Материал может быть рекомендован педагогам при подготовке и проведении интегрированного занятия по литературе, истории мировой художественной культуры и изобразительного искусства, технологии.
Занятия в творческой мастерской рукоделия включают в себя не только практические занятия по созданию того или иного предмета или сувенира, но и теоретические занятия по истории искусства, изучение художественной литературы (поэзии, приданий, былин), посещение музеев и выставок, совместные прогулки в парках, поездки в театр.
Слушая лекции, посещая музеи и выставки, дети получают представление об истинной красоте творчества, талантливости мастеров своего дела. Это помогает воспитанию интереса и любви к искусству, формирует эстетические потребности. Возникает желание сохранять и развивать традиции своих предшественников, обеспечивая преемственность в нашей культуре.
Занимаясь интересным для себя делом, ребята будут оторваны от бесцельного времяпрепровождения дома и на улице. Но главное, что дети найдут новых друзей, с которыми их свяжет общий интерес. Создавая красивые подарки, ребята будут дарить радость себе и окружающим, а участие в конкурсах и выставках поднимет их самооценку.
Тема “Подарок к празднику Рождества Христова” не возникла сама по себе, а была предложена Санкт-Петербургским благотворительным общественным фондом “Культура и творчество” в 2002 году. Ребята с интересом отнеслись к этой теме, а участие в городском конкурсе и получение Диплома 1 степени победителя в открытом городском конкурсе “Традиционные праздники Санкт-Петербурга. Городская рождественская сказка” в номинации рождественских сувениров в высшей степени подтвердило ожидаемый результат. Тема рождественских подарков в программе занятий творческой мастерской стала традиционной и одной из самых любимых.
В эту ночь
В эту ночь Земля была в волненье
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.А в пустыни наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя,-
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.В эту ночь вся тварь была в волненье,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.
А. Хомяков.
Историческая справка: день праздника Рождества Христова отмечается Русской православной церковью 7 января.
Ещё перед рождением Его зажглась на Востоке от Вифлеема чудесная звезда. Она привела на поклонение волхвов (мудрецов), которые преподнесли Ему дары – золото, ладан и смирну (благовонная смола). Каждая тварь, как говорит предание, принесла родившемуся дар: ангелы – пение, небеса – звезду, пастыри – чудо, волхвы – дары, земля – вертеп, пустыня – ясли, люди – матерь Деву, язычество – начало христианства.
На Руси весь день праздника сопровождался церковным перезвоном, христиане оставляли мирские и житейские дела. На Руси запрещались в великий праздник Рождества Христова общественные игры, зрелища, увеселения, нарушающие святость праздника. В домах устанавливали ели, которые украшали игрушками и гирляндами с рождественской символикой.
Христианские символы в искусстве:
Агнец – символ невинности, кротости, терпения и смирения. Он символизирует будущую жертву Христа.
Ангел (посланник) – носитель божественной воли и исполнение её на земле.
Звезда – обычно изображается на плаще Девы Марии. Её присутствие объясняется одним из названий Марии – “морская звезда”. В христианстве это восьмиконечная звезда.
Виноград – символизирует евхаристическое вино, и поэтому кровь Спасителя – концепция, выраженная Августином, как: “Иисус есть виноград Земли Обетованной, кисть, положенная под давильный пресс”.
Рыба – очень ранний христианский символ. Верующих называли pisciculli (рыбки). Было замечено, что буквы греческого слова, обозначающего рыбу ?????, составляют первые буквы слов (по-гречески): Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.
Свеча – символ света веры.
Якорь – ранний христианский символ надежды.
Светские (традиционные в наши дни) символы Нового года: ель, снеговик, домик, медвежонок.
“Саше для лаванды”
Это маленькие мешочки для лаванды, украшенные вышитыми мотивами с христианской и светской символикой. Завяжите их лентами, чтобы подчеркнуть свежие цвета вышивки.
Саше для лаванды идеальный подарок. Можно вышивать один мотив для подарков различным людям или собрать для кого-то целую коллекцию. Подарок – это кусочек душевного тепла, которым так хочется поделиться с другим человеком. Более того, порой радость от сделанного подарка даже больше, чем от полученного. Так что – дарите подарки.
Материалы:
Счётное льняное полотно, неотбелённое, размером 16х19см.
Вышивальные иглы для ниток и бисера.
Швейные нити цвета льна.
Атласная или бархатная лента шириной 1см, длиной 40-50см.
Сухая лаванда для наполнения мешочка.
Выполнение саше:
- Разметка. Сложите ткань пополам в длину и проутюжьте. Вдоль сгиба проложите линию намёточных стежков.
- Вышивание мотива. Используйте известные Вам способы вышивки, отступив от нижнего края 2см.
- Разметка верхнего края саше. Проложите стежками разметку параллельно верхнему краю.
- Стачивание заднего шва. Сложите вышивку лицевой стороной внутрь пополам в длину и стачивайте длинные срезы, оставляя припуск 1см.
- Стачивание нижнего края. Разверните ткань так, чтобы лицевые стороны были сложены вместе, а задний шов разложен на обе стороны и совпадал со средней линией намётки, и прострочите с припуском 1см вдоль нижнего края мешочка. Удалите нитки.
- Техника шитья верхнего края саше. Заверните верхний срез саше на изнаночную сторону вдоль размеченной линии и проутюжьте, швейными нитками пришейте мелкими стежками нижний край подгибки. Выверните саше на правую сторону.
- Наполнение саше. Наполните саше сухой лавандой до нижнего края. Стяните саше, проложив намёточными стежками тонкую круглую резинку. Завяжите концы резинки. Срежьте концы ленты острым углом и завяжите бант.