Урок русского языка по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Познакомиться с частицей как служебной частью речи.
  • Учиться находить и использовать частицы в устной и письменной речи.
  • Знать разряды частиц.
  • Развивать навыки логического мышления.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • показать морфологические особенности частицы и ее отличие от самостоятельных частей речи;
    • приобретать навыки в составлении кластера;
    • развивать умения работать с тестами;
    • практически применять изученный материал.
  • Развивающие:
    • развить навыки индивидуальной и групповой работы;
    • развить способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
    • развить навыки определения разрядов частиц и определение ее роли в предложении;
    • формировать умение отличать частицу от других частей речи.
  • Воспитательные:
    • воспитать творческий подход к работе, желание экспериментировать;
    • развить познавательный интерес, воспитать информационную культуру;
    • воспитать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи;
    • сформировать стремление грамотно выражать свои мысли и пользоваться полученными знаниями на письме.

Тип урока – урок объяснения нового материала.

Форма урока – урок-практикум с заданиями проблемного характера и первоначальным контролем полученных знаний.

Оборудование урока:

  • УМК «Русский язык». Учебник для общеобразовательных учреждений. В трёх частях. 7 класс». С.И.Львова, В.В.Львов. Под редакцией С.И.Львовой;
  • доска;
  • компьютер (проектор, экран).

Работа по развитию речи: знакомство с использованием частиц в различных стилях речи с возможностью обогащения речи за счёт их употребления, выразительное чтение предложений с частицами.

Методическое обоснование: материал урока даёт возможность дать понятие о частице как служебной части речи, освоить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к частицам, а также изучить порядок морфологического разбора частиц.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Актуализация знаний учащихся

1) Мобилизующий этап

– Скажите, материал какого раздела науки о языке мы изучали на последних уроках?
– Что изучает морфология?
– На какие группы делятся части речи?
– Почему одни части речи называются служебными, другие - самостоятельными?
– Какие части речи относятся к самостоятельным частям речи?
– Какие служебные части речи мы с вами изучали?
– Что такое предлог? Союз?
– Чем предлог отличается от союза?
– А теперь давайте обратимся к тексту.

Приложение 1. Слайд 1

Именно эту страну называли Ямато, что означает страна огнедышащих гор. Здесь люди живут как на спине вздрагивающего дракона. Состоя из двух архипелагов, Ямато занимает лишь одну шестую часть доставшейся ей земли. Всё остальное – горы, покрытые лесом.

(Из журнала)

Задание:

– Прочитайте выразительно данный текст.
– Давайте определим, из слов каких частей речи состоит данный текст.
– Говоря о той или иной части речи, постарайтесь назвать и её морфологические признаки.

2) Формулировка учащимися темы и цели урока

– Назовите слова, которые не вошли ни в какую группу.
– Скажите, какой частью речи они являются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Остались слова именно, лишь. Это частицы. Значит, тема сегодняшнего урока: «Частица как служебная часть речи. Разряды частиц».)

Приложение 1. Слайд 2 – тема урока.

– Запишите тему урока в тетради.
– Вспомним всё, что вы знаете о частице.
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
– Используйте для этого опорную запись.

Приложение 1. Слайд 3

Цель:

  • познакомиться с … как …
  • учиться … и … … в ... и … речи
  • знать … частиц.

Цель:

  • познакомиться с частицей как служебной частью речи;
  • учиться находить и использовать частицы в устной и письменной речи;
  • знать разряды частиц.

III. Изучение нового материала

1. – Ребята, а о какой стране говорится в тексте? Почему я взяла текст об этой стране?
– Да, чужого горя не бывает.

Задание.

– Выпишите из данного текста предложения, в котором есть частицы. Один ученик выполняет задание у доски, остальные в тетради.
– Прочитайте это предложение без частицы. Скажите, какой оттенок значения вносит частица именно в предложение, а частица лишь. (Учащиеся высказывают своё мнение. Учитель при необходимости дополняет, уточняет.)
– Обобщите первую часть наших наблюдений. Скажите, какой частью речи (самостоятельной или служебной) является частица и какова её роль в предложении.

Приложение 1. Слайд 4

Запись в тетради и на доске:

Частица

1. Служебная часть речи.
2. Не изменяется.
3. Нельзя поставить вопрос.
4. Не является членом предложения.
5. Придаёт различные оттенки значений словам, предложениям.

2. Самостоятельное чтение материала учебника на странице 141-143, параграф 30.

Задание: Внимательно читая параграф, оформите кластер (схему).

Индивидуальная работа учащихся.

Сбор теоретической информации о частице как служебной части речи через самостоятельное чтение теоретического материала и оформление кластера (схемы).

Двое учащихся работают у доски.

Приложение 1. Слайд 5 – кластер.

– Что нового вы узнали из параграфа? Перескажите данный параграф по составленному вами кластеру.
– Что такое частица?
– На какие разряды по значению и функциям делятся частицы?
– На какие группы делятся частицы по составу?
– Перескажите данный параграф по составленному вами кластеру.

IV. Закрепление

Тест на закрепление теоретического материала

Приложение 1. Слайд 6

№ п/п

Вопрос

Варианты ответов

А

Б

В

1. Частица является … частью речи самостоятельные ч. Р. служебная часть реи междометие
2. Частицы делятся на разряды… формообразующие. Смысловые количеств., порядковые притяжательные, личные
3. Частицы со словами пишутся… слитно раздельно раздельно, через дефис
4. Частица ни, не называется… формообразующей смысловой, отрицательной вопросительной
5. Частица изменяется… по лицам, числам падежам, числам не изменяется
6. В предложении частица является… подлежащим дополнением не является членом предложения

Приложение 1. Слайд 7 – проверка

V. Основной этап работы

Освоение семантики частиц, их функции в языке и речи, совершенствование умения доказывать принадлежность слова к частице.

1. – Итак, давайте вновь вернёмся к параграфу. Скажите, засчёт каких частей речи пополняется частица? (Наречия, союзы, местоимения)

– Да, частица – сравнительно молодая часть речи, в русском языке их немного, употребляются они в различных стилях речи. Но в языке часто встречаются омонимичные (одинаково звучащие) частицы и союзы, частицы и наречия.

– Давайте сравним предложения и выясним синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий.
Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению.

Приложение 1. Слайд 8

1) Мал золотник, да дорог. – Да здравствует мир на планете! (В первом предложении союз да связывает сочинительной связью однородные члены; во втором – частица да средством связи не является, она придаёт высказыванию торжественность, возвышенность, является формообразующей).

2) Командир говорил просто и убедительно. – Я просто ослеп от яркой вспышки света. (В первом предложении слово просто зависит от сказуемого (как говорил?), в предложении является обстоятельством образа действия, т. е. наречием; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставит вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это частица. Подсказка: частицу можно опустить.)

2. Анализ текста

1) Обучение рассуждению

– Обратимся к упр. № 793.

Вывод делают учащиеся сами.

Приложение 1. Слайд 9 – поправка

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить своё отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

Постановка проблемного вопроса. Как вы думаете, а какие частицы употребляются в книжной речи?

Творческая группа проводит исследовательскую работу «Употребление частиц в книжной речи» (Четверо учащихся работают с учебниками «Геометрия», «Биология», «История»).

2) – А теперь давайте проведём лингвистический эксперимент (работа проводится в парах).

Приложение 1. Слайд 10 – текст

Задание
– Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.)

... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.
... совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... названия-прозвища лучше всего!

Задание. Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто).

Приложение 1. Слайд 11 – проверка

Сделайте вывод о роли частиц в тексте.

Вывод: Роль частиц в художественном произведении очень велика. Они придают тексту экспрессивность, ёмкость, выразительность.

– Ребята, а частицы какого разряда присутствуют в данном тексте?

V. Итог урока

– О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
– Что нового вы узнали?
– В чём отличие частиц от других служебных частей речи?
– Какова роль частиц в тексте?
– Давайте вернёмся к постановке нашей цели. Достигли ли мы её?

Приложение 1. Слайд 12

Цели:

  • познакомиться с частицей как служебной частью речи;
  • учиться находить и использовать частицы в устной и письменной речи;
  • знать разряды частиц.

Слайд 13 (Стихотворение «Частицы о себе») – если останется время.
2) Оценки выставляются сразу по ходу урока.

VI. Домашнее задание: Слайд 14

  • §30- по заданию;
  • Упр. № 796, № 794 (устно);
  • Дополнительное: проследить за употреблением частиц в книжной речи (по одному из изучаемых предметов).

Приложение 1 – Презентация к уроку.
Приложение 2 – Самоанализ урока.
Приложение 3 – Психолого-педагогическая характеристика класса.