Нормативно-правовая база программы:
- Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 года.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 года.
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 года.
- Устав МОУ «СОШ № 21».
Актуальность проблемы.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.
«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.
Основные парадигмы развития одаренности:
- Все дети одарены от природы.
- На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Цель программы: создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.
Задачи:
- Разработать методику выявления одарённых детей.
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
- Создать условия для самореализации одарённых детей.
- Разработать индивидуальные программы развития одарённых детей.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
- Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Основные направления реализации программы:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы;
- создание системы диагностики одаренности учащихся начальной школы;
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми: осуществление апробации и внедрения методических разработок в педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми, повышение уровня профессионального мастерства педагогов
- организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.;
- осуществление поддержки одаренности через организацию школьного конкурса «Ученик года».
Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми (Приложение 6):
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип вариативности реализации содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- НОУ «САМИ»;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции (Приложение 5);
- участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
- работа по индивидуальным планам;
- использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);
- создание детских портфолио.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности
Форма | Задачи |
Факультатив |
|
Ученическая конференция |
|
Предметная неделя (декада) |
|
Научное общество учащихся |
|
Кружки, студии, объединения |
|
Организация исследовательской работы учащихся в школе
Подготовительный этап:
|
Формы:
|
Творческий этап:
|
Формы:
|
Программа предусматривает работу по трем направлениям (Приложение 1):
- работа на уроке;
- внеурочная деятельность;
- работа с родителями.
План реализации программы (Приложение 7)
Этап | Мероприятия программы |
2007-2008 учебный год |
|
2008-2010 учебный год |
|
2010-2012 учебный год |
|
Этапы (Приложение 2).
2007-2008 учебный год – проектировочный.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
- Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
- Разработка программы работы с одаренными учащимися.
- Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2008-2010 учебный год – экспериментальный.
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- Диагностика склонностей учащихся (Приложение 3).
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
- Адаптация учебных программ, программ факультативов.
- Повышение квалификации педагогов.
2010-2012 учебный год – переход в режим функционирования.
Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы.
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
- Обобщение результатов работы школы.
Кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и
руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. |
Директор школы, заместитель директора по УВР школы первой ступени. |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. |
Заместитель директора по УВР школы первой ступени и инновационной работе. |
Педагоги школы | Осуществление программы в системе
внеклассной работы. Использование новых педагогических технологий. Организация исследовательской работы учащихся. |
Классные руководители. Педагоги-организаторы. Учителя. Педагоги дополнительного образования. |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи
педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях школы и города. |
Методист СОИПиПКК, преподаватели учебных заведений дополнительного образования города. |
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение |
|
Организационно-методическое обеспечение |
|
Ожидаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Создание базы для развития одаренности и таланта учащихся в современных условиях общеобразовательной школы.
- Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.
- Формирование банка данных «Одаренные дети», включающего в себя сведения о детях с различными типами одаренности.
- Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- Повышение квалификации педагогов.
- Обобщение и систематизация материалов, пролонгация опыта работы.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.