Конспект занятия "К нам пришла весна-красна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Познакомить детей с весной. Учить устанавливать связи между сезонными явлениями и явлениями, происходящими в живой и неживой природе.
  • Уточнить представления детей о временах года. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, в поведении животных и людей.
  • Развивать речь детей. Учить при помощи схемы описывать то или иное время года. Развивать умение подбирать различные прилагательные, соответствующие обсуждаемому объекту.
  • Закреплять умения отгадывать загадки, связывая текст с действительностью. Воспитывать интерес к художественной литературе о животных.
  • Воспитывать любовь к природе, нежное и чуткое отношение к первым весенним цветам, к животным.

Материал:

  • загадки о временах года;
  • иллюстрации с разными временами года на диске в виде слайдов;
  • слайд-таблица времен года
  • игрушки: медведь и лиса;
  • стихотворение: В. Шуграева «Медвежонок»;
  • загадки о граче, скворце, мать-и-мачехе, гнезде, ветке с зелёными листьями;
  • серии картинок:
    • сезонные изменения в природе,
    • животные,
    • люди;
  • поле с 4-мя секторами (платья): красный, жёлтый, зелёный, белый;
  • народная сказка «Четыре сестры»;
  • кукла «Старик-Годовик».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. В гости к детям приходит Старик-Годовик.

Старик-Годовик: Здравствуйте, ребятки, я – Старик-Годовик! Пришёл я просить вас о помощи. У меня 4 дочки: 1-ю зовут Весна, 2-ю – Лето, 3-ю – Осень, 4-ю – Зима.
А дочки мои хитрые, мне загадки загадали, а я отгадать их не могу. Вы мне поможете?

Стало всё кругом бело,
Все тропинки замело,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь колосится, зреет пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Собираем в августе
Урожай плодов,
Много людям радости
После всех трудов.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Зазвенели ручьи,   
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

(В соответствии с ответом на загадки детям показывается на телевизоре диск со слайдами разных времён года – подбирается правильный слайд)

– Какое сейчас время года?
– Какое было до этого?
– Какое было до зимы?
– Какое будет после весны?

(Показать слайды с изображением времён года поочерёдно, затем слайд с изображением времён года сменяющих друг друга – «круглый год»)

 – Как вы догадались, что сейчас весна? (По каким приметам)

(Использовать слайд-таблицу по описанию времени года)

– Солнце (какое? – подбор прилагательных)
– Небо (какое? – подбор прилагательных)
– Почва (какая?  – подбор прилагательных)
(Мокрая) – Почему?
– Где снег тает быстрее?
– Что появляется под снегом?
– Угадайте загадку:

На откосе, на лугу
Босиком на снегу,
Первые цветочки,
Жёлтые глазочки. (Мать-и-мачеха)

– Как называются одним словом первые весенние цветы? Почему?
– Что происходит весной с деревьями? (Просыпаются, появляются первые листочки, а ещё деревья весной цветут, у них появляются серёжки)

Загадка:

Зелёные лоскутки –
Повисли на прутки. (Ветка с зелёными листьями)

– Как весной одеты люди?
– Как были одеты зимой? Почему?
– Что происходит со зверями в лесу?
– Почему просыпаются медведь и ёжик?

Чтение текста В. Шуграева «Медвежонок» (игрушки: медведь и лиса)

Сосульки со звоном роняет капель,
Шагает по лесу весёлый апрель,
А возле берлоги стоит медвежонок
И лапой глаза протирает спросонок.
– Откуда капель? – озирается он.
Была ведь метель – удивляется он.
И тут говорит лежебоке лисица:
– Нельзя, медвежонок, так долго лениться.
Ты в тёплой берлоге всю зиму проспал,
Поэтому ты и весну не узнал.

– Кто появляется у медведицы у зимой в берлоге?
– Зачем заяц меняет шёрстку?
– Какие животные ещё просыпаются весной? (Жуки, гусеницы, червяки)
– Как их называют одним словом?

– Какие птицы прилетают весной?

Загадки:

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач).

На листе – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его… (скворец).

– Откуда прилетели птицы?
– Почему улетали?
– Зачем прилетели обратно?

Пословица: «Всякому мила своя сторона».

– Что делают птицы весной? (Вьют гнёзда, высиживают птенцов)

Загадка:

Без рук, без топорёнка
Построена избёнка». (Гнездо)

– В какие игры мы играли на улице зимой?
– Как можно играть весной?

2. Физкультминутка

3. Дидактическая игра «Времена года»

Подбор цветов, соответствующих временам года: белый – зима, зелёный – весна, красный (розовый) – лето, жёлтый – осень.

Старик-Годовик предлагает выбрать цвет платьев для своих дочерей.

Серии картинок:

1) Сезонные изменения в природе
2) Животные
3) Люди

Дети обсуждают цвета четырёх секторов, их соответствие разным сезонам и решают, какой сезон будет обозначать каждый сектор.
Дети выбирают картинки поочерёдно из каждой серии и размещают их по секторам. Затем дети обсуждают и оценивают выбор друг друга.
В результате они убеждаются, как много разных явлений и событий связано с разными временами года.

Старик-Годовик рассказывает народную сказку «Четыре сестры».

Жили на свете сёстры: Зима, Весна, Лето и Осень. Зима была седая, белая. Весна была молодая, белолицая, в зелёном наряде с голубыми глазами. Лето было в красном наряде, загорелое – загорелое. А Осень –  златовласая, в жёлтой шали.
Пошла Зима, Весна и Лето в гости к Осени. У неё на столе и груши, и яблоки, и сливы, и арбузы, и дыни, и белый каравай, и пахучий мёд. Пообедали сёстры и стали благодарить осень. Осень и говорит:
– Нет, это я вас должна благодарить. Ты, Зима, землю снеговым одеялом укрывала, прятала от Деда Мороза. Ты, Весна, поля дождями поливала. Ты, Лето, ясное солнышко посылала, чтобы всё созрело. Сёстры и рады: – Все мы хорошо потрудились!

Старик-Годовик: Ну что, нравятся вам мои дочки?
– А какая дочь вам больше по нраву?
– Почему?
– Ну, мне пора домой, в лес. Ждёт меня самая меньшая дочь, любимая – Весна. Передам ей от вас привет.
– До свидания!