Урок окружающего мира в 1-м классе "Зима – покой природы"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, расширить знания об окружающем мире, зиме как об одном из времён года, прививать любовь к животным.

Оборудование: картины с зимними пейзажами, календари погоды, карточки с названием месяцев зимы, иллюстрации, отражающие зимнюю природу, жизнь растений и животных, запись фортепианной миниатюры "Утро" С.Прокофьева.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

2. Актуализация опорных знаний.

Ребята, на предыдущем уроке мы с вами говорили о том , как правильно себя вести. Учились общаться с людьми. Давайте вспомним правила общения.

А когда люди умеют общаться, они окружены друзьями. Друзья приходят в гости друг к другу. И к нам сегодня в гости пришёл один замечательный человечек. А-ну-ка , попробуйте отгадать кто-же это?

Меня не растили
Из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза-угольки,
Руки-сучки,
Холодный, большой -
Кто я такой? (Снеговик)

Конечно же, к нам в гости пришёл Снеговик.Но он пришёл не просто так , а с заданием для вас. Если вы отгадаете загадку, то узнаете тему нашего урока. Справимся с заданием?

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой).

3. Работа по теме урока.

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, и о тех изменениях, которые происходят в природе с её приходом. А почему так говорят- "Зима-покой природы", кто скажет? Ребята, а Снеговичок пришёл к нам со своим снежком, мы поставим его в сторонку и посмотрим , что с ним произойдёт к концу урока.

Ребята, многое о зиме вам уже известно, поэтому у Снеговичка есть для вас ещё одно задание. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете , присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко справитесь с этим заданием. А за правильные ответы от снеговичка в подарок будете получать маленьких снеговичков.

Снеговичок просит назвать приметы зимы и её признаки. А кто больше назовёт, мальчики или девочки, мы сейчас узнаем.(Соревнование, подсчитывание снеговичков).

4. Работа по учебнику.

Выразительное чтение текста "Звуки дивные зимы" Звучит в записи фортепианная миниатюра "Утро" С.Прокофьева. На фоне этой музыки учитель читает художественную зарисовку. На доске развешены картины и репродукции зимних пейзажей, передающих спокойствие, задумчивость, таинственность , безмолвие зимней природы.

Обсуждение по вопросам:

- Какими словами можно охарактеризовать зимнюю погоду в лесу?

- Кто назовёт больше звуков , нарушающих тишину природы, о которых говорилось в рассказе?

5. Физминутка.

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

Да, ребята, зима - не только покой природы, но и самое холодное время года.Солнце занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туманы, снегопады, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу.

Да, зима богата вьюгами и метелями. Ребята, а вы знаете как образуются снежинки?А вот как нам рассказал об этом известный сказочник Ганс Христиан Андерсен в своей сказке "Снежная королева" .

"Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю,они образуют сугробы."

6. Упражнение на развитие наблюдательности "Найди настоящую снежинку" на с. 51.

7. Изготовление снежинки по образцу из приложения учебника на с. 61.

- Какая получилась форма? Подбросьте её как можно выше и посмотрите, как она кружится.

8. Выполнение задания на с. 51. Ребята, а вы знаете названия зимних месяцев? А в каком месяце больше всего морозных узоров на окнах? ( В декабре). Морозные узоры бывают самой причудливой формы. Давайте мы попытаемся выяснить , кого же потеряла мартышка в морозных узорах? А чтобы эти узоры получились выразительными, разукрасьте их.

Физминутка.

Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку".

Ребята, послушайте, о чём ещё хочет спросить Снеговичок.

- Почему зимой многие птицы и звери из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу).

- Верно, ребята,! Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух-очень тёплое платье, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А причина вдругом- голод.

Снеговичок просит помочь птицам и зверям найти каждому свой дом и пищу.(Соотнесите виды корма с птицами и зверями, изображёнными на картинках на доске).

9. Выполнение задания "Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы".

- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу? (с.53).

10. Выполнение задания на с.52.

- Ребята, а каких медведей живущих на крайнем севере вы знаете? (Белых).

Они живут во льдах Арктики, питаются преимущественно мясом, охотятся на тюленей, а для этого им приходится нырять в ледяную воду, переплывать с льдины на льдину.

Посмотрите на рисунок учебника на с. 52. Почему лёд не тонет? ( Легче воды).

Ребята, а можно на "куске воды", то есть на льдине, путешествовать по воде?

- Можно, но это опасно, особенно для человека. И делать этого никогда не надо, чтобы не случилось несчастье. А вот мишки могут путешествовать на льдинах без опасности для своего здоровья.

Наш Снеговичокпредлагает вам дома выполнить интересные задания.

Провести опыт: отправить северного белого медведя в путешествие, как описано в задании человечка Наблюдайки. Используйте просьбу синички и понаблюдайте, что произойдёт дальше.

Выполнить задание "Что встречаем- не встречаем мы зимой" на с.52.

Посмотрите на с. 51 учебника.

11. Итог урока.

_ Что произошло со снеговиком , который пришёл в гости к ребятам? Он растаял. Почему? (в классе было тепло, при нагревании снег тает, превращаясь в воду). А давайте посмотрим, что же произошло с нашим снежком?(он тоже растаял).

Поэтому наш Снеговичок , чтобы не растаять прощается с вами. Желает вам приятно провести зимние каникулы и на прощание спрашивает, что же происходит зимой в природе. Почему так говорят "Зима- покой природы", что "зимой природа спит"?

Чтобы проверить правильность наших высказываний давайте прочитаем вывод на с. 53. учебника.

Снеговичок благодарит всех за работу, дарит всем снеговичков и снежинки. И с нетерпением ждёт следующей встречи.