"Графика зимнего леса". Выразительные возможности графических материалов

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: знакомство с графикой – видом изобразительного искусства.  

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями графических материалов;
  • развивать творческую фантазию, изобразительные навыки;
  • развивать межпредметные связи (литература, музыка);
  • показать отличие графики от живописи;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать усидчивость, точность, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование урока: набор образцов графики различных видов, рисунки, выполненные карандашами, фломастерами, углем, сангиной, пастелью, пером; набор инструментов и изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, ручки, угольные и пастельные мелки, сангина;

Музыкальный ряд: спокойная музыка (аудиозапись)

Зрительный ряд: черно-белые фотографии (пейзажи, деревья, особенно зимой). Репродукции печатной графики (тиражной – офорты, линогравюры).

Вид занятий: рисунок по заданной теме – тематическое рисование; серия графических упражнений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Беседа по теме урока

– Ребята! У нас с вами сегодня необычное занятие. Для его выполнения нам потребуется особая аккуратность, точность и внимание. О том, как прекрасна и разнообразна наша природа, можно узнать из стихов, рассказов и произведений художников, но поэт, музыкант и художник воспевает природу каждый по-своему.
Живописцы, например, родную природу пишут красками, мастерски пользуясь цветом.
Графики своё любование природой часто передают с помощью черного и белого цветов.
Имея белый лист и черный карандаш, график может выполнить, правдоподобно изобразить черточками любой предмет.
Почему черточками?
Черточка – основа рисунка. Она бывает короткая, длинная, жирная и тонкая: именно от черточки (линии, штриха) получил название этот вид искусства.
Графика в переводе с греческого языка означает «черчу, пишу, рисую».
Зачирикать бумагу можно действительно быстро, а вот создать черточками рисунок – для этого нужно время, терпение и мастерство.
– Посмотрите на эти рисунки. (Показать иллюстрации, презентация)
– Узнаете материалы, которыми они нарисованы? Здесь есть работы, сделанные цветными карандашами, восковыми мелками, а вот эта работа выполнена сангиной. Этот материал похож на мягкий мелок рыжевато-коричневого цвета. (Показать иллюстрацию).
– Рисунок тушью, углём, карандашом, сангиной, ручкой, называется графикой.
– В графике, действительно, часто используются белые и черные пятна и линии. Но разве в жизни их нет?
– Вот ваза у окна. На фоне солнечного света она кажется темной, почти черной. А поставьте ее против темной стены – сразу посветлеет. Сочетание темного и светлого очень помогает художнику-графику передавать предметы правдоподобно. Однако, он вправе выбрать и другие цвета карандашей. Черный не обязателен. График может нарисовать картину синим цветом, используя разные его оттенки, может оранжевым и т.д. А черный цвет просто связан с историей появления этого искусства. Слово «карандаш» на тюркском языке означает «черный камень». «Кара» – камень, «аш» – черный. Именно черным камнем или углем рисовали в древности люди. Графитный карандаш был изобретен в 16 веке. Уголь до сих пор применяется в графике, только в виде не камня, а палочки. Рисунки, выполненные углем, намного ярче, точнее, графичнее, чем карандаш. Кроме угля и карандаша, в графике используется тушь. Ею рисовать труднее, нужно ловко владеть пером. Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы:
– C  помощью каких выразительных средств художник изображает красоту земли?
Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными?
– С помощью какого выразительного средства (линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм) график изображает родную природу?
– Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным – печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

– А вот что о черном и белом цветах говорят русские поговорки и пословицы:

Черная корова, да белое молочко.
Черен мак, да бояре едят.
Черная земля, да хлеб родит.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота!

Загадки:

На деревья, на кусты с неба падают цветы,
Белые пушистые, только не душистые. (Снег)

Скатерть белая, всю землю одела. (Снег)

– Я очень хочу вам рассказать одну сказку.

Давным-давно в некотором царстве,  в некотором государстве жили-были два замечательных художника.
Один был замечателен тем, что любил работать на природе, подальше от суеты. И картины у нег получались тихие, умиротворенные. Люди, глядя на них, становились добрей и ласковей.
Другой художник был замечателен тем, что всем и всюду расхваливал себя. Иной  раз так разболтается, что работу забудет кончить в срок.
– Где картина? – спрашивал заказчик. А он в ответ руками разводит. Только тогда умолкает, когда заказчик назад деньги требовал.
И вот однажды кто-то попрекнул его, что первый художник лучше.
– Как так? –  возмутился хвастун.
– Не может быть такого! Я самый лучший художник на свете!
– Сравним, – сказали люди.
Мимо проходил первый художник. Ему объяснили, в чём дело. Тот согласился на состязание.
– Только схожу в горы, за мольбертом, – сказал художник.
– Струсил! Струсил! – захихикал хвастун.
Первый художник не стал спорить. Сел перед домом и задумался, поигрывая угольком, который подобрал тут же.
Хвастун обрадовался, что победа ему обеспечена: не будет же соперник рисовать пальцем! Разложил мольберт, развел краски. Долго он трудился, долго раздувал щеки, демонстрируя сколько мастерства, вкладывает в холст. Наконец, смахнул пот со лба:
– Ликуй народ!
И вправду, картина удалась на славу. Наслушавшись похвал, хвастун подошел к первому художнику. Тот сидел на прежнем месте. Только у стены перед ним стоял мольберт, покрытый тканью. Видно, кто-то пожалел бедолагу…
– Ну, показывай свою «мазню»! – сказал хвастун.
– Нечего мне показывать, все на виду –  ответил первый художник.
– Шутишь!?! – разозлился хвастун.
– Ну, так я сам сорву эту тряпку! Он рванул к мольберту и взвыл  от боли. И мольберт, и ткань были нарисованы угольком на стене.
Когда хвастун вылечил от перелома свою руку, он отправился в горы к первому художнику постигать искусство рисования.

– А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики?
– Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой деревья почти черные на фоне белого снега)

– Какие деревья бывают по характеру? (Елка пушистая, густая; березка – стройная, гибкая; дуб – корявый, ветвистый, мощный, толстый; ива – поникшая, длинноволосая, гибкая).

– Язык графики и главные его выразительные средства  – это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый тон бумаги.
Штрих – это множество прямых, а иногда и непрямых линий, повторяющихся по форме, движению и толщине и расположенных на равном расстоянии друг от друга. Штрихи и линии могут иметь разный характер, как и карандаши, например, твердый и мягкий.

Чтобы нарисовать пятно карандашом, необходимо класть штрихи плотно друг к другу.

– Посмотрите и назовите, что я сейчас сделала. (Провела линию на доске мелом).
– Да, я провела линию. Посмотрите и определите характер этих линий. (На доске – образцы линий, сделанных разным графическим материалом).
– Действительно, они могут быть прямыми, кривыми, наклонными, извилистыми, узкие, широкие, а также добрые, злые, переменчивые и т.д.
– Попробуйте провести линии у себя в альбомах. (Учитель показывает детям особенности работы пастелью (мелками), останавливаясь на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешивания, работы штрихом и плашмя).
– Какое дерево у меня получилось? Почему оно нагнулось? А снег разлетается в сторону? (Дует ветер).

III. Физминутка

Ветер дует нам в лицо, (махи руками на себя)
Закачалось деревцо (махи руками над головой)
Ветер тише, тише, тише (руки плавно опускаются)
Деревцо всё выше, выше (встаем, потягиваясь на носочках).

– Представьте, что вы деревья, а ваши руки – веточки. Попробуйте изобразить: могучий дуб, плаксивую березу, стройный тополь, кудрявый клен. (При показе детьми деревьев следует обратить их внимание на расположение рук-веточек, на особенности строения каждого дерева).

IV. Творческая практическая деятельность учащихся

Во время работы звучит музыкальный ряд.

– Изобразите зимний лес мелками, пастелью, углем, цветными карандашами, сангиной. Подумайте, как передать разное расположение деревьев. Нарисуйте ветки со снегом, можно изобразить сам ветер, используя линии.

(Индивидуальная работа с учениками, анализ общих ошибок).

IV. Итог занятия

Обобщение темы занятия. Выставка работ.

Просмотр выставки сопровождается похвалой учителем каждого ученика.

– С каким новым материалом вы познакомились?
– Чем рисуют графики?

Уборка рабочих мест.

Приложение 1