Урок "Дикие животные и их детеныши"

Разделы: Начальная школа


Цель: Уточнить знания о диких животных и их детёнышах.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью;
    • учить называть диких животных и их детёнышей.
  • Коррекционно-развивающие:
    • закрепить терминологию: слово, предложение;
    • активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия диких животных и их детёнышей;
    • закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО);
    • совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и  имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование: таблица «Время», мнемотаблица «Осень», иллюстрации «Дикие животные», «Дикие животные и их детёныши», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1, 3, 5; игра «Парочки».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, чтение  рассказов о диких животных; работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сейчас у нас урок развития речи и окружающего мира.
– На уроке мы научимся называть диких животных и их детёнышей, повторим о сезонных изменениях в природе осенью.

2. Проверка домашнего задания

2.1. Актуализация знаний.  Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

– Какое сейчас время года?
– Сейчас время года осень.
– Какое время года было перед осенью?
– Перед осенью было лето.
– Какое время года наступит после осени?
– После осени наступит зима.

2.2. Проверим домашнее задание.

– Рассказать какие сезонные изменения происходят в природе осенью?

Рисунок 1

– Наступила осень. Солнце светит мало. День короче, ночь длиннее. На небе тучи, идёт дождь. На земле лужи. Дует ветер. Деревья пожелтели. Опадают листья. Хвойные деревья остаются зелёными. Птицы улетают в тёплые края. Звери  готовятся к зиме.
У.: Вы всё рассказали правильно. Уточним, какая сейчас осень?
Д.: Сейчас ранняя осень.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

  • Язычок на прогулке.
  • Белочка грызёт орешки.
  • Грибок.

3. Минутка календаря

Отработка временных понятий.

– Расскажите о сегодняшнем дне по плану.

ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО

4. Подготовка к изучению темы урока

4.1. Сезонные изменения в жизни зверей.

– Как звери готовятся к зиме? Линька, окраска, делают запасы, ищут место для зимней спячки.
Обобщение учителя.

4.2.  Вступительное слово учителя.

– Все животные готовятся к зиме одинаково. У одного животного осенью происходит особенное событие. Какое особенное событие и у кого вы узнаете позже. А теперь догадайтесь, о каких животных будем говорить на уроке.

4.3. Узнай животное. Какие слова помогли узнать животное? (Учитель голосом выделяет слово-подсказку). Ученики объясняют, какое слово помогло узнать животное.

Пальчиковая зарядка (заяц, волк, ёж, белка, лисица).

– Серый, пугливый, короткохвостый, длинноухий, петляет … (Заяц)
– Серый, хищник, злой, воет, рыщет … (Волк)
– Серый, колючий, бегает, фыркает … (Ёж)
– Ловкая, шустрая, прыгает, делает запасы … (Белка)
– Лукавая, пушистая, рыжая, крадётся (Лисица)
– Мохнатый, неуклюжий, переваливается, спячка … (Медведь)

4.4. Закрепление образа диких животных. Работа с иллюстрациями.

– Прочитаем слова, называющие  животных. (Пропедевтика чтения, чтение с использованием подстрочных знаков). Хоровое чтение.
– Какие слова мы прочитали?
– Слова, называющие животных.
– Какие это животных?
– Это дикие животные.
– Что знаем о диких животных?
– Дикие животные живут в лесу, человек не заботится о них.

4.5. Рассказ учителя о зайце

– Сейчас вы узнаете,  у какого животного осенью происходит особое событие.
Заяц особый зверь. Три раза в год у него бывают зайчата: первые в апреле, последние в августе, сентябре. И называют их – листопаднички.

5. Сообщение темы и цели урока

 Тема урока:

– Дикие животные и их детёныши. (Интонационное проговаривание предложения).
– Перед изучением наберёмся сил, выполним физкультминутку.

6. Физкультминутка (имитация)

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки,
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.

7.  Работа по теме

– Дикие животные очень заботливые родители. Они строят жилища, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают. Как в любой семье у детёнышей диких животных есть папы и мамы. Как называют родителей детёнышей диких животных?

7.1. Называние самки и самца диких животных.

– Будем учиться называть диких животных.

Рисунок 2

Работа с карточкой. ПАПА – МАМА.

Модель: папа заяц  мама зайчиха.

Индивидуальное проговаривание.

Заяц – зайчиха.              Медведь – медведица.
Еж – ежиха.                    Лис – лисица (лиса).
Волк – волчица.

Закрепление, хоровое проговаривание.

– Кого мы учились называть?

7.2. Формирование зрительного образа взрослого животного и детёныша.

Иллюстрации «Дикие животные и детёныши».

– Рассмотрите иллюстрации мамы и детёныши.
– На кого похожи детёныши?
– Детёныши похожи на маму.

Иллюстрации частей тела

– Назовём части тела взрослого и детёныша.
– Модель. У взрослого уши. У детёныша ушки.
– Хоровое проговаривание.

   Уши – ушки Лапы – лапки  Хвост – хвостик

Рисунок 3

– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.

8. Называние детенышей животных

8.1. Работа с карточкой. Один – много

– Как называют детёнышей диких животных? Показ на картинке и карточке.

       .     

  ……..  

Модель.

– Это зайчонок.          Это зайчата.
– Это волчонок.          Это волчата.
– Это ежонок.             Это ежата.
– Это бельчонок.         Это бельчата.
– Это лисёнок.             Это лисята.
– Это медвежонок.      Это медвежата.

Хоровое проговаривание.

– Кого учились называть?
– Учились  называть детёнышей диких животных одного или много.

8.2. Согласование имени существительного и имени числительного.

Игра «Число и слово». Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.

У диких животных бывает не один, а много детёнышей.

Модель.

– Один ... волчонок.
– Три … волчонка.
– Пять … волчат.

9. Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой прыгали  бельчата, (прыгают вприсядку.)
За мамой-зайчихой скакали зайчата, (перескакивают на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (шагают на месте.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)

10. Закрепление

10.1. Игра "Потерялись малыши"

– Родители заботятся о малышах. А вот дети не всегда бывают послушными, часто балуются и даже иногда  убегают далеко от родителей, не понимая какой опасности сами подвергаются. Во время игры проверим, как  усвоили материал урока.

Помогите малышам
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!

10.2. Задание. Образуй пары мама – детёныш. Проговори ответ двумя способами.

10.3. Работа в парах. Проверка.

Рисунок 4

Ответы пар.

Модель. Отвечать предложением. У лисицы лисёнок.  Детёныш лисы лисёнок.

1-й. У зайчихи зайчонок.
2-й. Детёныш зайчихи зайчонок.

1-й. У медведицы медвежонок.
2-й. Детёныш медведицы медвежонок.
1-й. У волчицы волчонок.
2-й. Детёныш волчицы волчонок.

Малыши и мамы рады –
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят!

11. Итог урока

– Назовите тему урока.
– Дикие животные и их детёныши
– Чему учились на уроке?
– Учились называть детёнышей диких животных.
– Как выглядят детёныши диких животных?
– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.
– У какого животного осенью появляются детёныши?

12. Домашнее задание

– Листы с силуэтами детёнышей диких животных.
– Повторить название взрослого и детёныша, разукрасить.