Система работы с одаренными детьми в общеобразовательном лицее

Разделы: Общепедагогические технологии


В системе образования города Новомосковска МОУ «Лицей» появился 21 год назад – в 1990 году. Именно тогда, в смутное для России время, инновационное учебное заведение открыло 7 классов для ребят нашего города, провозгласив основной целью работы формирование личности разносторонней, думающей, самостоятельно мыслящей, воспитание человека высоконравственного, глубоко и разносторонне образованного. Заявив о создании классов гуманитарного и естественно-математического направления, что было новым в практике работы школ, педагогический коллектив, тем не менее, был нацелен на такую образовательную систему, которая через переосмысление достижений старой школы, обновление содержания образования и поиск новых эффективных форм обучения, формировала бы человека новой демократической России, умеющего и любящего учиться, подготовленного к жизни в самом широком смысле. Именно поэтому на гербе лицея, который появился как плод совместного творчества лицеистов и учителей, написаны слова великого А.Пушкина: «И в просвещении стать с веком наравне».

Инновационные учебные заведения тогда оказались в особой ситуации: мы были вполне самостоятельны, выбирали свой учебный план, учебники, определяли количество учебных кружков и факультативов, и это давало нам огромные возможности для того, чтобы работать с приходящими к нам детьми. Уже тогда мы избавились от иллюзии, что к нам придут те самые одарённые дети, работать с которыми будет легко и просто. Всё оказалось гораздо сложнее. Дети пришли разные. Большинство были в основном способными или очень способными, а вот были ли они одарёнными? Не было опыта работы с такими детьми, не говоря уже о системе: ведь лицей сам ещё нащупывал пути своего развития. Тем не менее, уже тогда в нашей педагогической неразберихе мы признали, что «каждый ребёнок талантлив» и понимали, что нужно определить
принципы, цели, содержание и методы обучения в работе с одарёнными детьми, что мы и сделали.

Общие принципы обучения к основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения – специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям обратим особое внимание на следующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной – подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелёгким делом.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

В этой связи не могли мы не коснуться и содержания образования, осуществляя четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления и/или перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может свести на нет все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.

Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных учебных программ.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.
Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Процесс обучения одаренных детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезны и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео, ОУО и т.п.).

Ведущими педагогическими идеями, положенными в основу работы педагогического коллектива лицея, стали:

– развитие творческих способностей лицеистов, формирование черт творческой личности;
– уважение к таланту и творческой личности;
– широкая образованность, разностороннее развитие лицеистов;
– взаимное доверие педагогов и лицеистов.

В лицее сложилась воспитательная система, которая выражала совокупность деятельности, включающей 3 сферы (каждая из сфер выступает как подсистема воспитательной системы):

– учебную;
– внеклассную образовательную;
– внеурочную.

Системообразующей деятельностью в воспитательной системе лицея является учение как целостный процесс творческого содружества учителя и ученика по освоению учебного материала.

Педагогический коллектив понимал, что нужна хорошо продуманная, эффективная система, которая и позволяла бы решать поставленные задачи.

Вначале многое рождалось спонтанно, вдруг. Появлялись многочисленные вопросы о религии, о Библии – тут же появлялся спецсеминар по этому вопросу. Возникла потребность в лицейской газете – родились «Лицейские ведомости», потянулись к театру – появился первый лицейский театр, который начинал с Шекспира. Через год возникла потребность в создании научного, творческого конкурса «Эврика» – он появился и существует по сей день. Ещё через два года в жизни лицеистов появилась конференция «Юность. Наука. Культура». Лицей жил и развивался. Складывались и обогащались традиции. Менялись поколения лицеистов. Сегодня мы вошли в новый период своего развития. Теперь уже в лицее учится 360 человек с 5 по 11 класс. Это поставило перед нами новые задачи: во-первых, надо было выстраивать новую систему работы с учётом появления среднего звена; во-вторых, надо было включить малышей в систему сложившейся работы.

В период подготовки к переходу на новые образовательные стандарты работа в этом направлении приобретает особое значение. « Сегодня на смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет прямо зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их творческих и личностных возможностей».Эти слова Юркевич Виктории Соломоновны, к.пс.н., профессора, заведующей лабораторией «Психология одаренных детей» ( МГППУ, г. Москва ) довольно точно обозначают ориентиры работы в этом направлении. В прошлом и текущем учебном году мы тоже сделали эту работу более организованной и целенаправленной. Мы включили в план работы такие разделы, как «План мероприятий по реализации национального проекта «Образование», включив в него раздел «Работа с одарёнными детьми», «План реализации президентской инициативы «Наша новая школа», третий пункт которого, тоже предусматривает работу с одарёнными детьми. И, наконец, частью образовательной программы лицея станет подпрограмма «Одарённые дети», которую мы разработали и приняли на заседании научно-методического совета. Важность работы в этом направлении подчёркнута появившимся совсем недавно информационным письмом Министерства образования и культуры Тульской области «О работе с одарёнными детьми». Именно в этом письме отмечается, что в нашем регионе сложилась определённая система работы с одарёнными детьми. В частности, в нём отмечается, что основными формами выявления и поддержки одарённых детей является проведение массовых мероприятий, особо подчёркнута значимость олимпиадного движения и в первую очередь всероссийская олимпиада школьников по различным предметам, в которой мы добиваемся высоких результатов из года в год.

Добавим ещё участие лицеистов в олимпиадах вузовских (таких, как «Ломоносов», «Наследники Левши», «Шаг в будущее» и т.д.) Особо скажу о дистанционных олимпиадах, которые вошли в практику работы лицея не так давно. Мы предлагаем принимать участие в дистанционных олимпиадах центра дистанционного образования МГУ. В прошлом учебном году во второй тур олимпиады по физике вышли 9-классники, а ученица 9 класса стала лауреатом 1 филологической олимпиады по славянской литературе. Группы малышей принимают участие в интернет-карусели по английскому языку. Есть пример участия целой семьи в дистанционной олимпиаде по литературе.

Конечно, привлечь ребёнка к участию в такой олимпиаде – дело учителя. Убедить в необходимости, убрать неуверенность, помочь, если надо, – для этого нужен учитель, знающий и умеющий работать с такими детьми.

В лицее за годы его существования сложилась такая система работы с кадрами, которая позволяет повышать квалификацию учителей, готовит их в разных формах и на разных уровнях работать с одарёнными детьми. Ведь это одна из важнейших проблем, особенно при дефиците кадров вообще. Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми в целом включает в себя такие аспекты, как формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.

Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя.

Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального развития одаренные дети (а по большому счету и любые другие дети) осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности, общения и т.д. Между тем один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик (именно потому, что он ученик) исходно рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса.

Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями.

Кроме того, необходимо учитывать комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов, создавать систему консультирования и тренингов, которая эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития; создавать психолого-педагогические условия (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства, обеспечить демократизацию и гуманизацию всех обучающих процедур, создать творческую и свободную атмосферу учения. Особое значение приобретают профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогов, специфика образовательной инфраструктуры.

Характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей.

При составлении индивидуальных планов работы на год мы настоятельно рекомендуем нашим учителям планировать обобщение и осмысливание своего педагогического опыта, печатание статей и пособий, участие в профессиональных конкурсах, он-лайн-конференциях, веб-семинарах, дистанционных курсах, заочных форумах, педагогических марафонах, педагогических чтениях, педагогических мастерских самого разного уровня.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса – это деятельность, направленная на оказание квалифицированной и оперативной помощи детям в решении их ин­дивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в учебе; саморазвитием и самоопределением личности; эффективной деловой и межличностной коммуникацией; жизненным самоопределением; успешностью обучающихся на всех этапах обучения и воспитания.

Особое значение мы придаём психолого-педагогической поддержке одарённых детей, которая состоит из:

  • выявления и развития способностей;
  • поддержки интеллектуальной одаренности (способности к обучению, к анализу, критике);
  • поддержки творческой одаренности.

В соответствии с документами, определяющими развитие системы поддержки и сопровождения талантливых детей, мы создаём такую образовательную среду, которая должна вызывать у школьника интерес); стать средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта; должна быть насыщена ситуациями, способствующими творчеству (причем творческий акт должен сопровождаться проживанием успеха). Успешность обучающихся – важнейшее условие создания их мотивации в учебной и внеучебной деятельности. Предоставляя наиболее способным и одарённым учащимся оптимальные возможности для реализации их индивидуальных способностей, дарования, талантов, мы выстраиваем систему участия обучающихся не только в предметных олимпиадах, но и в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах самого разного уровня. Особую роль в выявлении одаренных учащихся, в развитии их способностей играет проектная, творческая учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность лицеистов, ориентируемая на максимальное развитие индивидуальности ребенка и являющаяся одной из эффективных современных образовательных технологий. Она ведётся в соответствии с Положением о научно-исследовательской работе под руководством зам.директора по научно-методической работе, руководят ею преподаватели-профессионалы.

Наиболее интересные, серьезные исследовательские и творческие работы представляются на различные конкурсы, конференции городского, областного, федерального уровней. Лицеисты активно участвуют в различных проектах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». С 2005 года МОУ «Лицей» является руководящим органом Тульского отделения Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего». На 25 мая 2011 года в составе отделения числится 81 член: 78 обучающихся и 3 педагога.

Интеллектуальные и творческие состязания, в которых участвуют лицеисты, отличаются разнообразием и охватывают все большее число учащихся лицея. Теперь мы принимаем участие не только в тех конкурсах, которые предлагает нам образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» (а их более пятидесяти). Мы сохраняем традиционное участие в конкурсах по русскому языку «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру», «Авангард», быстро реагируем на появление новых конкурсов и чемпионатов. Мы почти всем лицеем принимаем участие в олимпиаде по английскому языку «Британский бульдог», в игре по истории «Золотое руно», в этом году мы приняли участие в новом для нас конкурсе по математике, русскому языку, английскому языку «Олимпус», в молодёжных чемпионатах по математике, английскому языку, географии, международной игре по физике «Зубрёнок». Я говорю о тех конкурсах, которые носят статус международных или всероссийских. Не забываем мы и о муниципальных и региональных конкурсах. Однако начинаем мы с нашего лицейского конкурса, который по-прежнему не сдаёт своих позиций и является мощным стимулятором самореализации учащихся лицея, способствует выявлению и поддержке одаренных, способных, талантливых детей. В 2010-2011 учебном году было разработано и утверждено новое «Положение о конкурсе «Эврика», которое учитывает современные реалии существования лицея, произошедшие в нём изменения. Новым стало и то, что мы издали сборники работ победителей и лауреатов конкурса «Эврика». Кроме того, в наших планах сделать наш конкурс городским.

Формируя научно-исследовательские навыки обучающихся, развивая творческий потенциал одарённых детей, мы расширяем образовательное пространство лицея, предполагаем установление новых и развитие уже имеющихся региональных и межрегиональных связей. Так, в прошлом учебном году мы заключили договор о сотрудничестве с Хвалынской философской школой, чтобы найти область для развития детей, склонных к такому виду деятельности, как философия. Руководит этой группой учащихся кандидат философских наук, лауреат премии МАН Елена Владимировна Грекова. Кроме того, мы сотрудничаем с Центром для одарённых детей Ленинградской области «Интеллект».

Кроме того, мы широко используем дополнительное образование, которое даёт каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Таким образом, всё вышесказанное позволяет сделать вывод о сложившейся в лицее системе работы с одарёнными детьми, в которой максимальной мере учитываются интересы одаренного ребенка, предусматривается наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети), включаются элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.