Программа работы с одаренными и мотивированными учащимися "Наши надежды" (начальная школа)

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Нормативно-правовая база программы:

  1. Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
  2. Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 года.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 года.
  5. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 года.
  6. Устав МОУ «СОШ № 21».

Актуальность проблемы.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.

«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.

Основные парадигмы развития одаренности:

  1. Все дети одарены от природы.
  2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Цель программы: создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.

Задачи:

  1. Разработать методику выявления одарённых детей.
  2. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
  3. Создать условия для самореализации одарённых детей.
  4. Разработать индивидуальные программы развития одарённых детей.
  5. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
  6. Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

  • на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
  • на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
  • на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
  • на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Основные направления реализации программы:

  • создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы;
  • создание системы диагностики одаренности учащихся начальной школы;
  • методическое обеспечение работы с одаренными детьми: осуществление апробации и внедрения методических разработок в педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми, повышение уровня профессионального мастерства педагогов
  • организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.;
  • осуществление поддержки одаренности через организацию школьного конкурса «Ученик года».

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми (Приложение 6):

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • НОУ «САМИ»;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции (Приложение 5);
  • участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
  • работа по индивидуальным планам;
  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);
  • создание детских портфолио.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности

Форма Задачи
Факультатив
  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция
  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада)
  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся
  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки, студии, объединения
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Организация исследовательской работы учащихся в школе

Подготовительный этап:
  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся.
Формы:
  1. Урок.
  2. Внеклассная работа.
  3. Кружки эстетического цикла.
  4. Секции.
Творческий этап:
  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:
  1. Урок.
  2. Внеклассная работа.
  3. Предметные недели.
  4. Школьные олимпиады.
  5. Факультативы.
  6. Кружки.
  7. Секции.

Программа предусматривает работу по трем направлениям (Приложение 1):

  • работа на уроке;
  • внеурочная деятельность;
  • работа с родителями.

План реализации программы (Приложение 7)

Этап Мероприятия программы
2007-2008 учебный год
  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов.
  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися.
  • Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта.
  • Участие в городском туре предметных олимпиад.
  • Описание системы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка Программы «Одаренные дети».
  • Организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности.
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
2008-2010 учебный год
  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.
  • Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми.
  • Научно-методический семинар для педагогов начальной школы «Исследовательская деятельность учащихся» (по плану семинара).
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, факультативов.
  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.
2010-2012

учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.
  • Разработка методических рекомендаций.
  • Мониторинг личных достижений учащихся.
  • Создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной школы.
  • Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Этапы (Приложение 2).

2007-2008 учебный год – проектировочный.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2008-2010 учебный год – экспериментальный.

Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся (Приложение 3).
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Адаптация учебных программ, программ факультативов.
  • Повышение квалификации педагогов.

2010-2012 учебный год – переход в режим функционирования.

Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы школы.

Кадровое обеспечение программы

Группа Функции Состав
Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор школы, заместитель директора по УВР школы первой ступени.
Консультативная, научно-методическая Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность.
Заместитель директора по УВР школы первой ступени и инновационной работе.
Педагоги школы Осуществление программы в системе внеклассной работы.
Использование новых педагогических технологий.
Организация исследовательской работы учащихся.
Классные руководители.
Педагоги-организаторы.
Учителя.
Педагоги дополнительного образования.
Специалисты, сотрудничающие со школой Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях школы и города.
Методист СОИПиПКК, преподаватели учебных заведений дополнительного образования города.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися

Направление деятельности Содержание
Информационное обеспечение
  1. Нормативно-правовое обеспечение:
    • Положение о НОУ (Приложение 4).
    • О проведении школьного тура предметных олимпиад.
    • О проведении предметной недели (декады).
    • О конкурсах, викторинах и т.п.
  2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.).
  3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
  4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
Организационно-методическое обеспечение
  1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.
  2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
  3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
  4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
  5. Мониторинг работы системы.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Создание базы для развития одаренности и таланта учащихся в современных условиях общеобразовательной школы.
  • Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.
  • Формирование банка данных «Одаренные дети», включающего в себя сведения о детях с различными типами одаренности.
  • Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
  • Повышение квалификации педагогов.
  • Обобщение и систематизация материалов, пролонгация опыта работы.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
  3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  4. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  5. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.