Цель: знакомство с графикой – видом изобразительного искусства.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями графических материалов;
- развивать творческую фантазию, изобразительные навыки;
- развивать межпредметные связи (литература, музыка);
- показать отличие графики от живописи;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать усидчивость, точность, аккуратность, взаимопомощь.
Оборудование урока: набор образцов графики различных видов, рисунки, выполненные карандашами, фломастерами, углем, сангиной, пастелью, пером; набор инструментов и изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, ручки, угольные и пастельные мелки, сангина;
Музыкальный ряд: спокойная музыка (аудиозапись)
Зрительный ряд: черно-белые фотографии (пейзажи, деревья, особенно зимой). Репродукции печатной графики (тиражной – офорты, линогравюры).
Вид занятий: рисунок по заданной теме – тематическое рисование; серия графических упражнений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Беседа по теме урока
– Ребята! У нас с вами сегодня необычное
занятие. Для его выполнения нам потребуется
особая аккуратность, точность и внимание. О том,
как прекрасна и разнообразна наша природа, можно
узнать из стихов, рассказов и произведений
художников, но поэт, музыкант и художник
воспевает природу каждый по-своему.
Живописцы, например, родную природу пишут
красками, мастерски пользуясь цветом.
Графики своё любование природой часто передают с
помощью черного и белого цветов.
Имея белый лист и черный карандаш, график может
выполнить, правдоподобно изобразить черточками
любой предмет.
Почему черточками?
Черточка – основа рисунка. Она бывает короткая,
длинная, жирная и тонкая: именно от черточки
(линии, штриха) получил название этот вид
искусства.
Графика в переводе с греческого языка означает
«черчу, пишу, рисую».
Зачирикать бумагу можно действительно быстро, а
вот создать черточками рисунок – для этого нужно
время, терпение и мастерство.
– Посмотрите на эти рисунки. (Показать
иллюстрации, презентация)
– Узнаете материалы, которыми они нарисованы?
Здесь есть работы, сделанные цветными
карандашами, восковыми мелками, а вот эта работа
выполнена сангиной. Этот материал похож на
мягкий мелок рыжевато-коричневого цвета. (Показать
иллюстрацию).
– Рисунок тушью, углём, карандашом, сангиной,
ручкой, называется графикой.
– В графике, действительно, часто используются
белые и черные пятна и линии. Но разве в жизни их
нет?
– Вот ваза у окна. На фоне солнечного света она
кажется темной, почти черной. А поставьте ее
против темной стены – сразу посветлеет.
Сочетание темного и светлого очень помогает
художнику-графику передавать предметы
правдоподобно. Однако, он вправе выбрать и другие
цвета карандашей. Черный не обязателен. График
может нарисовать картину синим цветом, используя
разные его оттенки, может оранжевым и т.д. А
черный цвет просто связан с историей появления
этого искусства. Слово «карандаш» на тюркском
языке означает «черный камень». «Кара» – камень,
«аш» – черный. Именно черным камнем или углем
рисовали в древности люди. Графитный карандаш
был изобретен в 16 веке. Уголь до сих пор
применяется в графике, только в виде не камня, а
палочки. Рисунки, выполненные углем, намного
ярче, точнее, графичнее, чем карандаш. Кроме угля
и карандаша, в графике используется тушь. Ею
рисовать труднее, нужно ловко владеть пером.
Давайте рассмотрим произведения графиков и
ответим на вопросы:
– C помощью каких выразительных средств
художник изображает красоту земли?
Что делает черно-белые картины «живыми» и
выразительными?
– С помощью какого выразительного средства
(линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм) график
изображает родную природу?
– Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и
черного цвета. Чаще всего белым цветом
обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным –
печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по
отношению друг к другу контрастны, резко
противоположны. Но эти же цвета, как и
противоположные предметы в жизни, могут
уживаться вместе, и тогда мир предстает более
многообразным.
– А вот что о черном и белом цветах говорят русские поговорки и пословицы:
Черная корова, да белое молочко.
Черен мак, да бояре едят.
Черная земля, да хлеб родит.Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота!
Загадки:
На деревья, на кусты с неба падают цветы,
Белые пушистые, только не душистые. (Снег)Скатерть белая, всю землю одела. (Снег)
– Я очень хочу вам рассказать одну сказку.
Давным-давно в некотором царстве, в
некотором государстве жили-были два
замечательных художника.
Один был замечателен тем, что любил работать на
природе, подальше от суеты. И картины у нег
получались тихие, умиротворенные. Люди, глядя на
них, становились добрей и ласковей.
Другой художник был замечателен тем, что всем и
всюду расхваливал себя. Иной раз так
разболтается, что работу забудет кончить в срок.
– Где картина? – спрашивал заказчик. А он в ответ
руками разводит. Только тогда умолкает, когда
заказчик назад деньги требовал.
И вот однажды кто-то попрекнул его, что первый
художник лучше.
– Как так? – возмутился хвастун.
– Не может быть такого! Я самый лучший художник
на свете!
– Сравним, – сказали люди.
Мимо проходил первый художник. Ему объяснили, в
чём дело. Тот согласился на состязание.
– Только схожу в горы, за мольбертом, – сказал
художник.
– Струсил! Струсил! – захихикал хвастун.
Первый художник не стал спорить. Сел перед домом
и задумался, поигрывая угольком, который
подобрал тут же.
Хвастун обрадовался, что победа ему обеспечена:
не будет же соперник рисовать пальцем! Разложил
мольберт, развел краски. Долго он трудился, долго
раздувал щеки, демонстрируя сколько мастерства,
вкладывает в холст. Наконец, смахнул пот со лба:
– Ликуй народ!
И вправду, картина удалась на славу. Наслушавшись
похвал, хвастун подошел к первому художнику. Тот
сидел на прежнем месте. Только у стены перед ним
стоял мольберт, покрытый тканью. Видно, кто-то
пожалел бедолагу…
– Ну, показывай свою «мазню»! – сказал хвастун.
– Нечего мне показывать, все на виду –
ответил первый художник.
– Шутишь!?! – разозлился хвастун.
– Ну, так я сам сорву эту тряпку! Он рванул к
мольберту и взвыл от боли. И мольберт, и ткань
были нарисованы угольком на стене.
Когда хвастун вылечил от перелома свою руку, он
отправился в горы к первому художнику постигать
искусство рисования.
– А как вы думаете, можно ли зиму назвать
временем черно-белой графики?
– Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой
деревья почти черные на фоне белого снега)
– Какие деревья бывают по характеру? (Елка пушистая, густая; березка – стройная, гибкая; дуб – корявый, ветвистый, мощный, толстый; ива – поникшая, длинноволосая, гибкая).
– Язык графики и главные его выразительные
средства – это линия, штрих, контур, пятно,
тон, белый тон бумаги.
Штрих – это множество прямых, а иногда и непрямых
линий, повторяющихся по форме, движению и толщине
и расположенных на равном расстоянии друг от
друга. Штрихи и линии могут иметь разный
характер, как и карандаши, например, твердый и
мягкий.
Чтобы нарисовать пятно карандашом, необходимо класть штрихи плотно друг к другу.
– Посмотрите и назовите, что я сейчас сделала. (Провела
линию на доске мелом).
– Да, я провела линию. Посмотрите и определите
характер этих линий. (На доске – образцы линий,
сделанных разным графическим материалом).
– Действительно, они могут быть прямыми, кривыми,
наклонными, извилистыми, узкие, широкие, а также
добрые, злые, переменчивые и т.д.
– Попробуйте провести линии у себя в альбомах. (Учитель
показывает детям особенности работы пастелью
(мелками), останавливаясь на исполнении разных
оттенков одного цвета, возможностях перекрытия,
смешивания, работы штрихом и плашмя).
– Какое дерево у меня получилось? Почему оно
нагнулось? А снег разлетается в сторону? (Дует
ветер).
III. Физминутка
Ветер дует нам в лицо, (махи руками на себя)
Закачалось деревцо (махи руками над головой)
Ветер тише, тише, тише (руки плавно опускаются)
Деревцо всё выше, выше (встаем, потягиваясь на носочках).
– Представьте, что вы деревья, а ваши руки – веточки. Попробуйте изобразить: могучий дуб, плаксивую березу, стройный тополь, кудрявый клен. (При показе детьми деревьев следует обратить их внимание на расположение рук-веточек, на особенности строения каждого дерева).
IV. Творческая практическая деятельность учащихся
Во время работы звучит музыкальный ряд.
– Изобразите зимний лес мелками, пастелью, углем, цветными карандашами, сангиной. Подумайте, как передать разное расположение деревьев. Нарисуйте ветки со снегом, можно изобразить сам ветер, используя линии.
(Индивидуальная работа с учениками, анализ общих ошибок).
IV. Итог занятия
Обобщение темы занятия. Выставка работ.
Просмотр выставки сопровождается похвалой учителем каждого ученика.
– С каким новым материалом вы познакомились?
– Чем рисуют графики?
Уборка рабочих мест.