Цели:
- Образовательные:
- обобщить знания теоретического материала по теме;
- систематизировать умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
- учить использовать указанные конструкции в связной речи.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, аналитические способности, умение сравнивать, составлять, делать выводы по теме.
- Воспитательные:
- прививать любовь к родной природе в различные времена года;
- учить видеть возможности родного языка при описании природы;
- воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, работая в парах, учитывая работать в коллективе.
Тип урока: урок обобщения знаний – урок-практикум.
Вид урока: урок с компьютерной поддержкой (Презентация).
Методы и приемы:
- опрос по теории;
- работа в парах;
- работа с обобщающими таблицами
Формы работы: работа по карточкам у доски; написание сочинения с использованием заданных форм.
Оснащение урока: мультимедийный компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы, теоретические сведения на доске.
План урока:
1. Организационный момент
2. Целеполагание
3. Объяснение учителя
4. Физкультминутка,связана с картинами весны и
компьютером
5. Работа с карточками
6. Рефлексия. Итоги проверки работы на карточке и
сочинение
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1-й этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
– С какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их, дайте определения.
К доске вызываются три ученика. Двое расставляют недостающие знаки в записанных на доске предложениях.
Карточка №1
1) Близким кажется небо, соединившееся с горами.
2) Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.
3) Всю жизнь бабушка работала не покладая рук.
4) Дорогу решено было вести через горы, несмотря на сложность рельефа.
5) Льды, растаяв, становятся синью в реке.
Птицы, взлетая, становятся стаей упругой.
Люди, рождаясь, кричат на одном языке,
Заклиная взрослых людей, понимать друг друга.
Карточка №2
1) Поникший, потерявший свежесть, цветок все-таки был хорош.
2) Испуганные лаем собак, они вбежали на террасу.
3) В центре Москвы, на Манежной площади, стоит памятник маршалу Жукову.
4) Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
5) Утомленные долгой ходьбой, туристы долго отдыхали на берегу озера.
Третий ученик должен составить связный рассказ
в научном стиле речи об обособленных и
уточняющих членах предложения. Одновременно
класс получает задание оценить ответ товарища.
За полный, аргументированный ответ
одноклассника учащемуся выставляется отметка.
Затем к доске вызывается ученик, который должен
не только проверить правильность выполнения
задания № 1, но и дать теоретическое обоснование
знаков препинания в предложениях. Кроме
этого, он должен указать, какие случаи
обособления не представлены в данных
примерах, и рассказать о них.
Проверяя карточку № 2, ученик анализирует
постановку знаков препинания, затем делает
синтаксический разбор последнего предложения.
2-й этап. На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
На каждую парту положен листок, на котором напечатаны 10 предложений; в некоторых из них допущены ошибки в постановке знаков препинания. Дается задание: выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены:
1 вариант – правильно;
2 вариант – неправильно.
Из десяти данных на каждый вариант приходится по 5: за пять правильных ответов ставится оценка «5», за четыре – «4» и т.д.
- Бормочет, остывая самовар.
- Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.
- Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошел дальше.
- Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.
- Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.
- Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.
- Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.
- Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал.
- Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.
- Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.
Ответы: правильно – 2, 3, 6, 8,10; неправильно – 1, 4, 5, 7, 9.
3-й этап. Творческая работа. Составление текста на тему «Апрель – проказник»
– Постарайтесь включить в текст некоторые синтаксические конструкции с обособленными и уточняющими членами:
…, несмотря на холод,…
Кроме того, в апреле…
Особенно во второй половине месяца…
…, главным образом на южном склоне….
…, на припеке,
…, мать-и-мачеха, первые весенние цветы,…
…, даже последний ноздреватый снег…
Для передачи настроения, описания пейзажа вам потребуются и конструкции с односоставными предложениями, с однородными членами, например:
Дышится, сладко, легко, запахло весной.
То солнцем улыбнется, то снежной тучей нахмурится.
Примерный образец составленного текста.
Апрель, второй месяц весны, непостоянный бывает и капризный. То дождем и снегом нахмурится, то вдруг солнцем улыбнется. Но, несмотря на такое непостоянство, весна берет свое, особенно во второй половине месяца.
Как легко и вольно дышится, как все пахнет весной: каждая травинка, каждая веточка источает горьковатый аромат, даже последний ноздреватый снег, спрятавшийся под деревьями, пахнет весной.
А на южных склонах, главным образом на припеке, появились уже маленькие желтые цветочки. Это мать – и – мачеха, первые весенние цветы.
4-й этап. Всему классу предлагается работа по редактированию текста с обособлениями. Задание выполняется по вариантам.
1. Запишите предложение, внеся в него правку.
1 варант: | 2 вариант: |
Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем. | Войдя в лес, стало совсем темно. |
Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности. |
Хотя люди покорили природу, они еще не научились беречь ее. |
2. Замените придаточные предложения синонимическими конструкциями с обособленными членами.
Домашнее задание. Записать в тетрадь и выучить значение и правописание слов из рамочек параграфа 31, упр. 351.
Список литературы:
1. Учебник русского языка 8 класса.
«Просвещение» ОАО «Московский учебник» Москва,
2005. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и
др., 26 – е издание.
2. Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 8
классе». Книга для учителя 10-е издание, Москва
«Просвещение», 2008г.
3. А.В.Алмазова «Уроки русского языка в 7
классе». Ленинградское отделение. Учпедгиз
Ленинград, 1960 г. Стр. 224-225 Обобщающая таблица