Использование активных методов в развитии детей с ОНР

Разделы: Логопедия


В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией, подтверждением тому служит тот факт, что в нашем МКДОУ №66 51% детей с тяжелыми речевыми нарушениями, которые нуждаются в оздоровлении в специализированных группах. Для качественного и полноценного усвоения комплексной общеобразовательной программы под редакцией М.А.Васильевой и дальнейшего обучения в школе, с этими детьми необходимо проводить ежедневную комплексную оздоровительную и коррекционно-образовательную работу. Активные методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста с ОНР. Цель использования активных методов и приемов – научить детей с ОНР связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Использование нетрадиционных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ОНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.

Организовывая работу с детьми, имеющие различные речевые нарушения, мною решаются следующие цели и задачи:

Цель – оздоровление детей с различной степенью тяжести речевых нарушений (дислалия, стёртая дизартрия, моторная алалия, ринолалия, ФФН, СНР, ОНР) с учётом возрастных, интеллектуальных, психологических возможностей, а так же состояния здоровья в условиях группы для детей с ТНР и логопункта МКДОУ №66 «Аистёнок».

Задачи:

  • Раннее выявление, своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников в условиях логопункта и речевой группы, с применением современных коррекционных технологий.
  • Оказание консультативной и практической помощи родителям.
  • Научно-методическая помощь воспитателям и специалистам ДОУ.

Для решения поставленной цели и желания найти дифференцированный подход в обучении каждого ребенка я в своей деятельности опираюсь на психолого-педагогическую теорию, методические рекомендации, адаптируя их с учетом особенностей детей с общим недоразвитием речи, использую собственные педагогические идеи; применяю современные методы и приемы работы с детьми; постоянно пополняю свои знания; совершенствую свое профессиональное мастерство.

Работая с детьми, имеющие проблемы в речевом развитии внедряю, согласно ФГТ программу МКДОУ, разработанную на основе « Программы воспитания и обучения в д/с», под редакцией М.А.Васильевой; «Программу коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями ОНР и ФФН» авторов Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, практическое пособие «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» авторов Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, методическое пособие «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» автора Н.В.Нищевой, «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» автора В.К.Воробьевой.

Эффективно применяю в своей работе здоровьесберегающие технологии:
– упражнения с использованием психогимнастики, релаксации;
– упражнения на развитие речевого дыхания;
– комплексы артикуляционных упражнений;
– упражнения для профилактики нарушений зрения;
– упражнения на развитие мелкой моторики;
– комплексы физминуток для профилактики гиподинамии, сколиотической
осанки и предупреждения утомления.

Творческий подход в реализации вышеуказанных программ, методик и технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями отразился в создании авторских пособий:

– практическое пособие под названием: «Веселые истории с использованием артикуляционной гимнастики», где представлен комплекс упражнений, развивающий правильный артикуляционный уклад нарушенных звуков у дошкольников с речевой патологией, в занимательной игровой форме;

– практическое пособие под названием «Система упражнений с использованием психогимнастики для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Упражнения с использованием психогимнастики оказывает положительное влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Данный практический материал помогает создать на организованных занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость.

Успешное использование данных пособий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, вызвало неподдельный интерес детей к этим упражнениям. Это позволило мне представить данные наработки:

– на II городской выставке достижений МДОУ по теме: «Система упражнений с использованием психогимнастики для детей с тяжелыми нарушениями речи» (октябрь 2009г.).
– на IV региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста» ЗАТО Железногорск по теме: «Система упражнений с использованием психогимнастики для детей с тяжелыми нарушениями речи»( май 2010г.). Практическое пособие получило положительный отзыв коллег и кандидата психологических наук, доцента кафедры перспективных образовательных технологий Филиала ГОУ ВПО КГТУ им. В.П.Астафьева г. Железногорска О.Н.Финогеновой.
– на Сибирском Образовательном Форуме в г.Красноярске и на городском педагогическом совете логопедов в г.Железногорске(август 2010г.).

Основу коррекционной работы составляет практическая деятельность с детьми, которая отражена в виде структурной схемы представленной на рисунке 1:

На основе анализа проведенной первичной диагностики на каждого ребенка составляется речевая карта, индивидуальный план коррекционной работы, отслеживает динамику развития ребенка, строится график динамики развития. Ведется календарный план по формированию правильного звукопроизношения, календарный план по развитию общих речевых навыков на подгрупповых занятиях, по развитию лексико-грамматических категорий, по формированию фонематического восприятия и обучению грамоте.
С целью профилактической работы на группы раннего возраста мною был разработан и систематизирован материал, в котором представлены авторские наработки по артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, дидактические игры и упражнения на развитие речи детей от 1 до 3 лет. На группах младшего дошкольного возраста проводятся занимательные речевые гимнастики, в группах старшего возраста проводится сопряженная гимнастика по лексическим темам, под руководством логопеда. Каждой возрастной группе даются общие логопедические рекомендации по работе с детьми-логопатами на формирование грамматического строя речи. Для этого был собран дидактический материал по составлению описательного рассказа, дидактические игры и упражнения на формирование фонематического восприятия.
В этом направлении проводились следующие мероприятия:

  • 2008г. семинар – практикум «Чтобы ребенок заговорил»;
  • 2009г. семинар-практикум «Учимся играя»
  • 2010г. семинар-практикум «Начинаем говорить» (с предоставлением дидактических пособий и игр на развитие речи) в клубе «Мамина школа».
  • 2010г. Семинар-практикум «Развитие речи у детей раннего возраста».

Одним из ведущих принципов достижения эффективности коррекционной работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психомоторных, двигательных, психологических возможностей, а также состояния здоровья.

Такой подход в логопедической группе осуществляется в полной мере и каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе.

Для работы на индивидуальных и подгрупповых занятиях мною используются авторские наработки по коррекции звукопроизношения, по формированию фонематической стороны речи и обучению грамоте при ОНР, ФФНР с использованием психогимнастики в организованной части занятия.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного средства с детьми ОНР, необходимо использовать игровые технологии. Практический аспект логопедических игр состоит в устранении речевых нарушений в интересной для детей форме. Поэтому в 2008-2011 мною была выбрана тема по самообразованию: «Поиск эффективных путей для оптимизации логопедического процесса в условиях группы для детей с ОНР с применением игровых технологий в развитии лексико-грамматической стороны речи».

Целью этой деятельности является: изучение и внедрение в практику игровых технологий, как эффективную форму повышения учебной мотивации и обогащения словаря.

Результативностью данной работы является:

  • обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и коррекции у дошкольников с ОНР и качественное их оздоровление;
  • создание и внедрение в практику многофункционального дидактического пособия по развитию лексико-грамматического строя речи.

В марте 2010г. в рамках методического объединения состоялась презентация многофункционального дидактического пособия «Чистую речь – ребенку обеспечь» по развитию лексико-грамматического строя речи, которое получило положительные отзывы коллег.

Собранный в пособии практический материал сгруппирован в несколько разделов в соответствии с программными требованиями.

Практическая часть состоит из 4-х разделов со своими играми и целями:

– совершенствование фонематических представлений, развитие звукового анализа и синтеза.
– развитие слоговой структуры слова.
– развитие словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
– формирование связной речи.

Практическое пособие предназначено для работы с логопатами от 4 до 7 лет. Данное пособие было представлено:

– в марте 2010г. в рамках методического объединения логопедов, которое получило положительные отзывы коллег;
– в августе 2010г. на Сибирском Образовательном Форуме в г.Красноярске и на городском педагогическом педсовете логопедов в г.Железногорске, в мае 2011г на педагогическом совете МКДОУ.

В логопедической группе создана речевая зона, где разнообразно представлен дидактический материал. В основу ее наполняемости используется тематическое планирование по лексическим темам, содержание определялось не случайно, а в соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при его общем недоразвитии. Дидактическое оснащение группы соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Дидактические игры придуманы и подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций. Весь материал, в рамках лексической темы, соответствует возрасту детей. Особое место в предметном мире занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником, это мальчик – инопланетянин Фафаля. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной неустойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем речевого уголка стала мягкая игрушка – трансформер.

Организация предметно-пространственной развивающей среды кабинета учителя-логопеда также играет важную роль при коррекции речи детей. Учебная зона логопедического кабинета называется «Звуковой городок» – это учебный материал, помогающий в проведении занятий по развитию речи. С помощью различных приспособлений дети размещают в звуковые домики съемный дидактический материал, который обновляется в зависимости от темы занятия. «Звуковой городок» используется не только в кабинете, но и в логопедической группе. Данный учебный материал способствует личностному и речевому развитию ребенка.

Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Мною был обобщен опыт работы по организации предметно-пространственной развивающей среды для детей с тяжелыми нарушениями речи, который был представлен на российском конкурсе, организованным журналом «Логопед» в номинации «Коррекционно-развивающая среда для детей с недоразвитием речи». Данная работа отмечена дипломом на лучшие материалы журнала «Логопед» №7, 2007 г.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе и на логопункте во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, а прежде всего логопеда и воспитателя. Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда осуществляет в разных формах. Это совместное планирование на текущий период во всех направлениях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы, оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий с привлечением музыкального руководителя по лексическим темам: «Дары осени», «В гостях у бабушки», «Ах, ты, зимушка-зима», «Вот и весна пришла», «Лето жаркое пропело»; а также еженедельные задания. Задания включают в себя следующие разделы:

  • Логопедические пятиминутки.
  • Сопряженная гимнастика, подвижные игры на координацию речи с движением.
  • Индивидуальная работа.
  • Рекомендации по подбору наглядно-дидактического материала по лексическим темам, художественной литературы.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все больше внимания, так как личность ребенка формируется в семье. Поэтому важной и неотъемлемой частью коррекционной работы по устранению речевых нарушений является тесное взаимодействие с родителями. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

В логопедической группе, для детей с ТНР созданы условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в открытых занятиях, в спортивных и тематических праздниках, викторинах и вечерах досуга, театрализованных представлениях. В логопедической группе и общеобразовательных группах детского сада проводится для родителей индивидуальные консультации, беседы, открытые и совместные занятия, мастер – классы, клубы по интересам, родительские собрания, организована школа для родителей, презентации, наглядные информационно-тематические выставки, пытаясь привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Все формы работы с родителями я постаралась представить в таблице 1.

Таблица 1 . Работа логопеда с родителями.

Тематика Формы проведения
  • Знакомство с речевой группой
  • Знакомство с развивающей средой;
  • Организационное родительское собрание;
  • Анкетирование.
  • Особенности развития детей дошкольного возраста (ФФНР, ОНР, cложная дислалия и т.д)
  • Индивидуальное консультирование (анализ результатов логопедического обследования)
  • «Будущий школьник»
  • Оформление информационно-методических выставок для родителей: «Будущий первоклассник», «Готовим руку к письму», «Любят дети игры эти»
  • Профилактические осмотры
  • Обследование речи детей массовых групп с целью раннего выявления речевой патологии;

Консультирование и рекомендации родителям;

  • Наши успехи
  • Индивидуальные занятия для родителей с учетом дефектов речи ребенка «Любят дети звуки эти»
  • Индивидуальные собеседования «Здоровый ребенок»
  • Еженедельные консультации для родителей: «Как приятно говорить внятно», «Приемы массажа», «Дыхательная гимнастика», Общие корригирующие упражнения», «Чтобы ребенок не заикался», «Что делать, если малыш не говорит?»
  • «Звуки дружные – такие нужные».
  • Практические показы работы с детьми в дни открытых дверей для родителей
  • «Папа, мама – вот панорама!»
  • Круглый стол – подведение итогов совместной работы.

Совместно с воспитателями были разработаны занимательные, игровые задания «Занимаемся вместе». Этот методический материал позволяет объединить усилия педагогов и родителей в воспитании ребенка, добиваться правильного произношения. Выполняя с ребенком предложенные игровые задания, наблюдая и рассматривая, играя, взрослые развивают его речь, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, что является залогом успешного обучения в школе. Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедической группе лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной подгруппы учтены особенности развития детей данного возраста. В процессе тесного взаимодействия с родителями в логопедической группе возникли и живут традиции:

– проведение творческого, созидательного проекта «Украсим город красивой речи» целью которого является, создание предметно-развивающей среды, как средства саморазвития ребенка;
– проведение ежегодных конкурсных проектов на различные лексические темы;
– проведение совместных досугов, встречи в родительском клубе;

Совместная работа логопеда с педагогами и родителями дошкольного учреждения определяет общий успех коррекционного обучения и воспитания. С этой целью были проведены:

совместное участие педагогов с родителями в городской конференции «Радость материнства и здоровья детей» – презентация семей воспитанников, выставка рукотворных работ (2007г);
– семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Как скучное сделать интересным» (январь 2009г.);
– консультация для воспитателей «Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников» (март 2009г.);
– семинар-практикум для родителей и воспитателей «Как превратить занятия с ребенком в увлекательную игру» (ноябрь 2009г.);
– семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Вот, что с буквами бывает, если буквы оживают (февраль 2010г.);
– консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников, представление игротеки игровых технологий и авторского пособия «Чистую речь – ребенку обеспечь» в развитии лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией (март 2010г.);
– семинар – практикум для воспитателей и родителей детей раннего возраста в клубе «Мамина школа» на тему: «Начинаем говорить» – представление дидактических пособий и игр на развитие лексико-грамматического строя речи (март 2010г.);
– семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей раннего возраста» (декабрь 2010г).

Проводилось анкетирование и интервьюирование родителей, с помощью которых выяснилось их отношение к детям, и заинтересованное отношение к коррекционно – педагогическому процессу в целом. При анкетировании родителей были получены положительные ответы на следующие утверждения:

– Мне всегда приятна встреча с педагогами и другими родителями, возможность общения с ними – 94 %
– Меня привлекает посещения ДОУ тем, что я могу узнать, что-то новое о моем ребенке и семейной педагогике – 98 %;
– Прихожу на встречи потому, что мне интересно говорить о том, что предлагает учитель – логопед и воспитатель – 95 %.

По результатам проведенных консультаций и семинаров-практикумов воспитатели дошкольного учреждения и родители написали свои положительные отзывы.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействие логопеда с родителями и педагогами, позволяет им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи и их воспитании.

Эффективностью нашей коррекционно-образовательной работы является – нормализация речи с разной степенью выраженности речевых нарушений и приближение уровня речевого развития к возрастной норме. Мониторинг качества коррекции звукопроизношения в условиях логопункта представлен диаграммой нарисунке 2:

Рис. 2. Мониторинг качества коррекции звукопроизношения в условиях логопункта.

Показатель качества речевого оздоровления в условиях группы для детей с ТНР представлен диаграммой нарисунке 3:

Рис. 3. Показатель качества речевого оздоровления в условиях группы для детей с ТНР

Таким образом, из диаграмм видно, что показатель качества речевого оздоровления на логопункте и в группе для детей с ТНР повышается.