Классный час "Человек живет среди людей"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • создание условий для успешной социализации личности каждого обучающегося коллектива;
  •  формирование представлений о сущности конфликта, обучение способам его разрешения и предотвращения;
  • формирование толерантного, ценностного отношения к каждому человеку, умений и навыков в сфере культурного общения.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями:
  1. Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше.
  2. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
  3. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести.
  • карточки с названиями эмоций (удивление, восторг, сожаление, радость, злоба, безразличие, высокомерие, грубость, равнодушие, отвращение);
  • чистые листы бумаги.

Ход классного часа

1. Вводная часть

Поклонившись, мы друг другу сказали…
Здравствуйте!
Что особого мы друг другу сказали…
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Здравствуйте, очень рада видеть вас. Но прежде чем сказать, на какую тему мы сегодня поговорим, попрошу вас выполнить одно простое упражнение.

Упражнение «Снежинка»

Перед вами чистые листы бумаги. Возьмите их и четко выполняйте мою инструкцию: сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол, сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и посмотрите листы друг друга.

- Что вы видите? (У всех листы получаются разные.)

- Что это значит? (Это говорит о том, что все мы очень разные и проявляется это абсолютно во всем: в наших поступках, поведении, привычках, мимике, жестах и пр.)

- Как вы думаете, для чего я дала вам это упражнение? (Для того чтобы вы наглядно смогли убедиться, что каждый из нас по-своему перерабатывает информацию, видит ее под своим углом зрения. И нельзя сказать, что чей-то листок лучше, а чей-то хуже, кто-то оторвал уголок правильно, а кто-то – нет.)

Как правило, на основе различий и возникают ссоры между людьми. В психологии ссору называют конфликтом. Слово «конфликт» происходит из латинского языка и означает «столкновение». Практически нет ни одной сферы жизни, где не могла бы возникнуть конфликтная ситуация.

Конфликт – это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.

Ну и что? Ну не совпали. И что? Люди начинают злиться. Почему? Каждому хочется отстоять свою точку зрения? Как отстаивают? Грубо, агрессивно, кричат. И получается конфликт. В конфликте – ты против меня.

Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами и мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.

Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только от того, что люди не смогли понять друг друга.

Запомните, главное в конфликте – умение слушать и «слышать» другого. Умеете ли вы слушать и «слышать» других людей? Это и будет темой нашего сегодняшнего классного часа.

2. Основная часть

Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так устроена жизнь: одиночество мучительно, неестественно для человека. И от того, умеем ли мы общаться, иногда зависит наше счастье. Еще раз повторюсь, все мы разные и понятие о счастье у каждого из нас разное. «Счастье – это когда тебя понимают…» - такие слова звучали в фильме о проблемах молодежи «Доживем до понедельника».

Но стараешься ли ты сам понять другого человека, тем самым сделав его чуточку счастливее?

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

Давайте проверим, умеете ли вы слушать и «слышать» окружающих?

Игра «Испорченный телефон»

Инструкция: 5-6 человек выходят за дверь. Одному из игроков сообщается информация.

Например: Головной убор может сказать о вас многое, почти все. Именно эта деталь гардероба точнее всего отражает характер и темперамент. Чего-чего, а туфель и головных уборов у нас должно быть в изобилии. Но помните: покупая шапку, надо примерить ее с верхней одеждой. Взгляните на себя в зеркало в полный рост. Если женщина невысокая, большая шапка «придавит» ее, а маленькая шапчонка сделает крупную даму «лохнесским чудовищем». Кстати, французы шутят: самое большое издевательство над женщиной – запереть ее в комнате с десятью шляпками и не дать зеркала.

 Задача игрока – запомнить ее и пересказать тому, кто находился за дверью. Затем информация передается от второго к третьему, от третьего к четвертому и т.д. Присутствующие наблюдают, как при передаче информация искажается. Переданную последнему игроку информацию сравнивают с первоначальной, делают выводы.

Вывод: Поиграв в знакомую всем с детства игру, мы наглядно смогли увидеть, что очень часто бывает так, что доверенная кому-то информация, передающаяся из уст в уста, искажается, и нередко такой «испорченный телефон» служит причиной конфликта. Поэтому когда вам доверяют, не стоит делиться полученной информацией, если вас об этом не просили. А если до вас доходят какие-то слухи, то не покупайтесь на это, а коль уж хотите узнать наверняка, то обращайтесь к первоисточнику.

Между людьми, которые вступают во взаимодействие, иногда возникают противоречия, что может явиться причиной ссор и размолвок. Повторюсь, поскольку мы все совершенно разные, то и отношение к конфликтам тоже разное: есть люди совершенно бесконфликтные, которые сделаю все, чтобы избежать столкновения, а некоторые без конфликтов не представляют свою жизнь.

Бывают такие случаи в общении, когда собеседник неправильно интерпретирует интонацию, и возникает конфликт. Например, шел какой-то диалог, а потом…

- А что ты голос на меня повышаешь?

- Да я не повышаю.

- Нет повышаешь!

- Нет, не повышаю! (С раздражением)

- Ты чего орешь?!!!

- Да не ору я!!! (Крича)

Упражнение «Интонация»

Инструкция: учащимся предлагаются карточки с названием эмоции или чувства: удивление, восторг, сожаление, радость, злоба, безразличие, высокомерие, грубость, равнодушие, отвращение.

За основу упражнения берется фраза: Привет! Как неожиданно мы с тобой встретились! Очень рада тебя видеть! Как дела? Что нового произошло, пока мы с тобой не виделись?

После этого учащиеся по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, которое записано на карточке. Остальные – пытаются отгадать, какая эмоция вложена в заданную фразу.           

Сейчас хочу предложить вам простое упражнение на сплочение коллектива.

Упражнение «Коллективный счет»

Инструкция: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа от 1 до 10, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.

При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.

Общей целью группы увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.

Ребята, вам необходимо прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли вам в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

Вывод: Как вы думаете, почему счет не получился сразу? (Все старались вставить свое слово, не прислушиваясь к другим.)

Почему получился потом? (Потому что потом каждый из вас, наверняка, думал не о собственном успехе, а об успехе коллектива в целом.)

Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Поэтому каждый человек, т.е. каждый из вас, по своей сути уникален. Вы – единственный и неповторимый. Вы – нечто новое в этом мире. Каждый из вас обладает своими достоинствами и недостатками. Опора на положительные черты – одна из основ успешного взаимодействия с людьми. Что же помогает нам более комфортно чувствовать себя в коллективе? Постараемся это выяснить.

Упражнение «Влияние группового настроения»      

Инструкция: двоим учащимся предлагается выйти за дверь. Им дают предметы и просят подготовить этюды, используя их не по прямому назначению. Например, зонт (можно использовать как указку, подзорную трубу и пр.) и книгу (можно использовать как зеркало, плеер, видеокассету, ноутбук и пр.).

Остальным учащимся дается следующая установка: первого вошедшего игрока встретить с улыбкой, хорошим настроением, поддерживающими, одобряющими репликами, а второго – наоборот, с недовольным, скучающим видом, безо всякого настроения, агрессивными выкриками.

После просмотра этюдов ребят, которые их продемонстрировали, просят рассказать о том, что они чувствовали, когда показывали свой этюд. (Первый учащийся испытал положительные эмоции, ему было комфортно, уютно, а второму, наоборот, неловко, неудобно, хотелось все бросить, он не понимал, что он делал не так.) Затем педагог объясняет, какую же установку получила вся группа.

Вывод: Как видите, в коллективе особенно важны эмоциональные контакты, способность к сопереживанию, т.е. умению поставить себя на место другого человека.

Упражнение «Цветок души»

Каждому при рождении дается имя. Вы взрослеете, и вместе с вами растет и взрослеет ваше имя. Произнесите вслух свое «взрослое» имя.

У вас в руках «цветок вашей души». Посмотрите на него, почувствуйте его настроение. Какого оно цвета? Выберите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению, приклейте его в центр цветка и напишите то имя, каким вас называют друзья, близкие; имя, которое вам наиболее приятно, или то, каким хотели бы, чтобы вас называли.

(Участники делятся на группы по 5 человек.)

На двух лепестках своего цветка напишите самые главные качества, которые вас характеризуют, ваши достоинства. 4 лепестка оставьте свободными. Передайте свой цветок соседу. На одном из свободных лепестков он запишет то, что ему нравится в человеке, имя которого – в сердцевине цветка. Цветками обмениваетесь до тех пор, пока к каждому не вернется его цветок.

3. Заключительная часть

Рефлексия «Я сегодня...»

Цель: установление обратной связи, анализ информации, опыта, полученных в группе.

Инструкция: Каждый участник группы должен завершить фразу: «Сегодня за время классного часа я понял ...».