Математическое путешествие в сказку К.И. Чуковского "Путаница". Устные приемы вычислений в пределах 20. 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему ещё неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Поэтому урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё его дальнейшее образование.

Главное в моей разработке то, что она составлена с учетом возрастных особенностей. Как известно, в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, преобладающий вид деятельности – игра, дети любят читать сказки. Это является для меня главными критериями при выборе формы урока. А новые технические средства помогают сделать изучаемый материал современным, увлекательным. Он становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.

За основу урока я взяла сказку К.И. Чуковского «Путаница». Она всем знакома и любима с детства. Идея урока такова: чтобы исправить ошибку, и все животные стали по-своему разговаривать, необходимо справиться с предложенными заданиями. Таким образом, уже вначале дети могут сформулировать цели и задачи на данный урок. У них появляется мотивация к правильному выполнению всех заданий, так как только в этом случае их ждет ситуация успеха.

Цели урока:

  • закрепление знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20, с переходом через десяток;
  • развитие познавательных интересов и умения делать выводы, основанные на выполненных действиях;
  • воспитание взаимопонимания, аккуратности и нравственных качеств личности ребенка.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, компьютер.

Авторский медиапродукт: презентация.

Тип урока: Закрепление знаний.

Форма: Урок-сказка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Приветствие детей.

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

– Сегодня на уроке мы повторим таблицу сложения в переделах 20 и соответствующие случаи вычитания. Но чтобы со всем справиться, вы должны быть очень внимательными.

II. Концентрация внимания детей.

Слайд 2.

– Что перепутал художник?

– Звери произносят не свои звуки.

– Кто узнал эту сказку и может назвать её автора?

– К.И.Чуковский «Путаница».

– Вы правы…(прочитать начало сказки).

Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!

III. Подготовка руки к предстоящей письменной работе.

Слайд 3.

Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал —
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал

– Ребята, посмотрите на зайчика, у него длинные ушки. Давайте покажем какие. (Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны.)

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

IV. Постановка цели.

– Зайчик один уговаривал непослушных зверей.

"Кому велено чирикать —
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать —
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!"

– Давайте поможем ему.

Дети соглашаются.

V. Минутка чистописания.

Слайд.4.

Зайчик изображен с помощью цифр. Детям предлагается задание.

– Найдите цифры, которые спрятали зайчика. (Дети называют их устно.)

– 8, 6, 3, 0

– Расположите их в порядке возрастания и аккуратно пропишите строчку.

– 0 3 6 8 0 3…

Молодцы, вы справились с этим заданием и мы можем продолжать наше путешествие.

VI. Устный счет.

Слайд 5.

– Перед нами котята.

"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"

– Давайте исправим эту ошибку. Для этого мы должны правильно найти значение выражений.

Дети выполняют задание устно и показывают ответ на магнитной доске, а учитель нажатием мышки открывает верный ответы на экране (фронтальная проверка).

  • 12+5= появляется 17
  • 19-10= появляется 9
  • 8+7= появляется15
  • 14-6= появляется 8
  • 9+3= появляется 12
  • 15-8= появляется7
  • 9+9= появляется 18

Когда всё задание выполнено, открывается Слайд 6, где котята мяукают. Этот слайд играет поощрительную роль, он показывает, что дети добились первых успехов.

– Мы справились с заданием

Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!

Можем продолжать путешествие.

VII. Задание на логическое мышление и развитие математической зоркости.

Слайд 7.

– Посмотрите на уточек, чтобы они опять закрякали, нам надо выполнить задание.

Глядя на выражение, ребята должны проанализировать компоненты и результат. Затем решить каким действием удалось его получить.

  • 14*6=8

дети делают устные выводы, называют действие, которое приведет к данному результату, записывают выражение, а затем учитель щелчком мышки выводит знак. После чего следует самопроверка.

  • 7*9=16
  • 5*8=13
  • 19*9=10
  • 7*7=14
  • 8*4=12

Устный анализ проводится над каждым выражением.

Запись в тетради.

14-6=8   19-9=10
7+9=16   7+7=14
5+8=13   8+4=12

Когда задание полностью выполнено, открывается слайд 8.

– Мы видим, что утята исправились.

Утята крякают:
Кря-кря-кря!

– Можем продолжать путешествие.

VIII. Задание на сравнение выражений. Дети видят следующий слайд.

Слайд 9.

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!

– Мы можем это исправить, если выполним следующее задание.

Выражения для задания подобраны по теме урока. Необходимо их сравнить.

  • 9+4…7+6
  • 15-6…8+7
  • 6+5…11-9

Задание выполняется в тетради. Учитель обращает внимание на правильное оформлению задания в тетради, так как оно отличается, от выполненного на слайде.

Запись в тетради.

9+4=7+6   15-6<8+7   6+5>11-9
13=13   9<15   11>2

– Ребята, мы исправили эту ошибку. Слайд 10.

Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!

IX. Физминутка.

Следующий слайд тоже направляет ребят на исправление ошибки, но он подводит детей к физминутке. Слайд 11.

– А эти курочки почему-то крякают, но у них другая проблема. Пропали цыплята. Давайте поможем их отыскать. И тем самым, отдохнем от сложных заданий.

Слайд 12. Появляется потерявшийся цыпленок, именно с ним дети делают зарядку. Слайд имеет музыкальное сопровождение. (Файл находится в одной папке с презентацией)

Шёл цыпленок по дорожке,
(Дети шагают.)
Прыгал он на правой ножке
(Прыгают на правой ножке.)
А ещё кружился смело,
(Кружатся.)
Лапками махал умело.
(Машут руками.)
Он спешил к себе домой
К милой мамочке родной.
(Садятся на место.) Слайд 13.

– Посмотрите, вот и нашлись цыплята, а мы отдохнули и можем продолжать путешествие.

X. Задача.

Слайд 14.

Ребята, посмотрите, что случилось в лесу.

Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!

– Мы можем исправить эту ошибку, если решим задачу.

С одного куста МИШКА сорвал 7 ягод малины, а с другого на 3 ягоды больше. Сколько ягод малины сорвал МИШКА с двух кустов?

Решению и оформлению задач по УМГ «Гармония» дети учатся во 2 классе, но я начинаю работать над этой темой в 1 классе. Поэтому, когда мы подходим к теме «Задача» мои дети уже могут самостоятельно выполнить рисунок, решение и записать ответ.

Коллективное решение задачи:

Прочитайте условие задачи.

– О чем задача?

Прочитайте вопрос задачи.

– Что необходимо узнать?

Можем ли сразу ответить на вопрос?

Делаем необходимые выводы. Дети уже на данном этапе определяют, что задача в 2 действия.

Совместно составляем рисунок. Выполняем его на доске и в тетрадях. Решаем задачу.

1) 7+3=10(ягод) – со 2 куста.
2) 7+10=17(ягод)

Ответ. С двух кустов Мишка собрал 17 ягод малины.

После этого происходит проверка . Слайд 15.Появляется слайд с веселым медведем, а на корзине с малиной написано количество ягод-17.

– Сравните наш ответ, с тем, что на экране.

Дети делают вывод, что правильно решили задачу.

После задачи следует включить задание, не требующие сложных умственных операций.

XI. Задание на внимание.

Слайд 16. Ребята должны найти и показать геометрические фигуры, спрятанные на рисунке. Данное задание может быть проведено, как физминутка для глаз. Тогда дети должны обвести глазами эти геометрические фигуры.

Когда задание выполнено, то появляется следующий слайд 17, глядя на который дети делают вывод, что они справились с заданием.

– Воробей вновь зачирикал, а это значит, что мы верно выполнили это задание.

XII. Самостоятельная работа.

Слайд 18. В заключение урока проводится самостоятельная работа по теме, которая позволяет учителю сделать выводы по усвоению изученного материала детьми и спланировать дальнейшую работу по теме.

– Что здесь происходит?

А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Воспитательный момент. Напомнить детям, что очень опасно играть со спичками. К чему эта игра может привести. Какой № телефона важно знать. Рассказать о профессии пожарного.

– Если мы правильно выполним задание, то узнаем, кто потушил горящее море в этой сказке.

15-9+4+7-8-3+5+9=

Предложено 3 ответа, рядом с которыми рисунки:

20 – бабочка; (это правильный ответ)
9 – пироги;
1 – пожарная машина. Можно связать с № телефона 01.

Ребята самостоятельно решают цепочку, в результате оказывается, что верный ответ 20.

– Ребята, какой ответ у вас получился? 20.

– Кто потушил море в сказке К.И. Чуковского?

– Бабочка.

Слайд 19.

Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать —
И потухло.

XIII. Итог урока.

–Вы справились со всеми заданиями, посмотрите, что у нас получилось. Слайд 20.

Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!

– Всё вернулось на свои места.

XIV. Домашнее задание, выставление оценок.

– Проверить с каким настроением дети остались после урока. Слайд 21. Нарисованы 3 лица (с улыбкой, нейтральное, грустное) Нарисуйте на полях лицо соответствующее вашему настроение после этого урока.

В данной работе использованы:

  • Сказка К.И. Чуковского «Путаница».
  • Физминутки, фоны для презентаций, анимации взяты из Интернета.
  • Изображения животных (котят, утят, кур, воробья) иллюстрированы автором.