"С днем рождения, Амадеус!". Сценарий концерта, посвященного 255-летию Моцарта

Разделы: Музыка


Цели:
– Познакомить школьником с жизнью и творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
– освоить особенности фортепианного стиля композитора, манеру исполнения его произведений.
– способствовать развитию навыков слухового анализа, расширению палитры музыкальных впечатлений.
– привитие художественного вкуса.
– создать условия для реализации творческого развития учащихся
– способствовать развитию коммуникативных качеств .

Оборудование:
– афиша;
– на сцене два фортепиано;
– портрет композитора, даты жизни, надпись на заднике сцены “255 лет”;
– экран и мультимедийный проектор;
– корзины с цветами;
– торт со свечами.

Вот уже более 200 лет живет и волнует людей музыка Вольфганга Амадея Моцарта – гениального австрийского композитора, в мыслях своих и фантазиях заглянувшего далеко в будущее.

Его жизнь в искусстве всегда воспринималась как невероятное чудо, в то время как обычная земная жизнь была полна невзгод, боли и разочарований. Вокруг его имени до сих пор множество легенд.

Моцарт – это идеал в искусстве и одна из его неразгаданных тайн. Загадочно само рождение композитора, его выдающиеся способности, которые проявились уже в младенчестве. Тайной и мистикой окутана смерть гения; парадоксальна судьба многих его произведений. И совсем непонятно, как за столь короткий срок он смог столько успеть, ведь Моцарт умер очень рано, не дожив месяца до своего 36-летия, а создано им более 600 произведений и это, как правило, крупные сочинения – оперы, симфонии, оратории, инструментальные концерты, квартеты и т.д.

Но, пожалуй, самой большой загадкой является жизненная сила музыки Моцарта, ее современность. Идет время, меняются эпохи и стили, а она не устаревает, наоборот молодеет. Музыка гениальна и одновременно проста и понятна. Ее с упоением слушают и седовласые старцы, и маленькие дети.

В 2011году весь культурный мир празднует 255-летие гениального композитора. Эта великая дата не обошла и нашу школу. Сегодня силами учащихся и преподавателей мы хотели бы рассказать о жизни и творчестве Моцарта, вспомнить его популярные произведения и познакомить слушателей с малоизвестными опусами.

Звучит Зальцбургская симфония N1. Allegro.

Дети читают стихотворение.

Ах, Моцарт, ты меня позвал
На праздник свой – в свой день январский!
Вот захожу в старинный зал,
Богато убранный, по-царски…

Погашен люстр хрустальный свет,
И рыцари с картин громадных,
Взирая строго столько лет
Как будто встали в ряд парадно.

Пурпурный бархатный навес
Вдруг шевельнулся, поднимаясь…
Лучом, светящимся с небес,
Ты появился, улыбаясь!

И зазвучало волшебство
Твоих божественных творений…
Для сердца. Моцарт, моего
Нет краше музыки мгновений!

На экране проектора Парадный портрет Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. Уже с раннего детства у него проявились удивительные способности. Отец был известным в городе музыкантом – скрипачом. Композитором, вице-капельмейстером капеллы архиепископа Зальцбургского. Но, кроме того, он был прекрасным педагогом и покровителем огромного таланта своих детей – дочери Нанерль и сына Вольфганга.

На экране групповой портрет семьи Моцартов.

Леопольд Моцарт учил детей игре на скрипке и клавесине. Сочинял небольшие пьесы, на которых его дети отрабатывали различные приемы игры. Эти маленькие сочинения дошли до наших дней, сегодня маленькие пианисты и скрипачи в разных уголках мира учатся на этих пьесах. Мы хотим представить вашему вниманию несколько миниатюр из “Нотной тетради Леопольда Моцарта”

В исполнении учащихся младших классов звучат пьесы:
Полонез;
Юмореска;
Волынка.

Уникальные музыкальные способности детей привели отца к мысли попытать счастья в концертной деятельности. В январе 1762 года Л.Моцарт повез воспитанников в первое турне в Мюнхен и Вену, где они играли перед придворными аристократами и императрицей Марией Терезией.

Иллюстрация. Фрагмент картины “ Юный Моцарт, выступающей перед императрицей”

В 1763 году последовало трехлетнее турне всей семьи по Германии, Франции, Англии, Нидерландам и Швейцарии. Повсюду концерты чудо детей проходили с триумфом, слушатели были покорены их уникальными способностями. Вот фрагмент афиши концерта во Франкфурте: “ Девочка 11 и мальчик 7 лет будут играть на клавесине . Мальчик исполнит так же концерт на скрипке, а при исполнении симфоний будет аккомпанировать на клавиатуре, полностью покрытой сукном; затем на расстоянии он в точности назовет все звуки, заданные кем-либо отдельно, либо в аккордах на клавесине или на всех мыслимых инструментах , колоколах., стаканах, часах и т.д. Напоследок он будет фантазировать не только на клавесине, но и на органе”.

Между тем, маленького Моцарта все больше тянет к сочинительству. Его первым произведением считается Менуэт соль-мажор, который был написан пятилетним композитором в Зальцбурге по заданию отца.

В исполнении второклассницы звучит Менуэт Соль-мажор.

В апреле 1764 года Леопольд Моцарт путешествовал со своими детьми из Парижа в Лондон. Там, во время болезни отца, Вольфганг сочинил так называемую “Лондонскую тетрадь” (“Нотная тетрадь 8-летнего Моцарта”). Сборник содержит 43 произведения, среди которых танцы, сонаты, незавершенные наброски пьес без названий, записанные Моцартом собственноручно, без помощи отца.

Третьеклассница исполняет Allegro из “Лондонской тетради”

Очередную поездку отец и сын совершили в 1769 году в Италию. В Риме произошла сенсация. После прослушивания в Сикстинской капелле знаменитого произведения Георгио Аллегри “Мизерере” с 9-голосным заключительным хором, Моцарт записал его по памяти. Ранее под страхом отлучения от церкви никто не имел права выносить из капеллы и копировать эту партитуру. 5 июля 1770 года восхищенный папа римский Клеменс 14, наградил четырнадцатилетнего Моцарта Орденом “Золотой шпоры”

Иллюстрация. Моцарт в одежде рыцаря “Золотой шпоры”

Но вернемся к фортепианному творчеству композитора. Настоящих высот Моцарт достигает в произведениях крупной формы: сонатинах, сонатах, рондо и вариациях. В 1778 году в Париже появляются 12 великолепных вариаций на тему французской народной песни “ Ах, скажу я вам, мама” Мелодия этой песни бытует также со словами “Завтра придет Санта Клаус”, благодаря чему это сочинение стало любимой композицией к Рождеству в Европе.

В исполнении ансамбля учащихся подготовительного класса звучит тема вариаций.
Звучит Сонатина до-мажор (1 часть) в исполнении ученицы 4-го класса.

Иллюстрация “ Моцарт за фортепиано”.

Соната номер 11 , Ля-мажор – одно из самых известных сочинений Моцарта. Особенно ее 3 часть, рондо “alla turca”, что в буквально переводе означает “ в турецком стиле”. Очень часто Рондо публикуется как отдельное, самостоятельное произведение – “Рондо в турецком стиле”, или “Турецкое рондо” или даже “Турецкий марш”. Во времена Моцарта было модно вставлять в сочинение экзотически звучащие элементы. При помощи украшений– форшлагов в партиях обеих рук композитор пытается воссоздать звучание турецкого барабана. Отсюда и название.

Шестиклассница исполняет 3 часть сонаты Ля–мажор.

Отдельную страницу в инструментальном творчестве В-А Моцарта занимают концерты для фортепиано с оркестром, скрипки, флейты, кларнета. Фагота, валторны. Моцарт внес в этот жанр много нового, превратив коллективное состязание нескольких солирующих инструментов в сложный диалог солиста и оркестра.

Звучит фрагмент Концерта для ф-но с орк. N 2.
Иллюстрация Рукописи Парижской симфонии.

Говоря о музыкальном наследии Моцарта нельзя обойти симфоническое творчество композитора. Свою первую симфонию Вольфганг написал в 1764 году в 8-летнем возрасте. Всего симфоний более 50ти. Самым плодотворным в “симфоническом” смысле стал 1788 год, когда на свет появилось 10 симфоний – лучших из всего творчества композитора. Среди них 31-я “Парижская”, 38-я “Пражская”, известнейшая 40-я симфония.

В исполнении фортепианного дуэта звучит 1 часть симфонии N 40.

В своем творчестве Моцарт отдал дань развлекательным жанрам для небольших оркестровых составов – камерных оркестров. Это преимущественно разновидности многочастных сюит (дивертисменты, серенады, кассации ), составляющие неотъемлемую часть бытовой музыки Вены.

Мы хотим представить вам фрагменты 1 2 частей “Маленькой ночной серенады” в переложении для фортепиано. Сочинение открывается темой фанфар, отличается праздничным характером, в нем царит жизнерадостное настроение и юношеская энергия. 2 часть – романс, погружает нас в атмосферу возвышенности, галантности и спокойствия.

В исполнении ученицы 5 класса звучит фрагмент 1 части Серенады в переложении для ф-но.

Ансамбль выпускниц исполняет 2 часть произведения.

Композиторский талант Моцарта был очень велик. Муза сопровождала его повсюду. Сам он говорил: “Вы знаете, что я целиком погружаюсь в музыку, я целый день этим живу, охотно переделываю, изучаю, раздумываю”. Вдохновение приходило к нему независимо от работы, Моцарт мог представить себе произведение сразу от начала до конца. При работе над оперой “Идоменей, царь Критский”, он сообщает отцу: “Все уже сочинено, но еще ничего не записано”.

Очень часто в шумной компании, среди друзей Моцарт с легкостью сочинял веселые мелодии, а затем забывал о них. Многие нечистоплотные музыканты пользовались рассеянностью композитора и объявляли себя авторами сочинений. До сих пор доподлинно неизвестно, кто является автором колыбельной песни “Спи, моя радость, усни”. Одни историки утверждают, что это, несомненно, сочинение Моцарта, другие приписывают авторство малоизвестному композитору Флису. Давай вспомним эту замечательную мелодию.

Ученица 4 класса исполняет фортепианную версию Колыбельной.

В аудио записи звучит ария Царицы ночи из оперы “Волшебная флейта”. На ее фоне ведущий продолжает рассказ.

Золотыми буквами вписано имя Моцарта в историю мирового оперного искусства. В 18 веке на театральных подмостках господствовала итальянская опера – сериа (серьезная) и комическая опера – буффа. В Австрии и Германии также были любимы зингшпили, что в буквальном переводе означает “ игра с пением”. Это были комические оперы на бытовые и сказочные сюжеты, в которых пение чередовалось с разговорной речью. Моцарт использовал все три разновидности, но существенно изменил их, смешав признаки тех и других. Оперы композитор писал всю жизнь. Первая, “Мнимая пастушка”, была написана Моцартом в 12 лет. Последнюю, “Волшебную флейту”, композитор закончил в сентябре 1791 года. Наибольшей любовью зрителей пользуются оперы: “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан” и “Волшебная флейта”. Мы предлагаем вашему вниманию фрагменты из этих сочинений.

Ария Дон-Жуана в переложении для ф-но звучит в исполнении первоклассницы.
Фортепианный дуэт пятиклассниц исполняет Арию Фигаро.

Несмотря на постоянные заказы, успех и популярность музыки Моцарта, материальное положение его семьи было сложным.

Иллюстрация. Портрет жены композитора.

В 1782 году Вольфганг женится на певице Констанце Вебер, у них появляются дети. Денежные затраты увеличиваются. Композитор продолжает активно работать.

В аудиозаписи звучит фантазия ре-минор. На ее фоне ведущий продолжает рассказ.

В июле 1791 года он получает странный анонимный заказ. В доме появился незнакомец, одетый во все черное – черный сюртук, черную рубаху, черные туфли, даже ленточка, заплетенная в косичку, была черное цвета. Человек принес письмо и исчез. В письме Моцарту предлагалось за очень хорошее вознаграждение сочинить заупокойную мессу – “Реквием”, автор письма также предупреждал, что не следует затрачивать силы, что бы узнать заказчика.

Уже после смерти Моцарта тайна черного человека была полностью раскрыта. Граф Франц фон Вальзегг пожелал торжественно отметить память своей супруги и через управляющего заказал для этой цели Реквием. Граф был большим любителем музыки, но особенно ему нравилось, когда его считали композитором. Он заказывал разным авторам (всегда анонимно и за хорошую плату) произведения. А затем выдавал их за свои.

В аудиозаписи звучит 1 часть Реквиема.

Посоветовавшись с супругой, Моцарт берется за сочинение траурной мессы. Чем дальше идет работа, тем отчетливее осознает Вольфганг, что жизни ему отпущено совсем немного. Здоровье его ухудшается. Однажды он признается супруге, ему кажется , будто Реквием он пишет для себя.

Иллюстрация. Больной Моцарт.

20 ноября 1791 года Моцарту стало совсем плохо. Он слег и больше уже не поднялся. Но сознание и вдохновение не покидали композитора, он работал до последнего дня. В ночь с 4 на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался. Ему было только 35 лет. Финансовое положение семьи было таким плачевным, что похоронили великого австрийца по третьему классу в общей могиле с бедняками и бродягами, куда вмещалось от 10 до 15 гробов, а каждые 10 лет эта могила заполнялась заново. Стояла скверная погода. Лил дождь. После отпевания в часовне никто из немногочисленных собравшихся не пошел на погребение. Так, свое последнее успокоение Моцарт нашел среди отчаянной венской бедноты.

Иллюстрация. Гравюра Вингерона “Бедные похороны”.

Бетховен очень ценил эту картину. “ Так хоронили Моцарта!” – говорил он.

Место, где хоронили композитора, ни разу не было засвидетельствовано. Неизвестно оно и до сих пор. Моцарт так и не закончил свой Реквием. Он остановился на 7 части “Lacrimosa” . Дописывал произведение его ученик Франс Зюсмайер.

“Плачевен тот день, в который восстанет из пепла человек, судимый за грехи” – поется в “Lacrimosa” .

В аудиозаписи звучит фрагмент “Lacrimosa” .

Размышляя о том мире, в который попадает душа по ту сторону бытия, освободившись от грехов, сочинял Моцарт свой Реквием. Он наполнен самой печальной и проникновенной музыкой, когда-либо написанной для церкви.

Иллюстрация. Портрет Моцарта.

И все же, Моцарт остается самым светлым и солнечным композитором человечества!

Его музыка вдохновляет и озаряет, дарит ощущение счастья и праздника, заставляет забыть о тяготах и вселяет надежду на будущее!

Музыка гения, сочиненная два столетия назад обладает уникальной способностью изменяться с течением времени, обновляться и перерождаться!

Искусство Моцарта живет потому, что оно способно к развитию и вместе с жизнью и смертью поколений видоизменяется само.

На сцену выходит академический детский хор. Звучат
– песня “Тоска по весне” на слова К.Овербаха в переложении для хора В.Соколова.
– Хор “Послушай, как звуки хрустально чисты” из оперы “Волшебная флейта”.

Дорогие друзья, подходит к финалу наш концерт – дань почтения великому Музыканту. Но не иссякнет во веки музыка гениального австрийца!

Хор стоит на сцене. В аудиозаписи звучит финал “Маленькой ночной серенады”.

На ее фоне дети читают стихотворение:

Ты скрипкой нежно заиграл,
На флейте заискрился трелью.
По струнам арфы пробежал
Порывом ветра иль метелью…

Своей судьбы минорной грусть
Сегодня ты от всех скрываешь…
В твой праздник мир ликует пусть,
Мой Моцарт!
………………Как ты озаряешь!

Гаснет свет, на сцену выносится большой торт с зажженными свечами и цифрой 255.
Дети задувают свечи, зажигается свет.

Хором, все вместе:
С днем рождения, Амадеус!

Список литературы:

  1. Аберт Г. Моцарт: Пер. с нем. М., 1978–85. Т. 1-4. Ч. 1–2.
  2. Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч 1.М.: Музыка; 1988.
  3. Вейс Д. Возвышенное и земное: Исторический роман о жизни Моцарта и его времени. М., 1997.
  4. Несколько встреч с покойным господином Моцартом. – 2002, Э. Радзинский, историческое эссе.
  5. “Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери”, 1830, А. С. Пушкин, драма.