Данную тему рекомендуется рассмотреть в трех уроках, один из них будет проводиться на музейной экспозиции.
Цель: познакомить детей с разными профилями музеев
Задачи:
- раскрыть содержание термина музей;
- сформировать представление о типах музея (художественный, естественнонаучный, исторический, технический, литературный);
- закреплять знания о музеях родного города (тип, название, местонахождение);
- дать детям навыки облегчающие работу в музеях;
- развивать умение сравнивать, сопоставлять, размышлять;
- в процессе проведения занятия воспитывать ответственность, творческое сотрудничество;
Урок 1
Зрительный ряд:
1. Статуя Аполлона в Басах. Древняя
Греция. Ок. 430г. до н. э.
2. Храм Аполлона в Дельфах. Древняя Греция. Ок. 430 г.
до н. э.
3. Музы Древней Греции в Пушкине.
4. Картина Пуссена «Парнас».
5. Кифара – музыкальный инструмент.
6. Слайды из музейных коллекций.
7. Изображение музеев Санкт-Петербурга.
8. Знакомство с рядом культурологических
терминов: музей, музейный экспонат, коллекция,
коллекционер.
Использование презентации (Приложение 1)
Музеи Санкт-Петербурга (Приложение 2)
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Какие сказочные средства передвижения
рассказывают нам о мечте человека заглянуть в
другую страну, в другое время?
– Правильно, ковер-самолет, машина времени.
– Существует ли «машина времени» в
действительности? Для осуществления своей мечты
люди придумали все-таки «машину времени». Она
есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за
«машина» по следующим признакам:
1. Она похожа на дом, но дом необычный.
2. В «машине» нужно соблюдать правила поведения:
вести себя тихо, быть внимательным, осторожным,
чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
3. Двигателем этой машины являются редкие вещи,
произведения искусства, уникальные создания
природы.
– Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей.)
В музее много старинных вещей из разных стран,
они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в
это путешествие, может тот человек, который
понимает безмолвный язык вещей.
Слово музей восходит к глубокой древности. В
древней Греции «мусеем» – называли храм или
место, посвященное музам – дочерям богини памяти
Мнемосины и могущественного верховного бога
Зевса. От слова мусейон и произошло современное
обозначение зданий, где для обозрения
выставляются коллекции произведений искусства
или другие памятники прошедших времен. Греки
почитали муз как богинь – покровительниц
творчества и наук. Муз было 9, и каждая исполняла
свои обязанности, покровительствуя
определенному виду искусств (атрибуты –
символический предмет). Слайд 2
Урания – муза астрономии, ее
атрибуты небесный свод и циркуль (мерило);
Астрономия – наука о небесных светилах.
Небесный свод – видимое небо.
Терпсихора – муза танцев, ее атрибуты
лира (музыкальный инструмент) и лавровый венок;
Полигимния – муза священных гимнов, ее
атрибуты свиток; она задумчива, палец у губ; (гимн
– торжественная песнь, восхваление бога,
государства или армии)
Каллиопа – муза эпической поэзии, ее
атрибуты, навощенные дощечки и палочка
Талия – муза комедии (комедия –
произведение с веселым и смешным сюжетом), ее
атрибут комическая маска;
Клио – муза истории (история – жизнь
людей в разное время, история – наука,
рассказывающая о прошлых событиях, история –
развитие человека в разное время), ее атрибут
свиток и палочка;
Эрато – муза любовных песен, ее атрибут
лира;
Мельпомена – муза трагедии (трагедия –
драматическое произведение, часто завершающееся
гибелью главного героя), ее атрибут трагическая
маска;
Эвтерпа – муза лирических песнопений
(лирика – выражает чувства и настроение поэта),
ее атрибут, флейта; Слайды 3, 4
Эпический – повествовательный
(рассказывающий). Лирика – стихи, песни
выражающие чувства и переживания поэта. Трагедия
– завершается гибелью главного героя. Гимн –
торжественная песнь.
Покровителем муз был Аполлон. – Кто такой
Аполлон? Слайд 5
(Варианты ответов: Аполлон – древний бог Греции,
покровитель искусства, поэзии, музыки. Бог света,
бог-врачеватель. Сын Зевса и богини Латоны (Лето).
Изображается с серебряным луком и золотыми
стрелами, с золотой кифарой. На голове лавровый
венок.
Существует древняя легенда, повествующая о том,
как весной и летом у священных источников и на
высокой горе Парнас девять прекрасных муз,
сопровождающих Бога Аполлона, пели и танцевали
под звуки его золотострунной кифары.
Слайд 6
Представляя своих богов в облике молодых,
сильных и красивых людей, греки возводили в их
честь величественные храмы. Их строили из
мрамора, и внутри храма находилась бронзовая или
мраморная статуя бога. Слайд 7
Игровое задание: каждая команда открывает конверт с надписью «Музы». Достает атрибуты и название двух муз.
Задание: выбрать для своих муз атрибуты.
Подведение итогов конкурса.
Слайд 8
Вопросы ученикам:
1. Какие музеи вы знаете?
2.Что может в них храниться?
3. Где могут располагаться музеи?
Варианты ответов: одежда, домашняя
утварь, музыкальные инструменты, машины, останки
животных и растений, технические изобретения,
картины, скульптуры, орудия труда.
Во дворце, в квартире, на природе. Слайды 9, 10
Игровое задание: открыть конверт со словом музей, достать карточки и рассказать об этих музеях.
– Кто такие коллекционеры? (Собиратели
каких-либо предметов имеющих историческую и
художественную ценность)
Теперь представьте, что незадачливый
коллекционер решил создать музей. Он накопил
множество разных вещей и сложил их в одном
большом помещении. Можно ли назвать собрание
разных осколков старины музеем? Слайд 10
Правильный ответ: скорее это напоминает свалку или кладбище ненужных вещей.
– Что же такое коллекция? Слайд 11
Подведем итоги
Коллекция – собрание каких-либо предметов.
Коллекционер не только собирает, но и изучает эти
предметы. Очень часто коллекционеры передают в
дар музею свою коллекцию и тогда предметы
коллекции становятся музейными экспонатами.
Их показывают зрителям и изучают их уже музейные
специалисты.
Давайте посмотрим, какие бывают коллекции, и
попробуем ответить на вопрос: Почему вещи
попадают в музей?
Слайды 12,13
- Красота;
- Память о важном событии или о великом человеке, об обычаях;
- Мастерство;
- Древность;
- Диковинка, редкость (раритет).
Но коллекции все разные, они требуют определенной обстановки и поэтому люди стали создавать музеи, очень непохожие друг на друга: исторические, в которых хранят памятники истории, художественные, собирающиеся произведения искусства, технические, посвященные изобретениям человека, естественнонаучные, хранящие памятники природы (в этих музеях человек изучает природу и ставит опыты), литературные, посвященные писателям, поэтам. (Литература – письменная форма искусств, произведения письменности). Слайды 14, 15
Тренировочное задание: распредели предметы по разным музеям. Слайд 16
Игровое задание: открыть конверт, на котором написано «Типы музеев»; Музейные предметы распределить по разным музеям.
(На доске вывешиваются домики с названием музея, дети распределяют экспонаты в разные домики)
Подведение итогов
Награждение
Рефлексия. Открыть четвертый конверт. Взять «личики» детей. Нарисовать на них улыбку, если занятие понравилось, и «грустинку», если занятие не понравилось, и прикрепить на домик.
(На доске сказочный домик)
Слайды 17, 18