Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни.
В последних исследованиях (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова и др.) с тревогой отмечается, что именно самостоятельная сюжетная игра ныне “уходит” из мира дошкольника. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть. Сюжетно-ролевая игра – это самостоятельная игровая деятельность, но при этом для ее развития нужно руководство. Непосредственное руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ осуществляет воспитатель, во всех источниках рассматриваются только функции руководства воспитателя игровой деятельностью, но без соответствующего материально-технического, методического обеспечения, предметно-развивающей среды, организации педагогического процесса, повышения профессионального мастерства педагогов, наконец, без взаимодействия с родителями данный процесс не возможен.
Для того чтобы задача развития игровой деятельности дошкольников решалась в процессе управления педагогической системой, оно должно представлять собой целостную совокупность компонентов, среди которых главными должны быть цели и адекватные им содержание деятельности всех субъектов управления; соответствующие формы организации процессов управления и обучения; их результаты. Задачи и содержание дошкольного образовательного учреждения обеспечивают единство всех звеньев процесса, его свойств и связей, выраженных в форме, которая выступает в качестве способа организации учебного процесса, обеспечивая его устойчивость. Сказанное имеет прямое отношение к сюжетно – ролевой игре детей дошкольного возраста, которая может развиваться только в ходе организованного взаимодействия детей с взрослыми и друг с другом, в процессе которого происходит развитие каждого ребенка.
Мы поставили перед собой задачи:
1. Разработать содержание, структуру и способы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающие развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста, и реализовать их в работе с детьми.
2. Организовать взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, направленные на развитие сюжетно-ролевой игры.
Линейно-функциональная структура позволяет организовать руководство развитием сюжетно-ролевой игры по линейной схеме. В качестве показателей, характеризующих систему управления игровой деятельности дошкольного образовательного учреждения, выступают отношение педагогов к сотрудничеству с администрацией, с членами педагогического коллектива и родителями воспитанников, наличие организационной культуры педагогического коллектива и традиций в дошкольном образовательном учреждении, распределение коллективных и индивидуальных поручений. Содержание взаимодействия имеет следующие направления: методическая работа с педагогическим коллективом, создание условий для возникновения и обеспечения качества развития сюжетно-ролевой игры, планирование игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении и работа с родителями.
Нами была разработана схема структуры взаимодействия субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры детей в дошкольном образовательном учреждении (Приложение 1). За ее основу взята линейно-функциональная структура П.И. Третьякова и К.Ю. Белой, которая конкретизирована с ориентацией на субъектов образовательного процесса, участвующих в развитии сюжетно-ролевой игры детей в дошкольном образовательном учреждении.
Мы определили функции во взаимодействии субъектов образовательного процесса, участвующих в развитии сюжетно-ролевой игры (Приложение 2). Все участники образовательного процесса систематически обмениваются информацией по вопросам, входящим в их компетенцию, с администрацией, педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения и их родителями.
Нами также был разработан “План развития сюжетно-ролевой игры в ДОУ” (Приложение 3).
Преимуществами нашего подхода является то, что мы стремились проводить работу во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: администрация – педагоги – родители – дети. Управление качеством образовательного процесса возможно только в условиях развивающего взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса. Оказание психолого-педагогической поддержки педагогу, управление его саморазвитием, обеспечение системы методической работы, материально-техническое обеспечение, включение родителей в образовательный процесс на правах субъектов образовательного процесса, направлены на создание целостного игрового пространства, стимулирующего участие в развитии сюжетно-ролевой игры всех субъектов образовательного процесса. В процессе развития игровой деятельности актуально оказание психолого-педагогической поддержки педагогу; управление его саморазвитием; обеспечение системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства, стимулирующего образовательный процесс. Ключевыми направлениями методической работы выступают: разработка и научно-методическое обеспечение процессов внедрения обновленного содержания образования, модернизация технологии обучения; оказание методической помощи при решении профессиональных проблем воспитателей в их практической деятельности; развитие и саморазвитие профессионального мастерства воспитателей с учетом изменений и особенностей муниципального образовательного пространства. Основными принципами совершенствования методической работы является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок. Прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, опыта и уровня профессионализма педагогов. Необходим также учет особенностей мотивации воспитателей в работе по совершенствованию научно-методической подготовки, то есть выявление мотивов, оценок, отношения к своему профессиональному росту. Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт, используются активные методы в углублении знаний педагогов о развитии сюжетно-ролевой игры.
Для успешного развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении, согласно плану взаимодействия, педагогический коллектив организовал следующие условия: постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений; педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов; предметно-развивающая среда функционально моделирует развитие игры и ребенка через нее; позиция педагога постепенно меняется от “участника игры – носителя новых для детей игровых умений” к позиции “партнера – помощника”, который направляет игру.
Наиболее эффективными формами взаимодействия были признаны педсовет, конференция субъектов образовательного процесса, тренинги, которые встретили отклик и заинтересованность со стороны родителей и педагогов. В результате проведенной работы вырос уровень содержания детских игр, развития роли и взаимодействия детей в игре. Это выразилось в создании детьми моделей разнообразных взаимоотношений, образовании новых игровых сообществ, более продолжительной взаимосвязи детей в игре, в умении детей прийти к общей договоренности во взаимоотношениях.