Цель урока: Способствовать осознанию студентами роли классической музыки в воспитании детей.
Задачи урока:
- Показать, в чём заключается значение классической музыки в формировании личности ребёнка.
- Раскрыть возрастные особенности восприятия музыкальных произведений.
- Проанализировать возможность использования музыкальных средств в семейном воспитании.
Рекомендуемый музыкальный материал: И.И. Шварц “Мелодия” из кинофильма “Белые ночи”, русские народные колыбельные, Л. в. Бетховен “К Элизе”, П.И. Чайковский “Старинная французская песенка”, И.С. Бах, фрагмент пьесы “Шутка”, К.А. Дебюсси “Лунный свет”, В.А. Моцарт, фрагмент “Фантазии ре-минор”, П.И. Чайковский “Сладкая грёза”, Л.в. Бетховен, фрагмент “Патетической сонаты”, Ф Шопен “Вальс”.
Здравствуйте, уважаемые студенты. Тема нашей встречи — “Музыка в воспитании ума и сердца”. (Звучит “Мелодия” из кинофильма “Белые ночи” И.И. Шварца).
Известно, какое сильное воздействие музыка оказывает на наши эмоции и мышление, душевное и физическое здоровье. Особое значение, как об этом свидетельствуют данные ряда исследований, она имеет для развития детей.
Ребёнок начинает эмоционально реагировать на музыку с первых дней жизни. Более того, опыт восприятия музыки, вкусы начинают формироваться у ребёнка ещё в утробе матери. Через четыре месяца после зачатия ребёнок хорошо слышит, реагирует на звук, узнаёт мелодию. Любимые композиторы ещё не родившихся детей — Вивальди, Моцарт (ранний период творчества). Начиная с 25 недели, ребёнок буквально подпрыгивает в такт весёлой, радостной, игривой, лёгкой музыки и успокаивается, расслабляется во время звучания нежной музыки.
Родившийся малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он затихает и засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, тёплые интонации голоса мамы, ласковое обращение, монотонность пения.
Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия — это душа музыки. Колыбельные песни — первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. (Исполнение колыбельной).
Побуждать ребёнка “петь” можно с четырёх месяцев.
Обратите внимание на певучие звуки, которые слышны, когда ребёнок гулит, и запомните их. Затем на мотив какой-либо песни весело пойте, копируя лепет своего малыша, тщательно пропевая протяжные, певучие звуки из репертуара карапуза. Если ваша совместная деятельность находит высокий эмоциональный отклик у малыша, пробуйте во время пения вводить новые звуки и слова. Чаще меняйте высоту и ритм в ваших музыкальных уроках.
Братишкам и сестричкам в возрасте от 2 до 10 лет между импровизационными мамиными или папиными исполнениями можно придумать творческие задания, например:
1. Зажмурьте на минутку глазки. Представьте мамино лицо. Радушный взгляд, улыбку-сказку И колыбельное добро. В словах и жестах, нежных, мягких, В дыхании сердечной теплоты, В сочувствии к ошибкам непонятным, В секундах музыкальной суеты Влюблённый аромат вы сохраните В воображении лиричных слов. И нежно красками изобразите Букет цветов красивейших тонов. | 2. Где же музыка живёт? Как её услышать? Может, это дождик льёт Слёзоньки по крышам? Или солнышко с утра Радуется пению Изумрудной чистоты Сказочной капели? Где же музыка живёт? В танце или в ласке? Нарисуйте свой ответ Красками, как в сказке. |
Колыбельность – это начало познания музыки и жизни, это потребность счастья, любви, ласки и добра, пожелание богатства и благополучия.
Прекрасные слова: добро, любовь, счастье, теплота, искренность — согреют лаской, доверием, чистотой чуткую душу малыша и умудрённую знаниями и опытом душу взрослого человека. (Звучит “К Элизе” Л. в. Бетховена).
Ребёнок открыт для мира, для любой деятельности. Он впитывает в себя всё интересное, новое, он ещё полностью доверяет взрослым и хочет у них учиться всему на свете. Надо только суметь использовать эту готовность.
В работе с дошкольниками есть два взаимосвязанных пути воспитания: музыкальная игра и сказка. Как же трудно играть с детьми каждый день, сохраняя непринуждённость, увлечённость и радость! А ведь каждая встреча с музыкой должна приносить детям истинную радость.
На основе многих сказок можно импровизировать и рассказывать малышам о том, как Музыка нужна людям, как она несёт красоту, добро, счастье и дружбу, как Музыке может мешать великан Шум, поселяя в людей страх и ненависть, и люди, объединённые Музыкой, обязательно победят страшного врага.
Первым музыкальным заданием может быть задание научиться слышать тишину. Вы удивитесь, но и этому надо учиться. Чтобы было интересно, можно поиграть в игру “Услышьте звук”. Мама поёт песню и в какой-либо фразе протяжённо, тихо, нежно исполняет один звук, а дети должны прислушаться к этому звуку и, когда он закончится, поцеловать маму.
Очень важно, чтобы ребята играли с удовольствием и желанием. Ведь игра — это лакомство, позволяющее всесторонне развивать, обучать и воспитывать детей в любом возрасте. По мнению О.С. Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель — удовольствие от игры “ХОЧУ”. Вторая цель — выполнять правила игры “НАДО”. Третья цель — творческое выполнение игровой задачи “МОГУ”.
Музыкальная игра воспитывает в детях волю, сосредоточенность, чувственность; развивает внимание, слух, фантазию, воображение, память, мышление; обучает пониманию действий, быстроте реакции, музыкальным и двигательным знаниям, умениям и навыкам.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с характером музыки.
Медлительные дети нуждаются в музыке подвижного, быстрого характера. Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа. Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии), требуется музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
— Как вы думаете, для каких детей может быть полезной по восприятию такая музыка?
(Звучит “Старинная французская песенка” П.И. Чайковского).
“Старинная французская песенка” Петра Ильича Чайковского успокоит гиперактивных детей своим нежным, мягким, таинственным, мечтательным, загадочным настроением.
Весёлая, добрая, изящная, красивая “Шутка” немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха подарит медлительным детям лёгкое, добродушное, танцевальное настроение. (Звучит “Шутка” И.С. Баха), а музыка французского композитора Клода Дебюсси очаровательной палитрой блестящих, прозрачных, лунатических, затаённых, мягких и чистых красок обрадует дистонических детей. (Звучит “Лунный свет” К. Дебюсси).
Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а значит, чувствовать. Она воспитывает мысли и чувства, кругозор и эмоции, целеустремлённость и коммуникабельность.
Следовательно, музыка развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное — и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Но главное, музыка — это источник детской радости. В раннем возрасте ребёнок, естественно, открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в школьной музыкальной деятельности раскрывает себя и свой творческий потенциал.
Итак, перед нами дети 7-10 лет. Доверчивые и эмоциональные, непосредственные и непоседливые, любознательные и уверенные в том, что они всё могут, такие разные и такие непростые.
Если стиль мышления дошкольника выражался в монологе (ребёнок не заботился о реакции других людей, не пытался понять другого человека, принять его точку зрения), то младший школьник вступает в диалог, у него постепенно формируется совместное общение, возникает потребность в обмене информации.
Если для дошкольника главным была игра, в процессе которой формировалась личность ребёнка, отрабатывались жизненные установки, правила общения, то основным фактором психического развития младшего школьника становится учебная деятельность.
Поступление в школу — важнейший момент в жизни ребёнка. К ребёнку, впервые в жизни, начинают предъявлять требования, как члену общества. Понимая эту сложность, необходимо постепенно включать ребёнка в новую для него учебную деятельность, осваивая её формы, виды, правила и используя привычные для него условия игровой деятельности.
Процесс вхождения ребёнка в мир музыкального искусства невозможен без дидактических музыкальных игр, без слушания музыки, пения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности, импровизации.
Одним из гениев импровизации XVIII века был великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Он родился в семье профессионального музыканта. В их доме постоянно звучала музыка, вокальная и инструментальная. Отец служил в придворной капелле, был композитором и хорошим скрипачом, а сестра Моцарта Анна — клавесинисткой. Вольфганг уже в раннем детстве поражал всех своими исключительными музыкальными способностями: в 3 года играл на клавесине, в 4 года сам пробовал сочинять музыку, а в 5 лет был уже признан как отличный клавесинист. В 6 лет дал первый концерт.
Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент, наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы не переутомить ребёнка. Но маленький гений был настойчив: за недолгое время Вольфганг овладел игрой на скрипке и органе.
Однажды австрийский император, желая смутить маленького музыканта, заявил, что играть 10-пальцами не так уж и сложно. Вот если бы одним. Тут Вольфганг подбежал к клавесину и одним пальцем сыграл мелодию только что исполненной пьесы так ловко и быстро, что все пришли в совершенный восторг. Потом закрыли клавиатуру платком, он как ни в чём ни бывало продолжал игру на закрытых клавишах.
Рос Моцарт весёлым, жизнерадостным, незлобивым мальчиком. Очень любил природу. Много времени проводил за городом. Атмосфера дома дышала спокойствием, уютом, радушием. Отец Иоганн Георг Леопольд Моцарт был ведущей фигурой музыкального Зальцбурга. В доме звучали новые произведения австрийских композиторов.
Отец стал первым и единственным учителем сына и дочери. Он понял, что мальчику присущи одарённость, удивительная эмоциональность, редкое внимание и сосредоточенность, тончайший слух (Вольфганг улавливал разницу между интервалами в 1/8 тона), ритм, музыкальная память.
Отец был одновременно строг и снисходителен, ласков и суров, настойчив и терпелив, проявляя в воспитании максимальную гибкость. Мама, Анна-Мария Пертль, была нежной, ласковой, доброй в общении с детьми. Такая любовь к детям помогла воспитать истинных гениев своего времени.(Звучит фрагмент “Фантазии ре-минор” В.А. Моцарта).
Какое прекрасное звучание имел XVIII век! А сейчас все мы пытаемся угнаться за временем, которое познают “глазами”. “Зрелищность”, “компьютерность” пронизывают всю нашу жизнь. С одной стороны, на детей обрушивается огромная масса самой разнообразной информации, с другой стороны — эта информация бессистемна, хаотична, поверхностна, а иногда и не вполне достоверна, но у детей создаётся впечатление, что они “всё знают”. Теле– и радиоэфир превращают музыку в привычный, однообразный, эстрадный звуковой фон жизни.
— Как не провалиться в пропасть низкого качества музыкального материала?
— Как удержаться в пространстве познания классической музыки?
— Как сформировать музыкальный вкус школьника?
— Как услышать и понять “живой” звук, а не механический звук звуковоспроизводящей аппаратуры?
Можно, конечно, начать обучение ребёнка в музыкальной школе, кружках эстетического воспитания, сделать семейной традицией посещение концертных залов, музеев, детских музыкальных абонементов, просмотр обучающих музыкальных передач, экранизаций опер и балетов.
А может быть, лучше самим научиться тихо, внимательно вслушиваться в каждой звук, в красоту звучащего музыкального произведения, в чувства окружающих нас людей.
Например, будущий композитор Пётр Чайковский в детстве с особым вниманием и трепетом слушал мамины рассказы перед сном: “Необъятна Русь-матушка, жизни человеческой не хватит, чтобы всю объехать, повсюду звучат песни негромкие, удивительные и волшебные”. Петя представлял в музыке благоухающие ромашковые поляны, стройные белоствольные берёзы, птичий гомон, звон бубенцов, безбрежный голубой простор, медовые вешние травы и напевал мелодии русских народных песен тихонько, нежно, ласково вместе с мамой.
В доме Чайковских любили музыку. Устраивались домашние концерты. Мама, Александра Андреевна, прекрасно играла на фортепиано и пела.
Папа, Илья Петрович, играл на флейте. В восторге были и дети. Няня, Фанни Дюрбах, француженка из Эльзаса, особенно гордилась Петей. Она называла мальчика маленьким Пушкиным за сочинение изумительных стихов. Однажды отец из Петербурга привёз диковинный ящик – шкатулку, небольшой механический орган. Это была оркестрина. Когда её заводили, она исполняла разные пьесы. Все слушали и ахали от восторга.
Так маленький Петя услышал в исполнении оркестрины музыку композитора Моцарта и полюбил её на всю жизнь.
“Если бы я не услышал Моцарта, то бы не стал композитором” – говорил потом Чайковский. Став взрослым человеком, Пётр Ильич часто возвращался в своё нежное, мечтательное детство. Давайте и мы с вами помечтаем о нежности, радости, ласке и доброте. (Звучит “Сладкая грёза” П.И. Чайковского).
С каким необыкновенным добром вы слушали произведение композитора Петра Чайковского! Это прекрасно, потому что добро учит уважению и сопереживанию, истинным и красивым чувствам, умным и сердечным действиям, светлому и чистому мироощущению в жизни. Добро — это духовные, душевные усилия ради детей, ради другого человека.
Музыкальное добро пробуждает в душах школьников заинтересованность и эмоциональный отклик. Именно доброта позволит относиться к детям как к звёздочкам. И при этом нельзя забывать, что у каждой звездочки — свой свет, своя температура, своя атмосфера, своя музыка и своя удалённость от нас.
— Что есть звездная музыка? Расскажите.
Для младших школьников музыка есть деятельность, и как всякая мыслительная деятельность она начинается с удивления, с вопросов: Почему? Для чего? Как?
Дети младшего школьного возраста легко запоминают то, что ярко, интересно и необычно. Для развития памяти необходимы наглядность, повторение, самоконтроль, осмысление запоминаемого материала, а также многократное прослушивание музыкальных классических произведений.
Подростки 11-15 лет отличаются от младших школьников повышенной тревожностью, раздражительностью, упрямством, неадекватными поступками, повышенной утомляемостью. Главным психическим новообразованием этого возраста является чувство взрослости. Если младший школьник только подражает взрослому, то подросток уже считает себя взрослым человеком, возрастает его самостоятельность. Главной становится потребность подростков в общении, в котором есть место и строгости, и душевности, и доброте.
Естественно, что только атмосфера доброжелательности, сотрудничества, сопереживания, взаимного уважения может обеспечить подросткам возможность “раскрыться” в восприятии классической музыки. Необходимо максимально активно загружать интеллектуальную деятельность подростков, позволить проявить свою самостоятельность и индивидуальность.
Прежде всего это творческие задания: определите лучшего исполнителя одного и того же музыкального произведения; услышьте пьесу и выскажите своё мнение; удивите, в хорошем смысле слова, учителя и товарищей своими знаниями о классической музыке; заинтересуйте своих сверстников рассказами о творчестве великих людей; составьте диалог о значении музыки в вашей жизни; умело и с уважением выслушайте любую мысль; сопоставьте разные мнения и сделайте вывод; организуйте деловые игры; самостоятельно подберите информацию по заданным темам, оформите свои работы, сочините кроссворды, таблицы, представления, рассказ, стихотворение...
Большой интерес представляет сопоставление музыки композиторов разных эпох и стилей.
Стиль классицизма, переходящего в романтизм, свойственен немецкому композитору Людвигу ван Бетховену. Жизнь и творчество этого человека были насыщены неустанной, напряжённой борьбой с жестокими ударами судьбы, обрушивавшимися на него в течение всей жизни. Великий музыкант боролся с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, боролся за жизнь, за счастье, за радость. Творчество Людвига ван Бетховена вполне соответствует созданию атмосферы мужественного, справедливого, свободного, напряжённого, страстного, интеллектуального познания мира. (Звучит фрагмент “Патетической сонаты” Л. в. Бетховена).
Родился Бетховен в 1770 году в немецком городе Бонне в семье музыканта. Его отец был певцом в придворной капелле, а дед служил там же капельмейстером. Отец Людвига был одаренным музыкантом, но легкомысленным человеком и к тому же любителем выпить. Из сына он задумал сделать второго Моцарта и стал обучать его игре на клавесине и скрипке. Однако скоро остыл к занятиям и перепоручил мальчика своим приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке и флейте. Бывало, вернувшись после веселой пирушки, отец будил сына среди ночи и заставлял играть бесконечные гаммы и упражнения на клавесине. Только гениальное дарование помогло Людвигу не возненавидеть музыку.
Чем старше становился Бетховен, тем сильнее хотелось ему покинуть провинциальный Бонн. Юноша мечтал учиться у великого Моцарта. В 1787 году он приезжает в Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: “Он всех заставит говорить о себе!” Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнает о болезни матери и спешит вернуться в Бонн. Мать умирает на его руках. Семнадцатилетний юноша вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступает в оркестр театра в качестве альтиста. Осенью 1792 года Бетховен решает уехать в Вену. К этому времени он уже опытный композитор и блестящий импровизатор, исполнитель.
Уже в первые годы жизни в Вене Людвиг ван Бетховен завоевывает славу пианиста-виртуоза. Его игра поражает слушателей, которые сравнивают ее с извержением вулкана, а самого Бетховена с Наполеоном. Его музыка отличается необыкновенной героической энергией, контрастами, трагедийной силой и грандиозными масштабами. Из музыки Бетховена исчезло все, что было свойственно венскому классическому стилю: изящная красивость, украшения, плавная ритмика, прозрачность звучания. Бетховенским представлениям жизни требовались новые краски, новые интонации, характерные для революционной эпохи: динамичные, резкие, упорные. Новаторская музыкальная речь Бетховена часто казалась странной, “неприглаженной”, режущий слух. Его порицали за изобилие духовых инструментов, за разрушение традиционных музыкальных форм.
“Сердце — вот истинный рычаг всего великого. Доброе сердце — прекрасный разум, злое сердце — жестокий ум”, – говорил Бетховен. И друзья отмечали в нём удивительное сочетание доброты, необычно детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладали таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор. (Звучит фрагмент “Лунной сонаты” Л. В. Бетховена).
Старшие подростки в 16 – 18 лет хотят быть современными. Но часто ли мы задумываемся, что это значит быть современными? Каким должен быть человек XXI века? Лидером? Бизнесменом? Человеком искусства? Экономистом?
Главную черту современности часто видят в технологическом прогрессе. А человеческое бытие с его потребностями души и духовности выпадает. Звуковое пространство заполоняется не музыкой, а шумами: звуками компьютера, осветительных приборов, рёвом машин, т.е. звуками искусственного происхождения. Музыка навязывается нам в автобусах, обрушивается из динамиков в магазинах. Всю эту музыку Клаус Кернер в своей книге “Акустическое наводнение раздражителей” назвал разрушительной и опасной.
Современная молодёжь чаще воспринимает музыку исключительно в форме клипа — нового жанра, построенного на последовательности музыкальных фрагментов, поддержанных мелькающим видеорядом, что формирует лишь некое впечатление, ощущение, но не полноценный художественный образ, так как в клипе отсутствуют важнейшие составляющие: преемственность и развитие во времени.
Возможно, клиповое сознание является реакцией на информационную перегруженность современного человека, попытку “свёртывания”, сокращения её потока, становится неотъемлемым и закономерным признаком современной музыкальной культурной среды. “Это самозащита, однако самозащита агрессивная, поскольку привычка к “клиповому сознанию” вытесняет все другие формы познания окружающего мира. Выбирая между простой и сложной работой, человек, как правило, делает выбор в пользу первого” (Глеб Черкасов).
Задумайтесь, “шум — звук — музыка”… Может, это дорога, ведущая к гармонии и жизни истинной музыки в наших сердцах, к классическому музыкальному пространству, чувственному вдохновению, индивидуальному ритму и темпу жизни, духовному очищению и благожелательным эмоциям?
Прислушайтесь к словам учёных, утверждающих, что музыка обладает прекрасной волшебной силой.
Например, музыка Моцарта (кроме реквиема) может успокоить. Произведения Бетховена способны активизировать, Шопена и Рубинштейна — снять чувство тревоги, Баха — сгладить излишнюю агрессивность, озлобленность и раздражительность, Чайковского — помочь расслабиться, снять эмоциональное напряжение...
Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно использовать в работе и с маленькими детьми, и с подростками. Так, раздражение, гнев можно снять музыкой Вагнера (“Хор пилигримов”), от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Бетховена (“К радости”), при нервном истощении можно использовать музыку Грига (“Утро”). Есть произведения (например, “Времена года” Чайковского, “Лунный свет” Дебюсси, “Грёзы” Шумана, “Ave Maria” Шуберта), которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться....
Подводя итог нашей лекции, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку, погружайтесь умом и сердцем в главную идею, развивайте восприятие, воспитывайте благозвучие добрых мыслей. Музыка напомнит о любви к людям, поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, подарит вам радость, добро, здоровье и наслаждение. Учитесь слушать и слышать музыку сердцем и душой.
Как научиться слышать музыку
И с добротою всё в ней понимать?
Как рисовать её в своем воображении
И чувство лада сердцем принимать?
Как нам расцвет восторга к жизни радостной
В искрящихся мелодиях создать?
А непогодное, холодное дыхание
Надеждой, теплотою согревать?
Вот сколько слов рождается в сознании,
Они как яркие огни различных чувств.
Друзья мои, любимые и славные,
Цените музыку среди других искусств!
(Звучит “Вальс” Ф. Шопена).