Развитие творческих способностей студентов сельскохозяйственного техникума

Разделы: Внеклассная работа


В современном мире социальные изменения – научно-технические, культурные, бытовые – настолько быстры и изменчивы, что становится понятным: сегодняшней молодёжи предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и педагоги. Поэтому воспитательные успехи должны оцениваться не столько по тому, как удалось передать знания и умения молодым, сколько по тому, удалось ли подготовить людей творческих, умеющих самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.

Работа Центра Молодёжного Творчества осуществляется профессионалами, что обеспечивает ему разносторонность и результативность, а все мероприятия и соревнования способствуют ещё большему привлечению молодёжи к работе в Центре. Ведь даже в хорошо организованной и богатой потенциальными влияниями среде при пассивном расположении человека исключены позитивные новообразования в его личностной структуре.

Именно активное взаимодействие обогащает студентов и преподавателей не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом, создаёт благоприятные условия для раскрытия творческих способностей и творческой самодеятельности. А это очень важно и потому, что при всей значимости профессиональной подготовки уровень общей культуры специалистов неизменно расценивается как наиболее прочный залог творческой и эффективной работы; участие студентов в активном созидании повседневности студенческой жизни становится значимым фактором их развития.

Коллектив Псковского сельскохозяйственного техникума успешно осуществляет теоретическое и практическое обучение студентов, ведёт внеклассную работу. Учитывая особенность человека как творца и его развивающуюся потребность в созидательной деятельности, в техникуме расширен круг возможностей для каждого студента участвовать в созидании и творческом преобразовании действительности. У нас в техникуме стремятся воплотить в жизнь такую идею: из учебных аудиторий студенты должны попадать в “творческие лаборатории” и “творческие мастерские”. Созданию атмосферы, которая даёт возможность для развития умений, навыков, талантов студентов способствует Центр Молодёжного Творчества “Импульс”, созданный в техникуме в 2005 году.

Введение в культуру предполагает, что педагог вместе со студентом входит в контекст культуры, они вместе взаимодействуют с окружающей реальностью на уровне культурных достижений. Возникла необходимость в педагогах-профессионалах, которые вводили бы студентов в этот контекст через освоение, усвоение и присвоение студентами таких достижений. Для этого в работу центра вовлечены специалисты – тренер-преподаватель по спортивной аэробике, мастера по каратэ и греко-римской борьбе, хореограф, вокалисты, музыканты-инструменталисты. 24 секции и творческих объединения Центра ведут работу по трём направлениям: краеведческо-патриотическому, художественно-эстетическому и спортивно-туристическому. Творческие объединения и кружки призваны пробуждать нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Наши студенты имеют возможность заниматься хореографией, вокалом, учиться игре на гитаре, петь в хоре, заниматься флористикой, в кружке театрального мастерства.

В техникуме созданы две вокально-инструментальные группы, студентов приглашают студия художественного стекла и студия художественной ковки.

Результаты художественной деятельности оформляются в виде праздников, торжественных собраний, участия в городских мероприятиях, в подготовке и проведении тематических классных часов. Многие из них стали традиционными и являются лицом техникума.

Мероприятия, в подготовке и проведении которых задействованы наши студенты, не ограничиваются студенческой аудиторией – проходят концерты “Здравствуй, лето!”, программы, посвящённые Дню Победы, праздник “Масленица”, куда приглашаются жители микрорайона, учащиеся и преподаватели соседней школы, педагоги и воспитанники подшефного детского сада. В программу мероприятий активно включаются музыкальные, хореографические, спортивные, театральные номера, подготовленные в кружках, секциях и творческих объединениях ЦМТ; стали привычными и выступления преподавателей в музыкальном и хореографическом амплуа.

Все проведённые мероприятия красочно и полно отражаются в стенгазете “От сессии до сессии”, выпускаемой студентами кружка журналистики; нередкими гостями у нас бывают журналисты газет и телевидения, что способствует рекламе и развитию техникума.

Сценарий программы “Масленичные гулянья”

(До начала праздника звучит музыка:Н.Кадышева “Россиюшка моя”, Г.Заволокин “Масленица”,Маслёна “Масленица”) (Приложение 1)

1-й Скоморох. Добрый день, гости дорогие, жданные, званые и желанные.

2-й Скоморох. Здравствуйте, молодки! Здравствуйте, лебедки! Ребята-молодцы, веселые удальцы!
1-й Скоморох. Почтенные и молодые,
2-й Скоморох. Полные и худые,
1-й Скоморох. Мы рады гостям, как добрым вестям!
2-й Скоморох. Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
1-й Скоморох. Мы скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!
2-й Скоморох. Эй, господа, пожалуйте сюда! Приглашаем всех гостей
к нам на праздник поскорей!
1-й Скоморох. Милости просим к нам на праздничные гулянья.
2-й Скоморох. У нас сегодня представленье — Всем на удивленье.
1-й Скоморох. Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!
2-й Скоморох. Приходите все без стесненья: билетов не надо — предъявите хорошее настроение!
1-й Скоморох. Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!
2-й Скоморох. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
1-й Скоморох. Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!

Девушка 1: Живет Масленица семь деньков! Первый масляный день называется “встреча”.

Девушка 2: Первый день привечай –звонкой песней встречай!

Песня “Блинчики” ( Хоровая группа техникума и солистки кружка эстрадного искусства ) (Фонограмма “Блинчики”) (Приложение 1)

Девушка 1: Душа ль ты моя, Масленица! Перепелиные твои косточки!
Сахарные твои уста! Приди, приди к нам на широкий двор,
на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

Девушка 2:Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая! Приезжай на конях вороных,
на саночках расписных, чтоб слуги были молодые, нам подарки везли дорогие,
и блины, и калачи к нам в окошко  мечи! (Вывозят Чучело на санях) (Маслёна “Масленица”) (Приложение 1)
Девушка 1: Едет Масленица дорогая! Наша гостьюшка годовая.
На саночках расписных, на кониках вороных.

Девушка 2: Масленица на двор въезжает!

Девушка 1: Спешите, спешите, спешите скорей! Нет праздника веселее нашего!

Девушка 2: Гостей мы давно поджидаем, Масленицу встречаем – зиму провожаем!

Скоморох 1, Скоморох 2, Девушка 1, Девушка 2 встают вокруг Масленицы.

Скоморох 1: Дорогая наша гостья Масленица!

Скоморох 2: Дуня белая, Дуня румяная!

Девушка 1: Коса длинная, триаршинная!

Девушка 2: Лента алая двуполтинная!

Скоморох 1: Платок беленький, новомодненький!

Скоморох 2: Лапти частые, головастые!

Девушка 1: Уж ты масленица годовая, гостья наша дорогая!

Девушка 2: Накорми нас блинами! Угости пирогами! (Устанавливаем Масленицу)

(“Сею-вею снежок”) (Приложение 1)

Девушка 1: Объявляется конкурс блинов!

1-й Скоморох. Продолжаем мы программу для гостей, друзей, для всех!
2-й Скоморох. Начинаем панораму удивительных потех
1-й Скоморох. Во вторник будем мы играть, красно солнышко встречать!

Девушка 1: Наступает день второй, весь наполненный игрой!

Девушка 2: Второй масляный день называется “заигрыш”. (Русские песни “Калинка” ) (Приложение 1)
Сценка, подготовленная кружком актёрского мастерства :

Дев. Ванька, Ванька, сиди дома, не гуляй-ка, в балалайку играй-ка!

Юн. Маринка – корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!

Дев. Федул, что губы надул?

Юн. Да кафтан прожег.

Дев. Так зашей!

Юн. Иглы нет.

Дев. А велика ли дыра?

Юн. Да один ворот остался.

Дев. А у Федьки на носу, кошки ели колбасу!

Юн. А твоя Наташка – пышка, на улицу вышла, на камушек села, три пышки съела!

Дев. Ну, хватит вам дразниться!

1-й Скоморох: Да, чем дразниться, лучше силой померяйтесь!

Начинаются игры.

2-й Скоморох. Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых.

1-й Скоморох. Вот забава так забава! Ещё такого не бывало.
Сложно пробежать без ног, ноги спрятаны в мешок.
Кто окажется ловчее, за наградой все скорее.
Начинается игра “Бег в мешках”. (Русские песни “Свистульки-гудки”) (Приложение 1)

Игра Метание метёлок”

(Это первенство в метании метлы на дальность. Для такой забавы нужно взять несколько метелок без древка. Побеждает тот, кто дальше всех бросит метелку или собьет снежную фигурку, потом – кеглю)
2-й Скоморох: А теперь маленький народ приглашаем к дереву сладостей и на ленточную карусель. (Девушки 1,2 общаются с малышами из детского сада) (“Здравствуй, милая весна!”) (Приложение 1)

“Дерево сластей” (Это детский вариант традиционной масленой забавы, но вместо высокого гладкого шеста сласти развешиваются на ветвях дерева. Задача малышей — подпрыгнуть и достать подарок) (Скобари “Трек №14”) (Приложение 1)

“Ленточная карусель” (В снег втыкается длинная палка или шест. К шесту так привязываются яркие ленты, чтобы они легко скользили и вращались на палке, но не спускались к земле. Каждый ребенок выбирает свою ленточку и бежит друг за другом по кругу.
(Рядом с каруселью должны находиться Девушки 1,2, менять направление движения, чтобы у детей не закружилась голова).

1-й Скоморох. Праздник наш вперед идет, и народ не убывает!
2-й Скоморох. Еще один подарок  тех ждёт, кто с нами поиграет.
1-й Скоморох. Мужиков, парней, ребят вызываем на канат!
2-й Скоморох.10 слева, 10 справа, только мускулы трещат!
Игра “Перетягивание каната”.
1-й Скоморох.
Я вижу, ребята собрались здесь сильные, ловкие, умелые. Трудно с ними состязаться, трудно их победить. Устал, заморился, проголодался.
2-й Скоморох. Давай скорее среду объявлять!

Вместе: Среда — “Лакомка”, “Сладкоежка”.
Девушка 1: Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.
Девушка 2: Да какая ж Масленица без блинов горячих, без блинов румяных!

Девушка 1: Тинь-тинька, подай блинка, оладушка – прибаутушка, масленый кусок!
Тетушка, не скупися! Масленым кусочком поделися!

Девушка 2: Русь талантами богата, Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, значит, будет жить она.

Песня “ Мы давно блинов не ели” ( Хоровая группа техникума) (Фонограмма “Мы давно блинов не ели”) (Приложение 1)

Девушка 2: В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.

Девушка 1: Теща для зятя пироги пекла.
Девушка 2: Зять на двор — пироги на стол.
Девушка 1: Думала теща — семерым пирог не съесть.
Девушка 2: А зятюшка сел — да с присеста съел!

1-й Скоморох: Зять на двор – пирог на стол!
2-й Скоморох: У тещи зять – первый гость

1-й Скоморох: Нет черта в доме – прими зятя!

Сценка, подготовленная кружком актёрского мастерства:

Парень: Было у тещи семь зятьев: Хомка – зять и  Пахомка – зять,

И Гришка – зять, и Гаврюшка – зять, и Макарка – зять, и Захарка – зять, зятюшка Ванюшка – милей всех зятьев.

Парень:  И стала теща зятьев в гости звать.

Хомка идет, и Гришка идет, и Гаврюшка идет, и Макарка идет, и Пахомка идет, и Захарка идет– зятюшка Ванюшка, иди поскорей.

Парень:  Стала теща зятьев за стол сажать

Хомка сел, и Пахомка сел, и Гришка сел, и Гаврюшка сел, и Макарка сел, и Захарка сел. Зятюшка Ванюшка – поди вон туда сядь!

Парень:  Стала теща зятьев блинами потчевать:

Хомке блин, и Пахомке блин, и Гришке блин, и Гаврюшке блин, и Макарке блин и Захарке блин. Зятюшке Ванюшке – блин с маслицем.

Парень: Стала теща с зятьев деньги собирать.

С Хомки – рубль, и с Пахомки – рубль, с Гришки – рубль, и с Гаврюшки – рубль, и с Макарки – рубль, и с Захарки – рубль, а с зятюшки Ванюшки – пара серебра.

Парень: Стала тёща зятьев провожать 6 и Хомку в шею, и Пахомку в шею, и Гришку в шею, и Гаврюшку в шею, и Макарку в шею, и Захарку в шею, а зятюшку Ванюшку – за светлые волосы.

1-й Скоморох. Среда – лакомка у нас! Угощенье — это раз!
2-й Скоморох. Объеденье — это два! Пляски прямо у стола!

Танец, подготовленный хореографическим ансамблем техникума “Фантазия”. (Фонограмма танца) (Приложение 1)

Девушка 2: Для девчат и молодцов не жаль и блинцов!

1-й Скоморох. Эх, забава так забава! Посмеетесь вы на славу,
Превратитесь в журавля. Помогу вам в этом я!

2-й Скоморох. Предлагаем вам испробовать забаву наших предков — прогулка на ходулях.

(“Лезгинка”) (Приложение 1)

1-й Скоморох. А не перевелись ли на нашей земле скакуны быстрые? Устроим скачки на лошадях и узнаем! Вот они, какие прыткие! (лошади-мётлы), так и норовят ускакать! Сейчас мы их оседлаем! Команда Гнедых и Команда Вороных. Скакать до черты , при этом кричать: “Иго-го!”. По команде “Иго-го!” скачки начинаем. “Иго-го!” (Золотое кольцо “Ой, при лужку…”)(Приложение 1)

В день четвертый будем вместе петь про Масленицу песни.
До поста же до посточка нам всего лишь три денечка!

2-й скоморох. Так гуляйте, россияне! Ну а мы спешим за вами!

1-й Скоморох. Разгуляй-четверг придет, шутку, песню принесет.
2-й Скоморох. Походил уже по свету, лучше русской песни нету!
1-й Скоморох. Где песня поется, там легче живется!

2-й Скоморох. Запевайте песню русскую, песню звонкую, задушевную!

Возле речки, возле быстрой всё фиалочки растут.
Без частушек прожить можно, да чего-то не живут.

Частушки. (Преподаватель Бандерский А.Г.(аккордеон) + девочки-вокалистки, потом – все желающие)

1-й Скоморох. Играй, не ленись! Знай себе веселись!

2-й Скоморох. А вот ещё одна забава, победителя ждёт слава!

Игра Три ноги”. (Двоим участникам связываются соседние ноги, две пары участников отправляются в забег на скорость – от старта до поворотного флажка и обратно). (Скобари “Трек №03”) (Приложение 1)

Дев.1 Взрослым забава, а малышам?

Ну-ка, крошки, подходите, поучаствовать хотите? (Игра для самых маленьких “Подснежники”.)

(“Во саду ли в огороде”) (Приложение 1)
(Заранее заготавливают бумажные цветы. На заснеженной полянке разбрасывают вырезанные из бумаги цветочки, это первые весенние цветы — подснежники. Выигрывает тот, кто соберет больше всего подснежников. Играем несколько раз – по желанию малышей.)

Скоморох 1. и Скоморох 2. проводят игру “Столб с подарками”. (Для взрослых)

Скоморох 1. Кто в игре победит, того Скоморох наградит! (Игра “Спина к спине” (Бег на скорость в парах.)) (Скобари “Трек №16”) (Приложение 1)

Дев.1 Какие проводы зимы без катания на тройках с бубенцами? Предлагаю всем желающим превратиться в лошадок. (Коней запрягают в санки, для большей правдоподобности на шею им надевают колокольчики, кто в санях – изображает ржание. Побеждают те, кто первым добрался до финиша).

(“Вдоль по Питерской”) (Приложение 1)

Скоморох 1. Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять!
2-й ведущий.
Скоморох 2. Пятница — “Тещины вечорки”! На тещины вечорки зятья угощали своих тёщ блинами, иногда и всю родню. Зять обязан с вечера лично приглашать тёщу.

Скоморох 2. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет. (Девушки с тарелками блинов на голове идут к горке) (Скобари “Трек № 18”) (Приложение 1)

Скоморох 1. Ай, да хозяйка! Глянь, блинов гора огромна!
Все румяны, да красивы! Ну, хозяюшка, спасибо!
Скоморох 2. А в субботу не безделки — “Золовкины посиделки”!

Дев.1 Суетилися золовки, чтоб прослыть особо ловкой!
Дев.2 И крутилися, как белки, чтоб удались посиделки.

Катание с горы на дальность. ( Скобари “Скобарь под драку”)

Скоморох1Погляди-ка, народ, (указывает)
К нам Весна идет! (Трек №09)
Появляется Весна (преподаватель Петрова А.Ю.) в ярком платье.
Скоморох2 Весна-красна — гость большой, хороший, пречестный,
Скоморох1 На ней платье новое, новое, новое
Скоморох 2. Тому платью и цены нет,Весне красной шлём привет!
Скоморох1 Здравствуй, Весна-голубушка, Весна-красна!

Весна:Здравствуйте и вы, люди добрые! Я пришла к вам с радостью, с великой милостью.
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой, со льном кучерявым, с овсом усатым,
с черною смородиной, со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!

Дев.1 Во последний во денек во седьмой собирается народ весь честной,
чтоб потешиться по поводу славной Масленицы проводов.

Дев.2 В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся.
Дев.1 Мы катались с горы от зари до зари. А сегодня, в воскресенье, наше кончилось веселье.

Дев.2 Пусть стужа лютая дорогу солнышку теплому уступит, пусть вместо снега на полях зазеленеет травушка-муравушка. Пусть вместо воя вьюги звенят капели и журчат ручьи.

Скоморох 1. Честная наша Масленица! Пора нам прощаться! Сладко ты нас накормила, сладко напоила, славно потешила! Весело тебя было встречать, да трудно со двора провожать! Воротись к нам хоть на денёчек, хоть на часочек!

Скоморох 2. Пройдёт весна зелёная, пройдёт и лето красное и осень златотканая, потом зима изломится, медведь переворотится, пройдёт пора морозная, морозная-колядная – тогда и ждать Масленицу!

Дев.1 и Дев.2 Прощай, Масленица!

Скоморох 1. По старинному русскому обычаю зиму провожали – Зиму-Масленицу сжигали. Давайте встанем в хоровод и с почётом простимся с зимой. ( Трек “Маслёна” 001) (Приложение 1)

Взятие крепости с Солнцем, сжигание Чучела.

Скоморох 2. С зимой расстаться нам пора, погреемся мы от костра. Гори-гори ясно, чтобы не погасло! (“А мы Масленицу прокатали”, Р-К “Снег” хор “Прощай, Масленица!”) (Приложение 1)

Скоморох 1. и Скоморох 2. Вот и кончилось гулянье,

Скоморохи и девушки: Спасибо всем за гостеванье! ( Г.Заволокин “Масленица”) (Приложение 1)

Приложение 2 (фото)