Цель: Уточнить знания о диких животных и их детёнышах.
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью;
- учить называть диких животных и их детёнышей.
- Коррекционно-развивающие:
- закрепить терминологию: слово, предложение;
- активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия диких животных и их детёнышей;
- закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО);
- совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Материал и оборудование: таблица «Время», мнемотаблица «Осень», иллюстрации «Дикие животные», «Дикие животные и их детёныши», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1, 3, 5; игра «Парочки».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, чтение рассказов о диких животных; работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Сейчас у нас урок развития речи и окружающего
мира.
– На уроке мы научимся называть диких животных и
их детёнышей, повторим о сезонных изменениях в
природе осенью.
2. Проверка домашнего задания
2.1. Актуализация знаний. Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.
– Какое сейчас время года?
– Сейчас время года осень.
– Какое время года было перед осенью?
– Перед осенью было лето.
– Какое время года наступит после осени?
– После осени наступит зима.
2.2. Проверим домашнее задание.
– Рассказать какие сезонные изменения происходят в природе осенью?
Рисунок 1
– Наступила осень. Солнце светит мало. День
короче, ночь длиннее. На небе тучи, идёт дождь. На
земле лужи. Дует ветер. Деревья пожелтели.
Опадают листья. Хвойные деревья остаются
зелёными. Птицы улетают в тёплые края. Звери
готовятся к зиме.
У.: Вы всё рассказали правильно. Уточним,
какая сейчас осень?
Д.: Сейчас ранняя осень.
2.3. Артикуляционная гимнастика.
- Язычок на прогулке.
- Белочка грызёт орешки.
- Грибок.
3. Минутка календаря
Отработка временных понятий.
– Расскажите о сегодняшнем дне по плану.
ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО
4. Подготовка к изучению темы урока
4.1. Сезонные изменения в жизни зверей.
– Как звери готовятся к зиме? Линька, окраска,
делают запасы, ищут место для зимней спячки.
Обобщение учителя.
4.2. Вступительное слово учителя.
– Все животные готовятся к зиме одинаково. У одного животного осенью происходит особенное событие. Какое особенное событие и у кого вы узнаете позже. А теперь догадайтесь, о каких животных будем говорить на уроке.
4.3. Узнай животное. Какие слова помогли узнать животное? (Учитель голосом выделяет слово-подсказку). Ученики объясняют, какое слово помогло узнать животное.
Пальчиковая зарядка (заяц, волк, ёж, белка, лисица).
– Серый, пугливый, короткохвостый, длинноухий,
петляет … (Заяц)
– Серый, хищник, злой, воет, рыщет … (Волк)
– Серый, колючий, бегает, фыркает … (Ёж)
– Ловкая, шустрая, прыгает, делает запасы … (Белка)
– Лукавая, пушистая, рыжая, крадётся … (Лисица)
– Мохнатый, неуклюжий, переваливается,
спячка … (Медведь)
4.4. Закрепление образа диких животных. Работа с иллюстрациями.
– Прочитаем слова, называющие животных.
(Пропедевтика чтения, чтение с использованием
подстрочных знаков). Хоровое чтение.
– Какие слова мы прочитали?
– Слова, называющие животных.
– Какие это животных?
– Это дикие животные.
– Что знаем о диких животных?
– Дикие животные живут в лесу, человек не
заботится о них.
4.5. Рассказ учителя о зайце
– Сейчас вы узнаете, у какого животного
осенью происходит особое событие.
Заяц особый зверь. Три раза в год у него бывают
зайчата: первые в апреле, последние в августе,
сентябре. И называют их – листопаднички.
5. Сообщение темы и цели урока
Тема урока:
– Дикие животные и их детёныши. (Интонационное
проговаривание предложения).
– Перед изучением наберёмся сил, выполним
физкультминутку.
6. Физкультминутка (имитация)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки,
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
7. Работа по теме
– Дикие животные очень заботливые родители. Они строят жилища, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают. Как в любой семье у детёнышей диких животных есть папы и мамы. Как называют родителей детёнышей диких животных?
7.1. Называние самки и самца диких животных.
– Будем учиться называть диких животных.
Рисунок 2
Работа с карточкой. ПАПА – МАМА.
Модель: папа заяц мама зайчиха.
Индивидуальное проговаривание.
Заяц – зайчиха. Медведь – медведица.
Еж – ежиха. Лис – лисица (лиса).
Волк – волчица.
Закрепление, хоровое проговаривание.
– Кого мы учились называть?
7.2. Формирование зрительного образа взрослого животного и детёныша.
Иллюстрации «Дикие животные и детёныши».
– Рассмотрите иллюстрации мамы и детёныши.
– На кого похожи детёныши?
– Детёныши похожи на маму.
Иллюстрации частей тела
– Назовём части тела взрослого и детёныша.
– Модель. У взрослого уши. У детёныша ушки.
– Хоровое проговаривание.
Уши – ушки | Лапы – лапки | Хвост – хвостик |
Рисунок 3
– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.
8. Называние детенышей животных
8.1. Работа с карточкой. Один – много
– Как называют детёнышей диких животных? Показ на картинке и карточке.
. |
…….. |
Модель.
– Это зайчонок.
Это зайчата.
– Это волчонок. Это
волчата.
– Это
ежонок.
Это ежата.
– Это бельчонок. Это
бельчата.
– Это
лисёнок.
Это лисята.
– Это медвежонок. Это медвежата.
Хоровое проговаривание.
– Кого учились называть?
– Учились называть детёнышей диких животных
одного или много.
8.2. Согласование имени существительного и имени числительного.
Игра «Число и слово». Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.
У диких животных бывает не один, а много детёнышей.
Модель.
– Один ... волчонок.
– Три … волчонка.
– Пять … волчат.
9. Физкультминутка
Жарким днем лесной тропой | (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.) |
Звери шли на водопой. | |
За мамой-лисицей крался лисенок, | (Крадутся на носочках.) |
За мамой-ежихой катился ежонок, | (Приседают, медленно двигаются вперед.) |
За мамой-медведицей шел медвежонок, | (Идут вперевалку.) |
За мамою-белкой прыгали бельчата, | (прыгают вприсядку.) |
За мамой-зайчихой скакали зайчата, | (перескакивают на прямых ногах.) |
Волчица вела за собою волчат, | (шагают на месте.) |
Все мамы и дети напиться хотят. | (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.) |
10. Закрепление
10.1. Игра "Потерялись малыши"
– Родители заботятся о малышах. А вот дети не всегда бывают послушными, часто балуются и даже иногда убегают далеко от родителей, не понимая какой опасности сами подвергаются. Во время игры проверим, как усвоили материал урока.
Помогите малышам
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
10.2. Задание. Образуй пары мама – детёныш. Проговори ответ двумя способами.
10.3. Работа в парах. Проверка.
Рисунок 4
Ответы пар.
Модель. Отвечать предложением. У лисицы лисёнок. Детёныш лисы лисёнок.
1-й. У зайчихи зайчонок.
2-й. Детёныш зайчихи зайчонок.
1-й. У медведицы медвежонок.
2-й. Детёныш медведицы медвежонок.
1-й. У волчицы волчонок.
2-й. Детёныш волчицы волчонок.
Малыши и мамы рады –
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят!
11. Итог урока
– Назовите тему урока.
– Дикие животные и их детёныши
– Чему учились на уроке?
– Учились называть детёнышей диких животных.
– Как выглядят детёныши диких животных?
– Детёныши похожи на своих родителей, только
меньшего размера.
– У какого животного осенью появляются детёныши?
12. Домашнее задание
– Листы с силуэтами детёнышей диких животных.
– Повторить название взрослого и детёныша,
разукрасить.