Цели:
- уточнение знаний о написании парных звонких и глухих согласных;
- ознакомление с проверкой слов с парным согласным звуком в корне;
- развитие умения анализировать и обобщать полученные сведения;
- развитие умения формулировать и применять на практике алгоритм проверки слов с парными согласными в корне слова;
- обогащение словарного запаса детей;
- воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по страницам русского языка, вспомним тему, с которой знакомились во втором классе. А вот с какой темой, вы мне скажете сами.
II. Совместное формулирование темы
– Перед вами листы с заданиями. Сейчас вы будете работать в парах. Прочитайте задание № 1 и выполните его (1 ученик выполняет задание на доске):
«Найди пару»
ф
б
д
к
м
ж
г
з
в
с
т
п
ш
н
– Сколько пар вы нашли? (Проверка).
– По какому признаку вы нашли пару?
– Над какой же темой мы будем работать? Дети
формулируют тему урока. На доске открывается
запись: «Правописание парных звонких и глухих
согласных в корне слова».
III. Работа с интерактивной доской
Выполняется задание № 9, урок № 2,мультимедийное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия», 3 класс.
– Давайте разберёмся, какие из этих согласных звонкие, а какие глухие, выполнив задании Мудрого Ежа (задание выполняется парами: девочки находят звонкие согласные, мальчики – глухие).
IV. Проверка домашнего задания
– Вспомните, какое задание вы выполняли дома (№
178 с. 79, по учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык, 3
класс»).
– На какие орфограммы встретились слова?
– Почему их нужно проверять?
– Назовите слова с парной согласной. Какую букву
подчеркнули? Почему?
V. Алгоритм выполнения проверки парных согласных
– Откройте учебники на стр. 85. Прочитайте
правило. Верны ли наши высказывания?
– Как же проверить написание парного согласного?
На доске схема:
VI. Первичное закрепление (работа в парах)
– Используя данный алгоритм, выполните задание на карточке № 2 (вставить пропущенную букву):
Кня_ь у синя моря ходит,
С синя моря гла_ не сводит,
Гля_ь – поверх текучих во_
Лебе_ь белая плывёт.
– Из какого произведения эти строки? Какие буквы вставили? Докажите их написание. (Проверкана интерактивной доске).
Музыкальная физкультминутка
VII. Коллективная работа
1. Игра «Доскажи словечко»
– На доске рисунки. Чтобы узнать, что изображено на них, нужно досказать словечко. Это слово вы записываете в тетради, подчёркиваете парный согласный, подбираете проверочное слово (дети по одному выходят к доске).
а) Тихо в комнату войдёт, замурлычет, запоёт. Сядет у окошка проказница ……… (кошка).
кошка – кошечка
б) Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы, красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке сам я делаю ………
(игрушки).
игрушка – игрушечка
в) Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке, потому что дотемна в норке прячется она – серая малышка, крохотная ……… (мышка).
мышка – мышонок
г) Распластала тучка крылья над берёзкой, проливала тучка горькие ………(слёзки).
слёзки – слёзы
– Составьте из данных слов пословицу. Объясните её смысл. Запишите пословицу в тетрадь. Разберите все слова по составу.
Кошке игрушки, а мышке слёзки.
– В какой части слова находятся парные согласные? Обратите внимание, что в слове «игрушки» парный согласный находится в суффиксе.
2. Работа по учебнику (№ 190 с.85). Проверка.
VIII. Итог
– Над какой темой работали?
– Как доказать написание парного
согласного?
Ученик рассказывает стихотворение:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«Зуб» – на «зубы»,
«Лёд» – на «льды» –
Будешь грамотным и ты.
IX. Домашнее задание
– Дома вы будете выполнять № 185 с. 82. Прочитайте
задание.
– Кому не понятно?
X. Рефлексия
– Зачем нужно изучать данную тему?
– Все сегодня молодцы!
– Кому было легко справляться с заданиями?
Поставьте на полях тетради плюс.
– Кому было трудно? Поставьте на полях тетради
минус.
– Надеюсь, что на следующем уроке минусов будет
совсем мало (не будет совсем).