Урок графики. 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


За многие года своей жизни, я наблюдала за людьми, сидящими на лекциях, на каких-то занятиях, где надо много слушать, на совещаниях, -все, если есть в руках карандаши, ручка, бумага, рисуют какие-то элементарные знаки, изображения. Делают это с удовольствием, непроизвольно и естественно.

Преподавая рисование учащимся 5\7 классов (я двадцать лет работаю в ГОУ Лицей №554 Приморского района Санкт-Петербурга) я знаю, что у детей разные способности к рисованию. И хотя я «шаг за шагом» спокойно и терпеливо учу правильно смешивать краски, соблюдать пропорции, перспективу, далеко не у всех получается работать с красками.

И тогда я обратилась к графике – ведь это доступно. Пришла мысль – собрать самые простые изображения и сделать работу «Упражнения по графике». И действительно, настроение у ребят изменилось. Такой вид деятельности оказался им всем по силам, вызывая удовлетворение своей работой. Все работали с большим удовольствием, потому что получалось у каждого.

Начинаю обучать графике с упражнений. У каждого ученика на парте черная гелиевая ручка и лист 210*294 мм из папки для черчения. Лист делим на 12 клеток. Это 12 упражнений. Они получаются хорошо у всех. Пока это не творческая работа, но дети осознают, что это по их силам: каждый сможет это нарисовать. Так мы переступаем психологический порог, что они «не художники».

Упражнения по графике.

1 работа рассчитана на 2 урока. На первом уроке ученики свой альбомный лист в вертикальном положении, под руководством учителя, расчерчивают на 12 равных частей. Далее учитель объясняет и показывает на доске, поочередно, каждое из 12 упражнений. Чтобы работа получилась аккуратная, красивая, на одном уроке можно выполнить только 6 упражнений. За каждое занятие школьники получают свою оценку.

Советы:

  1. Упражнение №1 – точечная графика. Учитель объясняет, что руку надо держать вертикально и ставить (.) очень быстро. В классе, в это время, от стуканья стоит большой шум. Тогда я предлагаю подложить под рабочий лист другой лист. Дети отмечают, что стук резко уменьшился.
  2. Если ручку держать не вертикально, то получится точка с «хвостиком», что недопустимо.
  3. Упражнение №1 достаточно трудоемкое. Поэтому я предлагаю, чтобы ученики точками изобразили элементарный рисунок. Например – тучка, ромашка. Выполнение остальных упражнений не так длительно.

После упражнений идет работа «Волшебное дерево». Пошел полёт творческой мысли. Мы обсуждаем, что у дерева есть корни, ствол, ветки, листья, плоды. Рисунок выполняется на листе квадратной формы. Вокруг рамка шириной 4,0 см. рамка делится на определенное количество частей. Это паспорт выполненной темы. Каждый ученик выбирает свое «Волшебное дерево». Каких только деревьев мы не видели! Дерево «Бабочка», «Денежное дерево», «Компьютерное дерево», «Конфетное дерево». В рамке – паспорте дети рассказывают, с помощью элементарных рисунков, развитие этого дерева. Начинается творческая мастерская. В кабинете – тишина. Если есть вопрос – поднимается рука. Глядя на них, я получаю огромное удовольствие. Они творят. Потом все рисунки вывешиваем на классные доски. Подпись автора сзади работы. Получается анонимная выставка. Дети подходят, тихо обсуждают работы, выбирают лучшие, не зная автора. Далее, выбранные лучшие работы оформляю в рамки (их в кабинете 12 штук). Работы вывешиваются до окончания следующей темы. Я объясняю ученикам, как нужно красиво оформить их работы. Графика оформлена на черных паспорту, вставлена в белые деревянные рамки под стекло. Так можно сделать подарок своим друзьям и близким. Это начало. Они поняли, что это дано всем. Пришел интерес.

Так как у нас в Лицее есть химико-биологическое направление, то следующие темы мы выполняем по биологии. Мы рисовали динозавров, змей, насекомых, лягушек, птиц, животных. На рисунке обязательно рамка – биологический паспорт, где изображено (в 12 частях) развитие, питание, размножение, места жительствам того биологического объекта, который они выбрали. Все эти птицы, динозавры, змеи, черепахи нарисованы графическими знаками, которые выбрали сами дети. Окончательные выставки приводят в восторг самих авторов. «- И это нарисовали мы? Мы это сделали!»

Начинается большая тема «Птицы». Она состоит из двух разделов: «Птица» и «Гнездо птицы». Работа рассчитана на 4 занятия. Каждая подтема – 2 занятия. Первое занятие – рисование рамки. Дети создают краткий биологический паспорт открыток с птицами. Ученики выбирают ту птицу, которая им нравится. Работа посвящена «Дню птиц», 1 апреля. Мы выполняем ее в третьей четверти. Интерес к этой работе в графике вырастает в связи с тем, что осенью ученики уже рисовали тех же птиц акварельными красками. Что нравится больше? Какая работа получается лучше?

Тема №1 – «Птицы».

Работа рассчитана на 2 урока.

Урок №1. Выполнение рамки.

Оборудование:

  • альбомный лист, методические таблицы;
  • учебная и художественная литература о жизни птиц;
  • ручки с черным гелем, линейка 25 см, карандаши;
  • резинки, открытки с изображениями птиц.

Цели урока:

  1. Воспитательная. Воспитывать уважительное, бережное отношение к окружающему миру, к природе.
  2. Развивающая. Цель развития ребенка-ученика на моих уроках – дать знание не только по рисованию. Ребенок – это часть мира, часть вселенной, часть всех процессов, происходящих вокруг. Надо, чтобы ребенок подходил ко всему с творческой искоркой, с интересом и активно включался в образовательный процесс. Часто бывает, что надо совсем немного, чтобы ученик раскрылся в своем творчестве, поверил в свои силы.
  3. Образовательная. Дать знания по предмету, искусству, по становлению культуры ребенка.

Ход урока

1. Организация творческого процесса.

На доске написана тема урока. На левой доске прикреплены все рисунки птиц, выполненных в акварели, учеников данного класса. Плакаты с изображениями птиц. Учителем заготовлен плакат с чертежом будущей рамки.

В начале урока проходит проверка домашнего задания: что это за существо, для чего создано, сколько живет, какое гнездо у каждой из них.

2. Выполнение разметки рамки.

Учитель показывает на доске, как выполнять чертеж. После выполнения чертежа, дети проверяют, что должно получиться 12 прямоугольников.

3. Работа. На данные раздел отводится 10 минут.

4. Физкультурная минутка.

5. Ученики выясняют.

а) чем питается птица;
б) как размножаются;
в) где живут;
г) как перемещаются;
д) можно ли содержать в неволе и т.д.

Например:

  • Зимородок питается только рыбой.
  • Сова – мышами и лягушками.
  • Воробей – мелкими насекомыми, зерном, червяками.

Определились, какой корм нужен их конкретной птице и в полученной прямоугольной рамке рисуют корм их конкретной птицы.

Далее обсуждение размножения. Рисуют, в соответствующей рамке, яйца.

Где живут? В поле, на реке, в горах, на скалах. Опять заполняется соответствующая часть рамки.

Если проживание птиц связано с перелётом в зимнее время, то рисуют карту той части земного шара, куда птица улетает на зимовку.

Птица может содержаться в неволе. Дети рисуют клетку, загон, домик для кур.

Таким образом заполняется вся рамка.

Ученики заполняют рамку рисунками либо сразу гелиевыми ручками, либо сначала карандашом, дома обводят гелием.

Подведение итогов: дети показывают выполненные ими рамки. Кто не успел, тот доделывает дома. На следующий урок рамка должна быть готова. Каждый ребенок очень активно творит свою работу. Все уже полюбили свою птичку и получили информацию и о других птицах Северо-Западного региона. Они получили задание – очень аккуратно выполнить заполнение 12 прямоугольников, и конечно выполнили правильно.

Урок №2. Рисование птицы в графике.

Оборудование:

  • готовые прорисованные работы-рамки;
  • гелиевые ручки черного цвета, карандаши ТМ;
  • резинки, чучела птиц, плакаты птиц;
  • открытки с изображениями птиц;
  • выставка учебных книг и художественная литература о птицах.

Ход урока

1. На доске написана тема урока.

2. На левой доске выставка акварельных работ птиц учеников данного класса.

3. На партах рисунки с готовыми заполненными рамками по жизни птиц.

4. Учитель вместе с учениками обсуждают литературные произведения о жизни птиц. Дети принесли книги о птицах, желающие ученики прочитали стихи Маршака, Заболоцкого и т.д. о птицах. Обсуждение длится 10 минут.

5. Ученики рисуют карандашом контур птицы, крылья. Рисунок должен заполнить почти весь объем внутреннего квадрата. 10 минут.

6. Физкультурная минутка – 5 минут.

7. Дети заполняют рисунок птиц графическими знаками по своему желанию. В это время в ласе звучат песни о птицах.

8. В конце урока ученики показывают получившиеся рисунки птиц. Кто не успел закончить, тот получает разрешение закончить дома.

Тема №2 – «Рисование гнезда птицы».

Рисование гнезда так же проводится на 2-х уроках:

  1. Рисование рамки – паспорта гнезда.
  2. Рисование самого гнезда.

Урок №3. Рисование рамки данной работы.

На левой стороне доски вывешены все рисунки птиц, выполненных в графике данным классом. На правой доске написана тема урока. Написан весь процесс появления птенцов.

Оборудование:

  • чистые листы альбомной бумаги.
  • гелиевые ручки черного цвета, карандаши ТМ;
  • резинки, готовые птичьи гнезда;
  • выставка книг, посвященных птицам.

Ход урока

1. Учитель с детьми обсуждают: что же такое гнездо?

Делают вывод – это дом для птиц.

Всегда ли дом строят сами птицы?

Ответ – бывают скворечники. Материал – дерево.

2. Объявление темы урока.

3. Вычерчивание рамки – паспорта по данной теме.

4. Физкультурная минутка. Обсуждение с учениками процесса появления, высиживания и кормления птенцов.

5. Обсуждение материалов, из которых птицы строят гнезда.

6. Обсуждение, где расположены гнезда.

7. Дети самостоятельно вычерчивают рамку – 10 минут.

8. Проведение физкультурной минутки – 5 минут.

9. Обсуждение с учениками процесса появления птенцов.

Дети рассказывают, чем внешне самец отличается от самки (по величине, по окраске, по пению). Они об этом читали, ходили в зоологический музей, слышали на уроках. Дальше идет обсуждение вопроса: «Что такое гнездо?»

Делают вывод: «это дом для птиц».

- «Дом надо из чего-то построить? Какие бывают гнезда? Из какого материала?»

- «Из травы, перышек, глины, веточек»

- «Как скрепляется этот строительный материал?»

7-10 минут.

10. Ученики заполняют рамку – паспорт – 13 минут. Можно пользоваться учебной литературой.

Урок №4. Рисование гнезда.

На доске написана тема урока. В кабинете учитель выставляет макеты и рисунки гнезд.

На партах у учеников листы с готовыми рамками, в которых можно увидеть в рисунках информацию о строительстве гнезда, высиживании и кормлении птенцов.

Задача: на данном уроке необходимо нарисовать внутри рамки гнездо птицы, которую ученики уже нарисовали на предыдущих уроках. Ученики в течении урока должны нарисовать гнезда выбранных и нарисованных ими птиц.

В конце урока на классных досках проводится выставка рисунков и обсуждение работ.

В середине урока дети выполняют упражнения «физкультминутки». Упражнения имитирую движения птиц.

Проведенные уроки по графике показывают, что в целом у учащихся Лицея сформировано правильное представление о графике. В конце каждой темы мы с учениками вывешиваем на классных досках все рисунки класса. Все ребята были очень довольны за себя и за своих товарищей. Они гордились проделанной работой и им хотелось рисовать более сложные темы. Больше всех радовалась я, глядя на своих учеников.

Приложение