
Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!
Словно как с испугу, раскричавшись, к югу журавли летят.

Ученики у доски читают рассказ А. Шаховской «Осень в лесу», а в это время на экране показывается презентация «Осенние этюды».

Хорошо в лесу и осенью, да и есть за чем туда ходить. Из ягод – брусника, а из грибов – рыжики и другие грибы. Но чем-то совсем другим теперь веет в лесу. Не шумят листья на ветках, а печально шуршат под ногами. А деревья пестреют разными красками. Трепещут ярко-красные осинки. Золотеют березки, а между ними темно-зеленая елочка точно хвастается, что не боится зимы.

Птицы не распевают веселых песен, не кормя т птенцов. Тихо в лесу. Но вот раздается громкое чириканье, и целая вата птичек облепляет дерево. Стайки то одной, то разных пород птичек перелетают с места на место в поисках пищи. Одни. Собираются в большие стаи, готовясь к отлету, другие откармливаются перед трудными голодными временами – зимой.

Сыты и бодры теперь птички. Сколько разных семян поспело и на полях, и на лугах, и в лесу. Да не только семена – манят их к себе и ягоды. В лесу все кустарники разукрашены то красными, то черными ягодами- черемуха, крушина, рябина, ярко-красный шиповник, но красивее всех их бересклет.

Точно сережки висят на бересклете розовые двойные ягоды с черными кисточками и бросаются птицы на эти лакомства, отъедаются.

Вывод. Звуки осени «убаюкивающие», «завораживающие», волшебные.

Учитель: Хочется вам прочитать рассказ Василия Пескова «Листья падают с кленов».

Волшебная осень парков Чуть-чуть сыровато. Листья неохотно отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как хорошо!

Хочется сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру. Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами. Сорятся из- за самых красивых осенних листьев. В руках у мальчишек и девчонок букеты.

Кажется, листья падают беззвучно. Кажется, полет сопровождает тихая музыка. Бом-бом! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я слышу? Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод. Правда, здорово!

6. Коллективно-творческая работа над «Запахами осени».

Учитель: Наконец, запахи, самое трудное.

- Какие? (Запах прелых листьев. Дождик прошел, и свежо. Морозом пахнет.)

- Как у В. Пескова «Чуть-чуть сыровато».

- Как у А.С. Пушкина «Пышное природы увяданье».

- Как у С. Есенина

«Нивы сжаты. Рощи голы.
От воды туман и сырость…»

- Как у Д. Мережковского

«Воздух звонок, мертв и чист,
И на голой, зябкой вербе
Шелестит увядший лист».

Ученик читает стихотворение А.Н. Майкова «Осень».

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят
Любо в лесу мне бежать.
Слышно, как сучья трещат.
Листья ногой загребать.

- Как у И. Бунина «Лес пахнет дубом и сосной».

- И, конечно, же пахнет грибами и яблоками.

Вывод. Запахи увядания.

7. Итог урока.

Учащиеся говорят о том, что они проследили, какими словами передают писатели и поэты краски, звуки и запахи осени. Многие слова они услышали впервые и они могут их использовать в своих сочинениях. С большим удовольствием они вспомнили знакомые строки о родной природе и услышали новые произведения.

Учитель читает наизусть:

«У природы живые краски
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?»
«Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»

8. Домашнее задание.

  1. Прочитать тексты для дополнительного чтения.
  2. Подготовиться к сочинению по теме «Краски, звуки и запахи осени».
  3. Попробовать самим написать стихи о этом времени года.

- Вот какое стихотворение написала учитель нашей школы Багровникова М.В.:

Подметает то и дело
Ветер мокрые дорожки.
Поднимаются несмело
Кленов желтые ладошки.
И беседуют вороны
На вершине старых сосен
Мол, почти опали клены.
Знать, уже проходит осень.

Или стихотворение «Осень» Лены Сухининой (11 лет).

Хрустящие ломтики листьев шуршат в пожелтевшей траве.
Рябины румяные кисти алеют в росистой листве.
А ветер и дождь беспокойно поют и поют, как гармонь.
И листики цвета лимона садятся ко мне на ладонь.