Цели урока:
Образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
Развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.
Задачи учебного занятия: учить детей изучать свойства полезных ископаемых, давать характеристику ископаемого по плану.
Оборудование: кроссворд, презентация “Известняки в Кировской области”, физическая карта России, атлас Кировской области, коллекции полезных ископаемых.
Ход урока
Дети сидят и работают в группах.
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята у вас на партах у каждой команды есть таинственные мешочки. Их можно потрогать, но раскрывать нельзя. Как вы думаете, что там?
– Сегодня на уроке мы раскроем тайну этих камней. Но сначала проверим домашнее задание.
2. Актуализация знаний.
– Что мы называем водоемами? (Водоемы – это хранилища воды, которая нужна всему живому.)
– Чем отличаются реки и озёра от прудов и каналов?
– Что ещё относится к естественным водоёмам?
Прослушивание докладов о водоёмах Кировской области, подготовленных детьми. Заполнение контурных карт Кировской области (подписать название водоёмов по прослушанным докладам)
– Почему люди должны охранять водоемы?
– Какие опасности угрожают водоемам? (Водоемам угрожаем загрязнение сточными водами, ядохимикатами, мусором, химическими удобрениями.)
– Как борются загрязнением водоемов?
– А как вы думаете, что находят люди на месте древних исчезнувших морей?
– А на дне высушенного болота?
– А из чего вы строите замки, отдыхая на городском пляже?
– Кто догадался, что находится в наших мешочках?
3. Постановка учебной задачи.
Тема нашего урока – “Наши подземные богатства”.
– О чём мы будем говорить на уроке?
– Почему их называют богатствами? А почему подземными?
4. “Открытие” учащимися нового знания.
Работа в группах:
1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (с. 160-162 учебника, атлас-определитель “От земли до неба”, карточка – помогай-ка, карта края, карточки с условными обозначениями).
2 группа: Изучает свойства и применение торфа, угля, с. 163-167 учебника, атлас-определитель “От земли до неба”, карточка – помогай-ка, карта края, карточки с условными обозначениями).
3 группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (с. 164-165 учебника, атлас-определитель “От земли до неба”, Карточка – помогай-ка, карта края, карточки с условными обозначениями).
Карточка – помогай-ка (для каждой группы):
- Название
- Условное обозначение
- Свойства
- Способы добычи
- Значение и применение
- Месторождения на территории края
Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение изученного материала. Рассказы учеников сопровождаются показом образцов и картинок “Добыча полезных ископаемых”.
– Не все полезные ископаемые можно положить в ваши мешочки.
Послушайте историю и ответьте, о каком полезном ископаемом идёт речь?
Известен такой исторический факт:
В VII веке арабы напали с моря на Константинополь. Однажды, когда ветер дул в сторону арабского флота, византийцы выкатили на берег сосуды с коричневой жидкостью и вылили её в море. Жидкость поплыла в сторону вражеских кораблей. Но арабы не обратили на это внимания. Когда она окружила корабли, византийцы подожгли её. Море вспыхнуло вместе с кораблями. Так византийцы уничтожили весь флот врага. Что это было?
– Какие свойства нефти помогли византийцам победить арабов?
Прочитайте на с.165-166 текст и скажите, как добывают нефть и где применяют.
А есть ли нефть в нашем крае?
– Почему горящий уголь тушить водой можно, а нефть, бензин, керосин — нет?
– И еще одно полезное ископаемое невозможно положить в мешочек. Отгадайте:
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
– На с.166-167 прочитайте и выполните задание на карточке:
Напиши, какие свойства имеет природный газ.
Природоный газ — _______________________ тело, не имеет ни____________ , ни ________________ . Он хорошо______________ . Его пламя имеет _____________ цвет. Смесь природного газа с _________________ легко взрывается.
– Где применяется природный газ?
– Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Рассказ учителя:
В Кировской области находится самое крупное в России месторождение фосфоритов. По внешнему виду они представляют куски темно-серого цвета округлой или угловатой формы. Внутри них нередко встречаются раковины или другие окаменелые остатки живых организмов. Фосфориты иногда называют камнями плодородия – из них получают удобрения, необходимые для выращивания различных сельскохозяйственных культур. Месторождения фосфоритов находятся в северовосточной части области между верховьями рек Вятки и Камы, по притоку Вятки – реке Кобре. Они залегают неглубоко под землей. Это дает возможность вести разработку открытым способом. На месте добычифосфоритов вырос поселок Рудничный. К нему построена железная дорога. Здесь часть фосфоритов размалывается и превращается в муку, идущую для удобрений полей, а часть вывозится на химические комбинаты для выработки более ценного удобрения – суперфосфата.
В Кировской области наиболее крупные месторождения известняка находятся в Слободском районе и около города Советска. Известняки используются на строительстве зданий, при мощении дорог, для удобрений полей. (Презентация)
Песок и глина – самые распространенные полезные ископаемые области. Глины бывают разных цветов: красные, серые, бурые, желтые, белые. Особенно много красных глин, идущих на производство кирпича. Местами встречаются белые огнеупорные глины и гончарные, используемые для изготовления посуды и различных гончарных изделий. Из глины изготовляют известную всему миру дымковскую игрушку. Пески широко распространены во всех районах области. В поселке Стрижи на силикатном заводе из песка и извести изготовляют кирпичи, широко применяемые для строительства домов.
Торф. В нашей области основная масса торфяников расположена на севере, но промышленные разработки торфа сосредоточены в центральной части – около городов Кирова и Кирово-Чепецка, в Оричевском районе, где средняя мощность слоя равняется двум метрам.
Найдена нефть и в Омутнинском районе, где ведутся работы по освоению Золотаревского месторождения.
Природные минеральные краски. К ним относятся: охра, глауконит, волконскоит.
Охра – природная минеральная краска желтого, красного и коричневого цвета. Охра залегает на востоке области.
Глауконит – сырье для получения качественных красителей желто-зеленых оттенков. Кроме того, глауконит является источником калия, сырьем для производства огнеупорного кирпича, средством смягчения воды. Встречается на северо-востоке области.
Волконскоит – ярко-зеленая краска, залегающая тонкими прожилками песках на территории Богородского и Унинского районов. Его месторождения являются геологическими памятниками природы.
Минеральные источники. Минеральными считаются те воды, в которых на 1 литр приходится не менее 1 грамма солей. Состав солей может быть разным, и поэтому вкус минеральной воды тоже разный. Источники известны в Оричевском, Фаленском, Советском, Куменском, Яранском, Орловском и Омутнинском районах. Лучше других изучены и используются в лечебных целях Нижнеивкинские минеральные воды.
Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.)
– А нерудные полезные ископаемые еще делятся на две подгруппы. Как вы думаете, какие? (На строительные и горючие.)
– Совершенно верно!
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Продолжение изучения новой темы.
Чтение раздела “Обрати внимание” с. 169 учебника.
– Что вы узнали из прочитанного? (Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.)
– Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть.)
– Это ответ настоящего хозяина. Конечно, такое может случиться. Вспомните, ведь для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.
Работа по учебнику.
Стр. 168-169
– Прочитайте статью “Охрана подземных богатств” стр. 168-169 (чтение по цепочке).
– Как надо охранять подземные богатства? (Ответы детей.)
5. Итог урока. Рефлексия.
Кроссворд “Полезные ископаемы” (работа в группах)
1. По трубе течет,
Пироги печет. (Газ)5. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. ( Мел)3. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)7. Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях.
А еще он есть в цементе.
Сам он удобренье. (Известняк)9. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте что же это? (Нефть)8. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)2.Не зря она варилась
В доменной печи Помощник настоящий.
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда) От него всегда светло.4. Он черный, блестящий
Он несет в дома тепло, (Уголь)6. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)
– Молодцы! Всем спасибо за активную работу на уроке!
Выставление оценок.
Домашнее задание: Запомнить названия полезных ископаемых и их условные обозначения, ответить на вопросы “Проверь себя” (стр. 159—170). Выполнить задания № 1,3,4 (стр. 170). Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.