Цель урока:
1. Образовательная:
- сформировать знания учащихся по теме;
- научить их применять теоретический материал к решению задач;
- учить мыслить самостоятельно и делать выводы.
2. Развивающая:
- развивать логическое мышление, память, внимание, общеучебные умения, умение сравнивать, обобщать.
3. Воспитательная:
- воспитывать математическую культуру, трудолюбие, взаимопомощь, умение контролировать свои действия.
Задачи:
- Отработать с учащимися умения, навыки применять определение, свойства, признак перпендикулярности прямой к решению задач.
- Рассмотреть теорему существования и единственности прямой, перпендикулярной к плоскости.
- Развивать потенциальные способности каждого учащегося, навыки работы с литературой.
- Совершенствовать алгоритмическую культуру, пространственное воображение.
- Воспитывать эстетические качества при оформлении решения заданий а также совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, аргументировать и отстаивать свою точку зрения и уметь слушать другого.
Для осуществления поставленных задач выбраны следующие методы и формы обучения:
- методы – наглядный, словесный, частично-поисковый;
- формы – общеклассная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
- доска, интерактивный комплекс или мультимедийная установка;
- сигнальные карточки, чертежные инструменты, таблицы;
- презентация (Приложение 1).
Ход урока
№ п\п | Содержание | Этапы многоборья | №слайда | Время |
I | Организационный момент (деление на команды, объявление темы, условий проведения урока, оценивания учащихся). | 3-4 | 2 минуты. | |
II | Актуализация опорных знаний (устная работа с применением сигнальных карточек, проверка домашнего задания). | 1. Разминка «Лови ошибку!» | 5-8 | 5 минут. |
2. «Самые смелые, умелые.» | 9-1 | 5 минут. | ||
II | Изучение нового материала (формулировка и изучение теоремы о существовании и единственности прямой, перпендикулярной к плоскости). | 3. «Знание – сила.» | 12-14 | 6 минут. |
IV | Применение полученных знаний (решение задач на интерактивной доске и в тетради учащихся). | 4. «Умники и умницы.» | 15-19 | 14 минут |
V | Проверка знаний по изучаемой теме. | 5. «Эврика!» | 20-26 | 6 минут. |
VI | Информация о домашнем задании, подведение итога урока. | 27-28 | 2 минуты. |
I. Организационный момент (2 минуты).
Подготовка к уроку: класс разделен на три команды, каждый ряд – это одна команда.
Объявление темы урока. (Приложение 1. Слайд 3)
Учитель: Перед нами стоит задача проверить прочность наших знаний (Слайд 4). Повторим определения, свойства и признак перпендикулярности прямых к плоскости.
Сегодняшний урок пройдет в форме математического многоборья. Вы поделены на 3 команды. Каждый ряд – это команда. Побеждает та команда, которая будет активна и больше всего наберет баллов. Каждый правильный ответ – 5 баллов, вы их увидите в таблице (учитель с помощью учащихся заранее готовит на бумаге формата А1 таблицу этапов многоборья). В личном первенстве победителем становится учащийся, набравший наибольшее количество баллов (за каждое письменное правильное решение – 5 баллов). Время каждого этапа в многоборье ограничено. Наш маршрут состоит из 5 этапов.
II. Актуализация знаний.
Устная работа (5 минут). (Слайд 5)
1. Разминка «Лови ошибку!»
Учитель: Укажите верно утверждение или нет?
Все учащиеся поднимают сигнальные карточки: красная – «да», синяя – «нет». Ответы уточняются сразу после неверного ответа учащихся.
На интерактивной доске появляется слайды 5-7.
- В пространстве перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть скрещивающимися. (Да, например куб.)
- Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то другая прямая параллельна этой прямой. (Нет, перпендикулярна.)
- Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости. (Нет, т.к. по условию прямые могут лежать в этой плоскости.)
- Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая параллельна плоскости. (Нет, перпендикулярна.)
- Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости. (Да, по признаку.)
- Если прямая перпендикулярна к плоскости, то она перпендикулярна к двум сторонам треугольника, лежащим в этой плоскости. (Да.)
- Если прямая перпендикулярна к плоскости, то она перпендикулярна к двум сторонам квадрата. (Нет.)
- Прямая, проходящая через центр круга, перпендикулярна диаметру. (Нет, нужно проводить два диаметра.)
Рисунок 1
- В тетраэдре ABCD (рисунок 1) BCD = ACD =90°, Верно ли, что на рисунке ребра АВ, АС, ВС, перпендикулярны CD? (Да.) (Слайд 8)
2. Второй этап «Самые смелые, умелые» (6 минут).
Учитель: Переходим ко второму этапу «Самые смелые, умелые». (Слайд 9) За каждый правильный ответ – 5 баллов.
Заслушиваются ответы по домашнему заданию, которые подготовлены тремя учениками из каждой команды по готовым чертежам на доске. Два ученика готовили доказательство: теорему – признак перпендикулярности прямой и плоскости и теорему о параллельных прямых, перпендикулярных к плоскости, третий – решение домашней задачи №126[1] (Слайд 10):
Рисунок 2
Дано: ∆АВС, ВМ
АВ, ВМ
ВС, D
АС (рисунок 2)
Найти: вид ∆ МВD
Решение:
1. | ВМ
ВС ВМ АВ АВ ВС = В |
ВМ (АВС) по признаку перпендикулярности прямой и плоскости |
2. Проведем ВD в ∆АВС, тогда ВD ВМ, значит ∆МВD – прямоугольный.
III. Изучение нового материала (формулировка и изучение теоремы о существовании и единственности прямой, перпендикулярной к плоскости).
Третий этап «Знание – сила» (6 минут).
Учитель: Начинаем 3 этап «Знание – сила». (Слайд 12 )
На интерактивной доске появляется слайд 13 по рисунку 50 учебника[1]:
Учитель: Сформулируем теорему о прямой, перпендикулярной плоскости:
- Через любую точку пространства проходит прямая, перпендикулярная к данной плоскости, и притом только одна (рисунок 3). [1]
Рисунок 3
На этом этапе учащиеся самостоятельно изучают по учебнику доказательство теоремы и отвечают на вопросы слайда 14.
Ответить на вопросы по тексту теоремы [1]:
- Какая прямая перпендикулярная плоскости проходит через точку М?
- Как называются плоскости, через которые проходят перпендикулярные прямые?
- Какую прямую провели дополнительно в плоскости α и зачем?
- Чтобы доказать единственность перпендикулярной прямой к плоскости выбрали..., которая оказалась бы...?
- Где в реальной жизни Вы могли бы применить понятия перпендикулярности прямой и плоскости ?
Пока учащиеся заняты изучением теоремы, учитель проверяет запись ответов домашнего задания членов команды у тех, кто не отвечал у доски. Так же учитель выставляет баллы за ответы командам в подготовленную таблицу.
Когда время изучения теоремы истекло, изъявившие желание учащиеся, зачитывают вслух ответы на вопросы слайда 14.
Учитель (дополняет их ответ примером): В строительстве для проверки вертикальности применяют отвесы. Если взять отвес, посмотреть на его положение научным взглядом: он вертикален к поверхности земли, почему? (Под действием силы тяжести.) Чтобы установить угол наклона при возведении кирпичной стены достаточно отвеса и горизонтальной доски, положенной на кирпич? (Да достаточно, но для большей точности используют строительный уровень.)
IV. Применение полученных знаний.
Решение задач на интерактивной доске и в тетради учащихся (14 минут).
Четвертый этап «Умники и умницы».
Учитель: Переходим к следующему этапу многоборья, который называется «Умники и умницы». (Слайд 15)
С использованием слайдов проводится решение задач. Для решения задачи к доске приглашается один ученик, остальные учащиеся, не дожидаясь ответа, решают самостоятельно. Кто из учащихся решит первым правильно, заработает баллы себе и команде. Каждая правильно решенная задача – 5 баллов.
Задача №1[3] (Слайд 16)
Рисунок 4
Дано: Рисунок 4. Точка М лежит вне плоскости АВС.
АВСЕ – прямоугольник.
Доказать: АЕ АМ.
Задача №2[3] (Слайд 17)
Рисунок 5
Дано: Рисунок 5. Прямая а перпендикулярна плоскости (АВС).
АС = 6 дм.
ВСА = 90°,
МАВ = 60°,
САВ = 30°.
Найти: МВ.
Задача № 3[3] ( дополнительная). (Слайд 18)
Рисунок 6
Дано: АВСDА1В1С1D1 – прямоугольный параллелепипед,
(рисунок 6)
АD = 9дм, DС = 8дм, DВ1 = 17дм
Найти: SBB1D1D .
V. Подведение итогов (7 минут).
Итоги многоборья. Лидирует команда ... ряда. Оценки получили следующие учащиеся...Но это еще не все.
Сейчас будет последний этап. Он называется «Эврика!». (Слайды 20-26) Это математический диктант (6 минут).
Вариант 1. Продолжить предложение:
|
Вариант 2. Продолжить предложение:
|
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
VI. Информация о домашнем задании (2 минуты).
(Слайд 27) Информация о домашнем задании: П.17, 18; №127,129(а).
Окончательное подведение итогов. (Слайд 28)
Источники информации:
- Геометрия, 10-11 класс (базовый уровень), авторы Л.С. Атанасян и другие, - М.: Просвещение, 2008.
- hhtp://uroki.net
- hhtp:/ portfolio.1sept.ru
- Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса, А.И. Ершова, В.В. Голобородько, Москва: «Илекса», 2009.