Моя мечта – привнести
черты декоративно-прикладного
искусства в современную
действительность, сохранить народные
традиции и возродить их в душах детей.
Введение
Декоративно-прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано формировать, оформлять его быт и среду обитания.
Значение народного искусства трудно переоценить. Это – прежде всего, средство воспитания ребенка, пробуждение его к творчеству.
Наш край богат народными традициями. А народное искусство в национальной культуре занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа, его поэтичность, фантазию, образное мышление; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому делу, Родине.
Включение национально-регионального компонента в образование является важным фактором формирования личности учащегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций, гарантом права на получение нормативных знаний о природе, истории, культуре Самарской области.
Национально-региональный компонент в декоративно-прикладном искусстве отвечает потребностям и интересам народов нашего региона и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных особенностей края, национальной литературы.
Пояснительная записка
Актуальность и современность данной программы состоит в том, что при анализе имеющихся программ по декоративно-прикладному искусству выявлена однобокость, узкопрофильность содержания деятельности. В этих программах отсутствует воспитательный аспект, обучение направлено на развитие только практических навыков у учащихся. Актуальность авторской программы обусловлена потребностью времени.
Цель программы
Приобщение учащихся к региональной культуре, знакомство с истоками народного творчества, изучение местных традиций.
Задачи программы
Результатами реализации программы
В широком смысле: должно стать осознание каждым учащимся значения народного искусства. Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и будущее. Человек – сын своего времени и своей страны, чувство Родины неотделимо от чувства истории. Поэтому, учащиеся прошедшие курс программы должны не только овладеть определенными умениями и навыками декоративно-прикладной работы в технике аппликации из соломы, но быть патриотами свой малой Родины.
Воспитание ребенка должно основываться на культурных традициях своего народа, а не на американских мультфильмах и боевиках. Материал программы должен восполнить пробел не только в художественно-эстетическом, но и патриотическом воспитании учащихся.
В узком смысле: должно стать овладение учениками знаниями, умениями и навыками в данном виде декоративно-прикладного творчества, а способ их проверки – участие ребят в выставках, конкурсах, фестивалях.
Особенности программы
Она интегрированная и содержит:
– знания по истории и культуре Самарского края;
– использование ИКТ в изучении материала;
– музыкальный фольклор и национальный орнамент.
Гипотеза
Развитие личности будет эффективно, если у учащихся:
– отмечается динамика в развитии творческой активности и высокий уровень увлеченности;
– формируется адекватная самооценка;
– развиваются отношения содружества и сотворчества учеников и педагога.
Научная новизна
Заключается в модификации программы на основе идей национально-регионального аспекта содержания образования. Это позволяет учащимся осознать себя частью народа, прикоснуться к неиссякаемому источнику региональной культуры.
Практическая значимость
Заключается в структурировании учебно-тематического плана в определении содержания соответствующих тем программы на основе изложенных идей и принципов. Данная программа по декоративно-прикладному искусству преемственная, она продолжает развитие творческих способностей детей, дает им возможность получить необходимые знания, овладеть умениями и навыками декоративно-прикладной работы.
Обучение по программе проводится с первого класса Художественного отделения Детской художественной школы, интегрированный курс с включением регионального компонента, компьютерной графики целесообразно вводить к четвертому году обучения, так как учащиеся к этому времени получили основные знания по основам рисунка, композиции, стилизации растительной формы, владеют компьютерной грамотой и определенными практическими навыками декоративно-прикладной работы, способны выполнять качественные художественные изделия.
Программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста.
Срок реализации 4 года. Основными являются аудиторные занятия группы учащихся под руководством преподавателя. Групповые занятия сочетаются с индивидуальной формой работы. Предусмотрены такие формы работы, как беседы, просмотр презентаций по теме, использование интернета как источника получения информации для занятий, практическая деятельность учащихся, выставки, конкурсы, фестивали.
Программа реализована в Детской художественной школе. Количество часов в неделю по предмету – 2 часа, в год – 68 часов.
Обязательный минимум содержания программы “Аппликация из соломы”
Учащиеся, прошедшие полный курс программы должны получить и самостоятельно применять
Знания
- По истории декоративно-прикладного искусства Самарской области.
- О связи видов народного творчества (сказки, песни, декоративно-прикладного творчества);
- О композиционной основе орнамента.
- О технологии выполнения аппликации из соломы.
- Об инкрустации соломой.
- О различных видах аппликации из соломы (предметной, сюжетной, декоративной).
- О видах изображения аппликации из соломы (контурное, сплошное, смешанное).
Умения и навыки
- Композиционно мыслить на различные темы.
- Эмоционально откликаться на произведения декоративно-прикладного искусства, находить образные слова и выражения для рассказов о них.
- Анализировать произведения декоративно-прикладного искусства.
- Применять принципы народного творчества в решении художественно-творческих задач.
- Овладеть всеми приемами аппликации из соломы.
- Применять элементы стилизации в работе над аппликацией из соломы и при выполнении эскизов к декоративным панно.
- Применять в художественно-творческой работе по изучению программы компьютерные технологи (использование интернета как источника получения информации по теме, компьютерная графика, слайдовая презентация и т. д.).
- Умение самостоятельно по итогам изучения программы применять, полученные знания, умения и навыки.
Формы и методы оценки результативности программы
Контрольные задания в конце каждой четверти, зачет в конце курса обучения в виде электронной презентации одной из тем курса программы, оформления итоговой выставки, участие в конкурсах и выставках различного уровня, оценка и анализ работ учащихся проводится педагогическим коллективом школы на итоговых просмотрах по итогам первого полугодия и за год, оценочные результаты просмотров фиксируются в классном журнале.
Ресурсное обеспечение программы
Методическое: пособие “Аппликация из соломы”, методические материалы, разработки по темам: декоративная роспись, архитектура, памятники зодчества Самарской области, национальный орнамент, символика края, видео и фото материалы, лучшие работы учащихся, методический фонд школы, реквизит, наличие методических разработок преподавателя, входящих в УМК по предмету, библиотека преподавателя, школьная библиотека.
Кадровое: реализация программы обеспечивается преподавателем с высшим художественным образованием.
Материально-техническое: учебный кабинет декоративно-прикладного искусства, оборудование включает в себя: столы, стулья, шкаф для преподавателя, шкаф для учащихся, ноутбук, телевизор, цифровой фотоаппарат, диски, видео и фото материалы, инструменты (ножи, ножницы), утюг.
Организационные формы занятий
Беседы, конкурсы, выставки, фестивали, презентации, открытые уроки.
Типы занятий
Усвоение новых ЗУН, занятия вариаций и импровизаций, уроки обобщающего типа, уроки – формотворчества, экспериментирование.
Методы обучения
- Объяснительно-иллюстративный: использование бесед, рассказов, наглядных изобразительных средств, иллюстраций, фотографий, просмотр видеоматериалов по теме, экскурсии на выставки, музеи.
- Репродуктивный – метод упражнений – основа деятельности по программе.
- Проблемное изложение: невозможно без решения проблем. Создается та или иная проблемная ситуация, раскрываются заложенные в ней противоречия, показывается ход ее решения.
- Частично-поисковый: ставится проблема, учащиеся решают ее самостоятельно или с помощью педагога.
- Метод контроля: осуществляет контроль ЗУН учеников.
- Диагностические методы: анкеты, тесты.
- Исследовательский: п едагог планирует творческое задание, а ученик самостоятельно ее решает. Этот метод предполагает самый высокий уровень развития и обученности учащихся.
Литература, используемая при составлении программы
- Сиденко А.С. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2008.
- Сиденко А.С. Инновационные проекты и программы в образовании, 2008.
- Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность – Волгоград, 2006.
- Филипов В. Основы техники рисунка, 2001.
- Нагибина М. Природные дары для поделок и игры – Ярославль, 1998.
- Красило А. Психология обучения художественному творчеству – М, 1998.
- Носик Б. Народное искусство. Художественные промыслы – М, 1987.
- Гусакова М. Аппликация – М, 1982.