Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно развивать речь детей. Все мы понимаем, что уровень культуры речи во многом определяет его личную и профессиональную судьбу. А это, особенно в наше время, уже не только личное дело. От уровня культуры речи детей зависит будущее нашего языка, который переживает сейчас очень трудный этап в своем развитии. В этом смысле совершенствование речи каждого ребенка становиться общественно необходимым делом. К большому сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь – это то, по чему в первую очередь судят о развитии ребенка, потому что речь неразрывно связана с мышлением. Если дошкольник умеет хорошо говорить, это значит, что он:
- достаточно свободно для своего возраста ориентируется в окружающем мире;
- умеет думать, способен понятно выражать свои мысли и отстоять свое мнение;
- легко устанавливает контакты с другими детьми и взрослыми.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки его губы и язык должны быть сильными и гибкими долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научить артикуляционная гимнастика. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Еще одним условием для нормального становления звукопроизношения является правильное речевое дыхание, которое обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т.п.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен еще и достаточно хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.
Мелкая моторика пальцев рук непрерывно связана с умственным развитием детей, развитием их речи. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ”.
Когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой у него:
- повышается работоспособность коры головного мозга;
- развивается у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- развивается фантазия;
- ну и конечно в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Поэтому в своей работе я выбрала такие основные направления, это:
– развитие артикуляционного аппарата, через игры;
– развитие речевого дыхания, через игры;
– развитие слухового внимания, через игры;
– развитие мелкой моторики, через игру.
Все мы знаем, что основной деятельностью ребенка является игра. Игра для ребенка, это и есть сама жизнь. Одна из задач, это заинтересовать малыша, для этого все упражнения нужно проводить в игровой непринужденной форме.
Играя в речевые игры с ребенком, мы не только развиваем речь, но и развиваем мышление, внимание, память.
Исходя из вышеизложенного, я решила углубленно работать над темой “Развитие у детей речевых навыков через игру”
Перед собой я поставила такие задачи:
1. Подготовить речевой аппарат детей к правильному звукопроизношению через артикуляционные упражнения.
2. Выработать правильный темп речи, воздушную струю, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно.
3. Развивать слуховое восприятие.
4. Развивать мелкую моторику рук, используя различные элементы массажа, игры и упражнения с пальчиками; развивать память ребенка через пальчиковые игры.
5. Развивать у детей внимание, мышление через речевые игры.
6. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение.
7. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
В младших группах я использовала такую игру, как “Веселый артстадион”. Эта игра входит в методическое обеспечение парциальной авторской программы “Речецветик”. “Веселый артстадион” – фронтальное поле для системного моделирования артикуляционных упражнений. Данный артикуляционный тренажер состоит из шести разноцветных полос, расположенных друг над другом, который позволяет развить у детей речевые навыки и подготовить артикуляционный аппарат к звукопроизношению. Нижняя голубая полоса символизирует мир стихий, серая – мир минералов, зеленая – растений, желтая – животных, оранжевая – “дом” человеческого языка, верхняя красная – изделия человеческих рук.
Рисунок 1.
Каждое упражнение мы обыгрывали и обозначали символом-картинкой.
В первую очередь я использовала игровой показ органов артикуляции, далее привлекала внимания к действиям органов артикуляции, т.е. к тому, что умеют делать эти “помощники”. И большое внимание в этом возрасте уделяла работе над дыханием.
В средней группе я использовала игру “Волшебный домик звуков”.
Рисунок 2.
Двухэтажный домик – это ротик, где живут звуки. Первый этаж это нижние зубки. Второй этаж это верхние зубки. Это игра готовит артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками раннего онтогенеза, а также вызывает и уточняет произношение свистящих и шипящих звуков, развивает слуховое внимание и речевое дыхания, развивает мышление, память через речевые игры. В этом же возрасте я использовала видеодиски и аудио записи Екатерины и Сергея Железновых.
В старшем возрасте я применяла артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой. Такая гимнастика способствует развитию и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.
“Биоэнергопластика” включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический проект; энергия – сила необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластическое движение.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Движение рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти.
Также формируется дикция, дыхание, голос, интонация, воспитывается произвольность поведения, формируется речемыслительная деятельность.
За время работы по теме мною было собрано достаточно много практического материала, который я оформила в форме игровых картотек по различным направлениям.
Приступив к практической реализации своего плана, я обратила внимание, что работа с детьми в данном направлении невозможна без участия в ней родителей воспитанников. Ни для кого не секрет, что сотрудничество родителей, педагогов и детей приносит более эффективный результат. Родители – естественные учителя своего ребенка, и от них зависит чрезвычайно много. В нашем ДОУ большое внимание уделяется работе с семьей. Мы убеждены, что только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться максимальной эффективности в реализации любой задачи. Поэтому в своей работе я уделила большое внимание сотрудничеству с семьей.
Мною был разработан перспективный план работы с родителями по теме “Развитие у детей речевых навыков через игру”. Приложение 1.
В своей деятельности я активно использовала такие формы работы, как:
– Папка “Шпаргалка для родителей” (письменные консультации)
– Копилка “Домашняя игротека”;
– Проведение мастер-класса для родителей;
– Совместные занятия родителей и детей;
– Родительская гостиная “Счастливы вместе”;
– Родительские собрания;
– Презентация-практикум “Как организовать логопедические занятия дома”
Приложение 2;
– Буклет “ Игралочка” Приложение 3;
– Мастерилки (пособия и игры на развитие речевых навыков);
– Библиотечка для родителей;
– Индивидуальные беседы;
Работая над развитием речевых навыков у детей, я пришла к такому выводу, что выбранная мною тема действительно важна и полезна.
За время работы заметно улучшились показатели речевого развития детей:
– по данным учителя-логопеда, у детей моей группы выработался правильный темп речи, воздушная струя, интонационная выразительность. Дети стали отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно(89%).
– развитие слухового внимания детей по сравнению с предыдущим годом улучшилось на 37% (с 40% до 77%).
У детей, которым понадобилась в дальнейшем помощь логопеда в постановке звука, эта проблема была быстрее устранена за счет хорошо развитого артикуляционного аппарата.
Также за счет речевых игр у детей хорошо стало развито внимание, мышление.
На занятиях по изодеятельности и в повседневной жизни развитие мелкой моторики улучшили свои показатели.
Дети продвинулись в умении общаться, в умении принимать оптимальное решение, анализировать.
Без помощи родителей было бы труднее достичь того результата, что мы имеем сейчас.
Безусловно, работа над развитием речевых навыков дошкольников продолжается, но уже сегодня можно сказать, что вся работа дает желаемый результат.
Список литературы:
- “Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ”. Автор: Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова.
- “Логопедическая гимнастика” Т.В. Буденная.
- “Уникальное руководство по развитию речи” Анна Герасимова. Под редакцией Б.Ф. Сергеева.
- А.И. Максаков, Г.А.Тумакова “Учите, играя” 2005год.
- В.И. Селеверстов “ Речевые игры с детьми”.
- Логопедия Е.Н. Краузе 2002 год.